Выставка произведений академиков и художников-стажёров творческих мастерских Российской Академии художеств читать ~5 мин.
с 30 Июня
по 30 ИюляСевастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
пр. Нахимова, 9
Севастополь
Творческие мастерские Российской академии художеств – уникальное, не имеющее аналогов, явление в художественном образовании. Современные мастерские имеют более чем полувековую историю – это особая страница в становлении отечественного искусства, ценность российской и мировой культуры. При воссоздании Академии художеств в 1947 году, когда качеству художественного образования придавалось особое значение, для наиболее успешных выпускников институтов была предусмотрена возможность продолжить образование под руководством выдающегося мастера-академика.
На протяжении многих десятилетий Российская академия художеств как государственная академия являлась центром, формирующим и координирующим направления культурной политики в сфере изобразительного искусства и архитектуры. Объединяя лучшие профессиональные творческие силы и представляя собой трехступенчатую систему образования по системе «школа-вуз-академия (творческая мастерская)», Академия художеств на государственном уровне определяла и успешно решала задачи образовательно-воспитательного значения.
Сегодня в довольно сложных условиях, когда социальный статус художника существенно снизился под действием целого спектра проблем политического и экономического характера, Российская академия художеств стремится не только сохранить, но и развить многолетний положительный опыт взаимодействия общества и творца, в том числе и посредством сохранения такой формы как «творческая мастерская». В нестабильной социальной обстановке, когда обстоятельства порой вынуждают художника, окончившего ВУЗ, работать не по специальности, возможность заниматься любимым искусством в стенах Академии становится настоящим спасением.
Обучение в творческой мастерской сегодня не только обеспечивает бесценную возможность непосредственного живого общения с мастером, но и задает безграничный диапазон эксперимента по исследованию и внедрению в современный художественный и образовательный процесс инновационных техник и технологий. Художники, проходящие творческую практику в мастерских – активные участники художественной жизни, лауреаты многих премий и наград. Каждая из мастерских имеет свою историю, традиции и неповторимое лицо, ведь руководителем мастерской становится тот, кто счастливо обладает сочетанием талантов творца и педагога.
В данной экспозиции представлены произведения станковой живописи, монументальной живописи, скульптуры и графики академиков российской академии художеств, художников – стажёров академических творческих мастерских и выпускников московских творческих мастерских.
Для зрителя, привыкшего к изощренной замысловатости некоторых современных арт-проектов, встреча с работами мастерской легендарных братьев-живописцев – академиков РАХ, народных художников СССР Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачевых способна стать настоящим откровением. Полнокровная сила живописи, сочность красок, пластичность мазка – будто воплощение самой безудержной энергии жизни. Пиршество для глаз, глоток свежего воздуха для души. Повседневные сюжеты радуют бесконечностью проявлений земной красоты, озаренной светом радости небесной.
Творчество выпускников мастерской станковой живописи представлено работами академика Дмитрия Белюкина, члена-корреспондента РАХ Дмитрия Шмарина, серией живописных полотен Максима Фаюстова, произведениями других замечательных художников.
В работах молодых художников, наших современников характерные для русской традиции и данной мастерской религиозные темы обретают новое прочтение. Лишенные многословной повествовательности образы на больших холстах, трогают глубиной и точностью затронутых ситуаций, вызывая душевный отклик, напоминая об очень важном и сокровенном. Живопись «ткачевцев» говорит со зрителем без иносказаний и ребусов, открытым и ясным языком, где каждое слово адресовано душе.
Относительно недавно число мастерских-«жемчужин» пополнилось новой – мастерской монументальной живописи. Ее руководителем стал академик РАХ, народный художник РФ Евгений Николаевич Максимов – крупнейший мастер монументального искусства, выдающийся педагог, автор росписей православных храмов по всему миру, в числе которых сложнейшая купольная композиция Храма Христа Спасителя в Москве. В условиях активного процесса воссоздания и строительства храмов в России и за рубежом, особой востребованности профессионалов высокого уровня, воспитанники Е. Н. Максимова успешно работают в области церковного искусства. Вместе с тем, художники мастерской создают яркие и оригинальные произведения в самых разных видах, техниках и направлениях искусства. Экспозиция, прежде всего, поражает широчайшим диапазоном и свободой творческих поисков, в очередной раз, доказывая, что истинная академическая школа не сковывает, а раскрепощает возможности художника, делая их поистине безграничными.
Мастерскую графического искусства под руководством тончайшего пейзажиста и мастера книжной графики академика РАХ, народного художника РФ Алексея Дементьевича Шмаринова отличает благородство сдержанных решений, аристократичность форм и глубина содержательно-пластических поисков. В организации и оформлении книжного пространства в зависимости от поставленной задачи царит либо классическая ясность, либо смелый дух эксперимента. Художники с изяществом и легкостью создают гармоничные образы книг самого широкого диапазона – от классики до детской литературы. Графические станковые серии покоряют виртуозностью исполнения, наделяющей обыденный, на первый взгляд, мотив или сюжет, высокой художественной ценностью. Зритель познакомится с серией офортов на религиозную тему (интерьеры северных храмов России) члена-корреспондента РАХ А. Попова, офортами и живописными работами Евгении Вороновой, храмовыми фресками Ксении Вороновой.
Скульптура, выполненная в стенах мастерской яркого представителя замечательной творческой династии, академика РАХ, народного художника РФ Александра Владимировича Цигаля, свидетельствует о высокопрофессиональном владении пластическим языком и свободе творческого мышления. Обращаясь к различным жанрам, будь то портрет или философская композиция, художники стремятся к выразительности и глубине передачи образа. Яркое тому свидетельство – произведения Евгении и Ивана Седовых, Заура Рзаева, других талантливых авторов.
На выставке представлены эскизы и эстампы к произведениям А. С. Пушкина и Ромена Ролана известнейшего графика, иллюстратора и живописца, академика АХ СССР, Народного художника СССР Евгения Адольфовича Кибрика. Работая руководителем творческой мастерской графики, Евгений Адольфович внёс значительный вклад в сохранение и развитие академической художественной школы.
Знакомство с данной экспозицией, безусловно, будет интересно, как широкому кругу любителей изобразительного искусства, так и специалистам, поскольку предоставляет редкую возможность заглянуть в закрытые творческие лаборатории, узнать о результатах таинственного процесса зарождения большого мастерства.
- «Пауза созерцания». 16+
- «Птица счастья» Ларисы Федотьевой
- Выставка «Книжная иллюстрация 1930х - 1990-х гг. из собрания Государственного музейно-выставочного центра