Выставка ставропольских художников «Дорогами пленэра» читать ~5 мин.
с 14 по 24 Августа
Картинная Галерея им. К.С. Петрова-Водкина
ул. Ленина, д. 89
Хвалынск
По приглашению Поволжского отделения Российской академии художеств и Радищевского музея, поддержке министерства культуры Саратовской области в Хвалынске в Картинной галерее имени К. С. Петрова-Водкина планируется показ выставки «Дорогами пленэра» Объединения художников Юга России «Колесо» (руководитель Олег Калайтанов). Куратор проекта — Светлана Кузнецова, первый заместитель председателя Поволжского отделения РАХ.
Выставка экспонируется с 14 по 24 августа 2019 года в Картинной галерее имени К.С. Петрова-Водкина — филиале Радищевского музея (пл. Ленина, 89)
в рамках проведения IV Межрегионального фестиваля творчества «Хвалынские этюды К.С. Петрова-Водкина». 14 августа планируется торжественное открытие выставки с участием руководителя проекта Олега Калайтанова и его коллег: Натальи Литосовой, Светланы Кукуевой, Анатолия Какалова. На открытие приглашаются участники фестиваля, приехавшие в Хвалынск из Саратова, Пензы, Рязани, Ярославля, Воронежа, Тольятти, а также все интересующиеся современным изобразительным искусством.
О художественном движении – Объединении художников Юга России «Колесо». На протяжении 19 лет активная группа художников-пленэристов во главе с Олегом Калайтановым организует и проводит ежегодные пленэры и выставки на Северном Кавказе. Такое направление в культурной жизни региона получило название Объединение художников Юга России «Колесо». С 2000 года пленэры проводятся в память о выдающемся русском живописце Павле Гречишкине. Феномен преемственности пленэрной традиции, неутомимое желание к изучению окружающего мира – это те явления художественной жизни, которые были основополагающими творческого пути П. М. Гречишкина. Они же легли в основу идеи движения «Колесо».
У истоков пленэрного течения были лишь несколько человек. Сегодня Объединение «Колесо» имеет в своем постоянном составе более 25 участников со всего Южного федерального округа, а также из Центральной России. Пленэрные выезды в течение многих лет проходили в самых живописных местах Северного Кавказа: десятки разных ущелий и поселков Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарских республик, побережья Крыма и Абхазии. Отдельные художники принимали участие в международных пленэрах, проходивших в Китае, Италии, Черногории, Франции, на Кипре. Участники пленэров вспоминают их через призму своих живописных открытий, которые легли сначала в основу этюдных зарисовок, а впоследствии и станковых картин.
В наше время такое явление художественной жизни как пленэр – редкое и не очень популярное. Что заставляет художника из комфортной обстановки мастерской отправиться в «спартанские» условия горного пленэра? Члены Объединения «Колесо», принадлежащие разным живописным школам, собираются в группу для того, чтобы совместно работать, творчески развиваться, обмениваясь опытом друг у друга. Делясь своими впечатлениями, опытом, они оттачивают своё мастерство. Такой процесс способствует совершенствованию творческой мысли, открытию новых живописных и графических приемов. Говоря о приоритетных направлениях деятельности объединения, ведущими остаются: возрождение пленэрной традиции и пропаганда художественного творчества.
На выставке «Дорогами пленэра» в Хвалынске представлены живописные работы и этюды 6 авторов — членов Объединения «Колесо», членов Творческого союза художников России: Олега Калайтанова, Александра Бабича, Натальи Литосовой, Светланы Кукуевой, Анатолия Какалова, Анатолия Соловцева.
Олег Калайтанов представляет несколько крымских этюдов и этюдных работ, посвященных Кавказу. Произведения выполнены акрилом. Пленэрная техника живописи образная, с элементами декоративности. Ему прекрасно удается утрировать сюжет, обобщая увиденные черты природного ландшафта. Колористическая гармония на холсте достигается посредством многолетней пленэрной практики наблюдения за природой. Яркий характер изломов крымской прибрежной линии лег в основу смелых композиционных поисков. Осенние мотивы горных ущелий, в большей степени раскрыли палитру автора.
Наталья Литосова предложила на выставку этюды, посвященные Ставропольскому краю, несколько крымских сюжетов. Ее акриловая техника живописи немногим отличается от масляной. Для нее достижение правдоподобности передачи натуры – одна из приоритетных задач в пленэре. Крымские сюжеты написаны в поселке Новый свет. Исторически знаковое место, с красивой линией побережья – настоящая находка для пейзажиста. Живопись Натальи Литосовой можно отнести и к современному импрессионизму, и к реализму. Через вполне объективную фиксацию действительности автор стремится к чувственному восприятию происходящего. Свет в картинах Натальи Литосовой выступает как основная тема и средство художественной выразительности.
Этюды Светланы Кукуевой, представленные на выставке, написаны в 2013 – 2018 годах на пленэрах в Новороссийске и Карачаево-Черкессии, в творческих поездках по Франции и Китаю. Ценность этой небольшой коллекции этюдов - географической разноплановости. Каждый из них несёт в себе частичку настроения и колорита места своего рождения.
Живопись Анатолия Какалова отличается тонкими колористическими решениями. Особая трогательность и лиричность достигается посредством живописной техники штрих-мазка. Пейзажные плоскости и формы буквально переливаются многообразием оттенков, тонкой игры тепло-холодности. Сюжеты этюдов порой незамысловаты, но некоторая «пустынность» и простота мотива наводят на размышления и добрую задумчивость.
Работы Александра Бабича, представленные на выставке, созданы в последние три года (2017-2019) в формате участия в различных творческих проектах: в международном пленэре «Пластовская осень» в селе Прислониха Ульяновской области на родине Аркадия Пластова; две работы привезены из Северной Осетии с республиканского семинара живописи «Южная палитра» - величественный образ Осетии передан через художественное отражение древних родовых башен близ села Цымити; натурный этюд, написанный на пленэре в Карачаево-Черкесской Республике в поселке Теберда, интересен осенней палитрой. Тонко передано состояние природы: снежные вершины, раннее утро в горах.
Анатолий Соловцев провел несколько самостоятельных пленэров в Таиланде. Экзотические сюжеты, собранные в единую серию «Вдоль берега», добавят ярких красок в экспозицию выставки. Самодельные причалы и лодочки, покосившиеся рыбацкие хижины, тропические растения – все отправляет к самобытности этой страны, её этнокультуре и природе.
Активная пленэрная и выставочная деятельность участников Объединения художников Юга России «Колесо стала ярким и значимым событием в культурной жизни Северного Кавказа. Руководство Поволжского отделения РАХ выражает надежду, что приглашение в 2019 году ставропольских художников на Межрегиональный фестиваль творчества «Хвалынские этюды К. С. Петрова-Водкина» и их активное участие в программе пленэров, мастер-классов, творческих встреч и круглых столов по проблемам современного изобразительного искусства будет способствовать взаимовыгодному творческому обмену между художественными школами, возрождению пленэрной традиции, повышению уровня художественного образования и в целом художественной культуры в Саратовской области и других регионах России.
- «Две старые женщины» Велмы Уоллис, краткое содержание
- Выставка «AquaPaint». Ольга Каменская
- Выставка Александра Киряхно «Реликварий»
- Художественная выставка «Этнопалитра»