Выставка Ульрика Эллер-Рюттер «ANALOG». Живопись и Перформанс читать ~3 мин.
с 14 по 24 Декабря
Галерея «А3»
Староконюшенный переулок, 39
Москва
На выставке немецкой художницы Ульрики Эллер-Рюттер речь идет о чувственно ощутимой «иной составляющей», противопоставляемой гипертрофированной “оцифровке” нашего времени. Непосредственный живой опыт и прикосновение, а не воспроизведение реальности через тачскрин.
В основу выставки положена идея теней, которые представлены в двух медиа: живопись и перформанс. В творчестве Ульрики теням отведена роль главных действующих лиц – господствуя в мерцающих, мимолетно нарисованных цветовых отношениях, они формируют основной сюжет её работ.
Сами объекты, “источники тени”, обрезаны краем холста, и просто исчезают из вида. Художница в своих работах показывает преходящее восприятии времени в пространстве – как несуществующей, легко меняющейся тени. Лейтмотивом является рассказ о вторичности явлений, которые возникают во внешнем пространстве и переносятся во внутреннее путем нанесения на холст.
Эта тема проходит через все творчество Ульрики Эллер-Рюттер. Ее коллекция теней регулярно пополняется во время многочисленных путешествий и арт-интервенций на открытых площадках. Художница исследует скрытые, невидимые стороны человеческого бытия в различных форматах и творческих проявлениях. В многочисленных выступлениях на выставках и перформансах, состоявшихся в Польше, Палестине, Румынии, Южной Африке, Иране и Китае, особое место отведено теме человеческих судеб. Художница часто затрагивает проблемы современного общества, обращается к его маргинальным слоям и фокусируется на судьбах людей, невостребованных обществом, оказавшихся в тени сегодняшнего мира.
В своих художница придает теням движение и, путем взаимодействия со светописью и живым исполнением арий и песен, создает эффект многоуровневого воздействия. В полумраке вставочного зала художница создает так называемое «противостоящее пространство» – оживляет стены и полы, превращая их в проекционные поверхности. Между реальными экспонатами выставки развешены фосфоресцирующие полотна, на которые проецируются и фиксируются на одно мгновение тени зрителей перформанса. Фосфоресцирующий пигмент фиксирует в памяти – время. К светящимся холстам добавляется звук, усиливающий визуальное воздействие и взаимодействующий с “аналоговой” концепцией выставки. Происходящее превращается в зрелищный спектакль, в представление света, тени звука.
В музыкальном сопровождении Фридмана Гейслера (фортепиано, орган, ударные), Ульрика исполняет фрагменты из барочных арий, ораторий и опер Баха, Генделя, Перселла, Перголези. Художница создает своего рода коллаж из этих произведений с фрагментами песен Шуберта и Малера, прерываемые партией ударных и произведениями современных композиторов – например, «Хором теней» Нэлли Закс. Все происходящее вращается вокруг тем: Тень, Темнота, Смерть и Страх. Иллюзия движения времени, с выплывающими из ниоткуда и снова погружающимися в никуда тенями, воссоздается в слайдовом stop-motion шоу.
В одной из своих работ художница путем строгого выдержанного эксперимента зафиксировала на семнадцати листах перемещение тени высохшего цветка агавы в течении десятичасового солнечного дня. Она перерисовывала её каждые полчаса, наблюдая, как тень входит в картину, блуждает по поверхности, постоянно меняя форму, и, наконец, исчезая. Эта серия легла в основу представленной на выставке работы «Солнечные часы».
Спектакли теней, идея которых родилась в 2012 году и которые постоянно трансформировались, обретали новые формы выражения, были представлены широкой публике в Шанхае, Тегеране, Кракове (в тюрьме Монтелюпих, причем представление происходило в тюремной камере с задействованием одного из заключенных), Риме (Пантеон), в костелах Бонна и Кельна.
Ульрика Эллер-Рюттер живет и работает в Бонне и Вуппертале, она – профессор на кафедре живописи и современного искусства в Академии художеств и общественных наук. (Die Alanus Hochschule für Kunst und Gesellschaft, Alfter).
В России работы Ульрики представляются впервые.
Выставка работает 14 декабря по 24 декабря 2017.