Выставка «Художественные лаки. Где живут сказки» читать ~4 мин.
с 25 Сентября
по 22 НоябряБелгородский художественный музей
ул. Победы, 77
Белгород
В Год литературы Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» представляет произведения миниатюрной живописи, созданные по мотивам русского фольклора и художественной литературы. Это изделия знаменитых художественных промыслов Центральной России – Мстеры, Палеха, Холуя и Федоскина, где на протяжении ХХ века успешно и своеобразно развивалась лаковая миниатюра.
Ермолаев Б.М. (1934-2001). Шкатулка "Поход Игоря". 1985.
На сюжет «Слова о полку Игореве». Папье-маше, лак, темпера, миниатюрная живопись. 6,5х19х26 Палех, Ивановская область
Харчев Б.В. (Род. 1948). Шкатулка "Синюшкин колодец". 1988. На сюжет сказа П.П. Бажова. Папье-маше, лак, темпера, миниатюрная живопись. В - 4; Д. - 14,5 Холуй, Ивановская область
Выставка охватывает почти пять десятилетий истории советского и российского искусства с 1950-х по 1990-е гг., представляя произведения лучших мастеров четырёх промыслов. Образцы их творчества, хранящиеся в собрании декоративно-прикладного и народного искусства ГМВЦ «РОСИЗО», отражают эталонное качество художественных центров и многообразие форм отечественной лаковой живописи.
И в России, и за рубежом известны названия древних владимирских сел Мстёра, Палех и Холуй, где с допетровских времен жили целые династии иконописцев. К декоративной росписи лаковых изделий они обратились в 1920-30-е гг., взяв за образец живопись на папье-маше подмосковного села Федоскино, где художники-миниатюристы изначально, с конца XVIII века, разрабатывали светские сюжеты в декоративно-прикладном искусстве.
Бровкин В.А. (Род. 1952). Ларчик "Снегурочка". 1988. На сюжет весенней сказки А.Н. Островского. Папье-маше, лак, темпера, миниатюрная живопись. 10х8х6 Палех, Ивановская область
Ходов В.М. (1942 - 1988). Шкатулка "Мы красная кавалерия». 1968. Папье-маше, лак, темпера, миниатюрная живопись. 3.5х5.7х5.7 Палех, Ивановская область
Новая эстетика оформления лаковой поверхности, созданная 1920-е гг. владимирскими мастерами, органично вобрала в себя многие приемы иконописания – от темперной техники до стилизации фигур и пейзажей. Одна из работ в этой манере дала название выставке: шкатулка «Где живут сказки» исполнена Евгением Жиряковым из Палеха (ныне Ивановская область). В федоскинских же изделиях и в XIX, и в XX веках миниатюрная живопись маслом воспроизводила преобладавший в светском станковом искусстве «большой стиль» -- романтический и реалистический. Примером служит портрет А.С.Пушкина, написанный Виктором Липицким на крышке сувенирной коробочки.
В компактную экспозицию из 60-ти предметов включены различные формы расписных изделий из папье-маше, украшенных яркой и прихотливой росписью. Используя литературную основу – известные и популярные в народе сказки, былины, песни, художники создают на небольшой плоскости сложнейшие композиции. На крышках и боковых гранях шкатулок, ларчиков, миниатюрных секретеров, а также тарелок, пластов и других декоративных изделий пытливый и внимательный зритель увидит любимых с детства героев и их деяния в специфической стилевой трактовке.
Клипов А. Н. (Род. 1942). Коробочка «Сказка об Иване-Царевиче и Сером Волке». 1985. Папье-маше, лак, темпера, миниатюрная живопись. 5х7,5х6 Палех, Ивановская область
Борунов А.В. (1920 - 1994). Шкатулка «Ой, мороз, мороз». 1978.
На сюжет песни (стихи Марии Уваровой). Папье-маше, лак, темпера, миниатюрная живопись. 5,5х17х24 Палех, Ивановская область
В стихию народной культуры с её поэтикой и особой эстетикой вовлечены миниатюристами и авторские литературные произведения. Палешане Николай Лопатин и Александр Терехин, Владислав Некосов, Владимир Седов и Константин Струнин из Мстёры, Борис Киселев и Петр Митяшин из Холуя, как и множество их коллег, создали своего рода свод иллюстраций к сказкам Пушкина, к поэме «Руслан и Людмила». Затейливой формы ларчик «Снегурочка», расписанный Владимиром Бровкиным из Палеха, передал мистическую атмосферу сказки А.Н. Островского. Борис Новоселов из села Холуй украсил шкатулку «Аленький цветочек» не только выразительной сценой на сюжет сказки С.Т. Аксакова, но и декором по всем граням основания. Тот же принцип использовала палешанка Маргарита Мамина-Буторина в ларце «Иван-Царевич». В сложное повествование, сводя воедино разновременные события и разные пространственные планы, превратила Галина Белоусова роспись палехской шкатулки по мотивам сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил».
Многофигурные композиции на черном или цветном лаковом фоне непременно дополняются элементами пейзажа: кремли, храмы, фантазийные виды городов; «кудрявые» облака, луга, усыпанные цветами, рощи, состоящие из деревьев с раскидистой кроной и стволами, вторящими движению персонажей. В сочетании с характерным для иконописной манеры вихрем драпировок – парусов и одеяний, словно подхваченных порывом ветра, -- это усиливает орнаментальность произведения.
Конышева Л.И. (Род. 1947). Шкатулка "На закате ходит парень". 1981. На сюжет песни (стихи М.В. Исаковского). Папье-маше, лак, темпера, миниатюрная живопись. 4х20х12 Палех, Ивановская область
Белгородский художественный музей
Белгород, ул. Победы, 77
Выходной – вторник, последняя пятница каждого месяца – санитарный день.
Время работы: с 10.00 до 19.00; четверг с 11.00 до 20.00
- Греческий сюжет. Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова
- «Палехские сказки»
- Персональная выставка «Магия символа»
- Выставка «Народные художественные промыслы России»
- Выставка «Защитники Отечества. Военно-историческая тема в лаковой миниатюрной живописи»