Игорь Эммануилович Грабарь Grabar, Igor
1871,1960О нём можно сказать, что он счастливчик. И дело вовсе не в том, что ему постоянно везло. Дело в другом – он занимался тем, что любил больше всего – живописью. Он это делал всю свою жизнь, все свои почти девяносто лет жизни.
Игорь Грабарь
О нём можно сказать, что он счастливчик. И дело вовсе не в том, что ему постоянно везло. Дело в другом – он занимался тем, что любил больше всего – живописью. Он это делал всю свою жизнь, все свои почти девяносто лет жизни. Но при этом сумел избежать страшные тридцатые годы и выдержать испытания временем. Можно сказать, что он был обласкан советской властью, а можно и написать о том, что благодаря ему в реставрационных мастерских восстанавливались многие шедевры русской иконописи. Он жил своим трудом, занимался всю жизнь любимым делом. Вот это и есть счастье.
И всё же вернёмся к детству. А оно было из разряда интереснейших. Родился он в Будапеште, в русской семье, но то место где ему пришлось родиться называлось Угорской Русью. Это Карпаты и на тот момент эта территория входила в состав Австро-Венгерской империи. А дальше дела обстояли так: вся многочисленная семья была вовлечена в политическое противостояние- воевали против «мадъяризма». Но борьба никакой пользы не принесла и толком ничего такого не произошло, зато начались гонения и аресты. В итоге и мать художника и его дед оказались на скамье подсудимых, и им грозила смертная казнь. Отец перевёз всю семью в Россию, вскоре к ним присоединилась и его мать с дедом.
В России всё и началось. По воспоминаниям самого художника, он не помнит, чтобы он когда-нибудь не рисовал. Всё время краски, карандашные наброски – и всюду рисунки, этюды, зарисовки. Жили они тогда в провинциальном городке Егорьевске. Там и учился Игорь Грабарь и именно там он получил первые уроки рисования. Затем была Москва, где он учился в гимназии. Правда в этой учёбе был минус – он не был богат как его соученики и потому получал всё время приличную порцию презрения. Но его это не беспокоило так сильно, у него уже был свой мир, свой предел мечтаний. У него уже была живопись. Он учился в будни, а в выходные дни просто пропадал в Третьяковке или же на квартирах, где часто встречались талантливые молодые художники. Именно там он познакомился с Василием Поленовым и другими знаменитыми уже авторами. Именно в Москве он научился писать масляными красками и освоил технику пейзажа, натюрморта, портретной живописи. Но кроме всего прочего Грабарь увлёкся литературной деятельностью: писал критические статьи или же биографии художников или же статьи так или иначе связанные с искусством. А потом…
Потом был переезд в Санкт-Петербург. И вскоре он поступил в Академию искусств, чтобы уже окончательно утвердится как профессиональный художник. Правда уже и до поступления туда он был достаточно известен, поскольку много писал пейзажей, которые были весьма популярны среди знающей публики. Учёба в Академии не прошла даром, он впитывал как губка знания и оттачивал своё мастерство. При великих учителях, таких как Куинджи или Репин особо не забалуешь. Но при этом Грабарь продолжал писать «Историю русского искусства». После окончания Академии он продолжил активно работать, но при этом вдруг страстно увлёкся архитектурой.
Самое плодотворное в его работах – написание на полотне зимы. Он очень любил делать пейзажи с инеем. Уж как только он его не изображал: и ранним зимним утром, и в полдень и перед закатом, но при этом ни одно полотно не повторялось.
Грабарь был директором Третьяковской галереи как раз в то время когда начинались сталинские чистки в обществе и тут художник поступил крайне осмотрительно. Он покинул все посты, которые ему дала советская власть и вернулся к работе над полотнами. Да, он снова стал художником. Бюрократическая рутина не давала простору его фантазии и потому часто он рисовал мысленно, но тут он просто покинул все посты и просто снова стал простым художником. И рисовал, творил минуя все исторические перепутья советской страны.
Алексей Васин
Картины Игоря Эммануиловича Грабаря в других альбомах
Игорь Грабарь
О нём можно сказать, что он счастливчик. И дело вовсе не в том, что ему постоянно везло. Дело в другом – он занимался тем, что любил больше всего – живописью. Он это делал всю свою жизнь, все свои почти девяносто лет жизни. Но при этом сумел избежать страшные тридцатые годы и выдержать испытания временем. Можно сказать, что он был обласкан советской властью, а можно и написать о том, что благодаря ему в реставрационных мастерских восстанавливались многие шедевры русской иконописи. Он жил своим трудом, занимался всю жизнь любимым делом. Вот это и есть счастье.
И всё же вернёмся к детству. А оно было из разряда интереснейших. Родился он в Будапеште, в русской семье, но то место где ему пришлось родиться называлось Угорской Русью. Это Карпаты и на тот момент эта территория входила в состав Австро-Венгерской империи. А дальше дела обстояли так: вся многочисленная семья была вовлечена в политическое противостояние- воевали против «мадъяризма». Но борьба никакой пользы не принесла и толком ничего такого не произошло, зато начались гонения и аресты. В итоге и мать художника и его дед оказались на скамье подсудимых, и им грозила смертная казнь. Отец перевёз всю семью в Россию, вскоре к ним присоединилась и его мать с дедом.
В России всё и началось. По воспоминаниям самого художника, он не помнит, чтобы он когда-нибудь не рисовал. Всё время краски, карандашные наброски – и всюду рисунки, этюды, зарисовки. Жили они тогда в провинциальном городке Егорьевске. Там и учился Игорь Грабарь и именно там он получил первые уроки рисования. Затем была Москва, где он учился в гимназии. Правда в этой учёбе был минус – он не был богат как его соученики и потому получал всё время приличную порцию презрения. Но его это не беспокоило так сильно, у него уже был свой мир, свой предел мечтаний. У него уже была живопись. Он учился в будни, а в выходные дни просто пропадал в Третьяковке или же на квартирах, где часто встречались талантливые молодые художники. Именно там он познакомился с Василием Поленовым и другими знаменитыми уже авторами. Именно в Москве он научился писать масляными красками и освоил технику пейзажа, натюрморта, портретной живописи. Но кроме всего прочего Грабарь увлёкся литературной деятельностью: писал критические статьи или же биографии художников или же статьи так или иначе связанные с искусством. А потом…
Потом был переезд в Санкт-Петербург. И вскоре он поступил в Академию искусств, чтобы уже окончательно утвердится как профессиональный художник. Правда уже и до поступления туда он был достаточно известен, поскольку много писал пейзажей, которые были весьма популярны среди знающей публики. Учёба в Академии не прошла даром, он впитывал как губка знания и оттачивал своё мастерство. При великих учителях, таких как Куинджи или Репин особо не забалуешь. Но при этом Грабарь продолжал писать «Историю русского искусства». После окончания Академии он продолжил активно работать, но при этом вдруг страстно увлёкся архитектурой.
Самое плодотворное в его работах – написание на полотне зимы. Он очень любил делать пейзажи с инеем. Уж как только он его не изображал: и ранним зимним утром, и в полдень и перед закатом, но при этом ни одно полотно не повторялось.
Грабарь был директором Третьяковской галереи как раз в то время когда начинались сталинские чистки в обществе и тут художник поступил крайне осмотрительно. Он покинул все посты, которые ему дала советская власть и вернулся к работе над полотнами. Да, он снова стал художником. Бюрократическая рутина не давала простору его фантазии и потому часто он рисовал мысленно, но тут он просто покинул все посты и просто снова стал простым художником. И рисовал, творил минуя все исторические перепутья советской страны.
Алексей Васин
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Комментирование недоступно Почему?