Питер Брейгель Старший – Поклонение волхвов
1564, 111x83
Где находится оригинал: Национальная галерея, Лондон (National Gallery, London).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Перед нами полотно Поклонение волхвов, написанное Иеронимом Босхом. В центре композиции, в центре своего мира, находится Святое Семейство: Дева Мария, смиренно держащая на руках младенца Иисуса, и рядом Иосиф. Их окружают трое волхвов — мудрецы с Востока, принёсшие дары младенцу.
Один из волхвов, облачённый в пурпурную мантию, держит в руках золотую чашу, явно предлагая ее. Другой, в драгоценных одеждах, преклонил колени перед младенцем, передавая ему свой дар. Третий, в белом одеянии, стоя на некотором расстоянии, также держит в руках чашу с драгоценностями.
Но помимо прямого библейского сюжета, здесь есть и подтексты. Босх изображает не только благоговение и почитание, но и, возможно, намекает на сложность мира, в котором предстоит жить младенцу. В толпе, стоящей позади, мы видим людей в различных нарядах, среди них и воины, что может символизировать испытания и борьбу. Интересно, что лица многих персонажей, особенно из толпы, не выражают искреннего благоговения, а скорее любопытство, недоумение или даже скептицизм.
Кроме того, обратите внимание на детали: драгоценные подарки волхвов, богато украшенные одежды, символизирующие земную власть и богатство, противопоставляются скромности Святого Семейства. Это может быть размышлением о соотношении духовного и материального, о ценности истинной веры перед лицом мирской суеты.
Картина полна символизма, характерного для Босха, заставляя зрителя задуматься не только о рождении Спасителя, но и о его земном пути, о природе веры и о месте человека в мире.