Иван Никитич Никитин Nikitin, Ivan (1690-1742)
1690,1742Петровские реформы конца XVII начала XVIII столетий затронули все основные сферы жизни русского народа. Они внесли существенные изменения в привычное религиозное искусство, добавив светские ноты, свойственные Европе Нового времени. Пётр I активно отправлял на обучение за границу молодых специалистов, среди которых и Иван Никитин, ставший впоследствии гордостью императора и, был признан основателем русской портретной школы XVII века.
Иван Никитич Никитин
«Живописец Иван» родился примерно в 1690 г., в семье московских церковников. Предположительно обучался в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, под руководством Адриана Шхонебека — специалиста из Голландии. В 1711 г. поступил в ученичество к немецкогому художнику Иоганну Готфриду Таннауэру в Петербурге, прибывшего работать по приглашению.
Положительно зарекомендовав себя при дворе, в 1716 г. Иван Никитин, вместе с братом Романом, был отправлен на обучение за границу. В течение четырёх лет его наставниками становятся многие известные мастера той эпохи, в числе которых Томмазо Реди и Никола де Ларжильер.
Завершив обучение в 1720 г., Иван Никитин возвращается ко двору, где занимает место любимого художника Петра I. Его кисти принадлежит портрет императора на смертном одре.
В 1732 г. Иван, вместе с братьями Романом и Иродионом, был заключён в Петропавловскую Крепость, где отбывал наказание за распространение пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича. По истечении пяти лет выслан пожизненно в Тобольск.
После кончины Анны Иоанновны в 1741 г. братья были реабилитированы. В 1742 г. Иван Никитич Никитин выехал в Москву, но так и не вернулся, скончавшись по дороге.
Начало творчества
В ранних полотнах художника, написанных до 1716 г., легко прослеживается связь с традиционной парсунной живописью. Портрет Прасковьи Ивановны, племянницы Петра, написан жёсткими мазками, цветовые пятна лежат отдельно, изображение несёт плоский характер, анатомическое строение фигуры передано лишь приблизительно. Статичность работе придаёт глухой тёмный фон, отсутствие теней, условно намеченная световоздушная среда.
Однако, уже на этом этапе творчества, автор стремится отойти от старых традиций. Изображение лица Прасковьи Ивановны отражает поэтический образ, характер и внутренний мир молодой царевны.
Впоследствии Никитин создаёт ряд подобных портретов — Прасковьи Фёдоровны, Натальи Алексеевны и казака в красном кафтане. Они реалистичны, убедительны и достоверны.
Зрелые полотна
Работы, созданные живописцем, вернувшимся из-за границы, отличаются прекрасной техникой и новыми приёмами живописи. Но он по-прежнему остаётся верен себе. Узнаваемые черты полотен, присущие раннему творчеству мастера, теперь становятся его визитной карточкой. Никитин создаёт несколько портретов Петра I. Они значительно отличаются картин современников — в облике императора видна вся мощь Государства Российского, его волевой характер и бремя власти, лежащее на расправленных плечах.
Со временем художник оживляет свои образы. И вот молодой Григорий Строганов застыл на портрете в живом полуобороте. Фигура, погружённая в тень, акцентирует внимание на заинтересованном взгляде и высветленном одухотворённом лице. Автор тонко работает с колоритом, мастерски сочетая серебристую и золотисто-коричневую гамму.
Иван Никитин не льстит и не украшает. Он старается донести правдивую информацию, показать неповторимость каждого человека. На полотне «Канцлер Российской империи» изображён современник художника — государственный чиновник и дипломат Головкин Гавриил Иванович. Он утомлён, насторожён и лукав. Картина «Напольный гетман» показывает немолодого волевого и мужественного человека. Он Воин, всегда готовый встретить врага, его глаза воспалены, а щёки темны от загара. Утончённость юной и миловидной царевны Анны Петровны, напротив, умело подчёркнута серебристыми, голубоватыми и розоватыми тонами. В одной из лучших своих картин, «Пётр I на смертном ложе», живописец точно передаёт настроение торжественности и всеобщей скорби, несмотря на короткие сроки его исполнения.
В своих работах Иван Никитич Никитин добивается поразительного внешнего сходства, приоткрывает завесу, прячущую внутренний мир современников. «Портретных дел мастер», приближённый художник Петра Великого, по праву признан одним из основателей русской школы живописи XVIII века.
Картины Ивана Никитича Никитина в других альбомах
Петровские реформы конца XVII начала XVIII столетий затронули все основные сферы жизни русского народа. Они внесли существенные изменения в привычное религиозное искусство, добавив светские ноты, свойственные Европе Нового времени. Пётр I активно отправлял на обучение за границу молодых специалистов, среди которых и Иван Никитин, ставший впоследствии гордостью императора и, был признан основателем русской портретной школы XVII века.
Иван Никитич Никитин
«Живописец Иван» родился примерно в 1690 г., в семье московских церковников. Предположительно обучался в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, под руководством Адриана Шхонебека — специалиста из Голландии. В 1711 г. поступил в ученичество к немецкогому художнику Иоганну Готфриду Таннауэру в Петербурге, прибывшего работать по приглашению.
Положительно зарекомендовав себя при дворе, в 1716 г. Иван Никитин, вместе с братом Романом, был отправлен на обучение за границу. В течение четырёх лет его наставниками становятся многие известные мастера той эпохи, в числе которых Томмазо Реди и Никола де Ларжильер.
Завершив обучение в 1720 г., Иван Никитин возвращается ко двору, где занимает место любимого художника Петра I. Его кисти принадлежит портрет императора на смертном одре.
В 1732 г. Иван, вместе с братьями Романом и Иродионом, был заключён в Петропавловскую Крепость, где отбывал наказание за распространение пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича. По истечении пяти лет выслан пожизненно в Тобольск.
После кончины Анны Иоанновны в 1741 г. братья были реабилитированы. В 1742 г. Иван Никитич Никитин выехал в Москву, но так и не вернулся, скончавшись по дороге.
Начало творчества
В ранних полотнах художника, написанных до 1716 г., легко прослеживается связь с традиционной парсунной живописью. Портрет Прасковьи Ивановны, племянницы Петра, написан жёсткими мазками, цветовые пятна лежат отдельно, изображение несёт плоский характер, анатомическое строение фигуры передано лишь приблизительно. Статичность работе придаёт глухой тёмный фон, отсутствие теней, условно намеченная световоздушная среда.
Однако, уже на этом этапе творчества, автор стремится отойти от старых традиций. Изображение лица Прасковьи Ивановны отражает поэтический образ, характер и внутренний мир молодой царевны.
Впоследствии Никитин создаёт ряд подобных портретов — Прасковьи Фёдоровны, Натальи Алексеевны и казака в красном кафтане. Они реалистичны, убедительны и достоверны.
Зрелые полотна
Работы, созданные живописцем, вернувшимся из-за границы, отличаются прекрасной техникой и новыми приёмами живописи. Но он по-прежнему остаётся верен себе. Узнаваемые черты полотен, присущие раннему творчеству мастера, теперь становятся его визитной карточкой. Никитин создаёт несколько портретов Петра I. Они значительно отличаются картин современников — в облике императора видна вся мощь Государства Российского, его волевой характер и бремя власти, лежащее на расправленных плечах.
Со временем художник оживляет свои образы. И вот молодой Григорий Строганов застыл на портрете в живом полуобороте. Фигура, погружённая в тень, акцентирует внимание на заинтересованном взгляде и высветленном одухотворённом лице. Автор тонко работает с колоритом, мастерски сочетая серебристую и золотисто-коричневую гамму.
Иван Никитин не льстит и не украшает. Он старается донести правдивую информацию, показать неповторимость каждого человека. На полотне «Канцлер Российской империи» изображён современник художника — государственный чиновник и дипломат Головкин Гавриил Иванович. Он утомлён, насторожён и лукав. Картина «Напольный гетман» показывает немолодого волевого и мужественного человека. Он Воин, всегда готовый встретить врага, его глаза воспалены, а щёки темны от загара. Утончённость юной и миловидной царевны Анны Петровны, напротив, умело подчёркнута серебристыми, голубоватыми и розоватыми тонами. В одной из лучших своих картин, «Пётр I на смертном ложе», живописец точно передаёт настроение торжественности и всеобщей скорби, несмотря на короткие сроки его исполнения.
В своих работах Иван Никитич Никитин добивается поразительного внешнего сходства, приоткрывает завесу, прячущую внутренний мир современников. «Портретных дел мастер», приближённый художник Петра Великого, по праву признан одним из основателей русской школы живописи XVIII века.
Комментирование недоступно Почему?