Жан Оноре Фрагонар Fragonard, Jean Honore (1732-1806)
1732,1806Жан Оноре Фрагонар – признанный любитель, импровизатор французского искусства XVIII века. Прославленный мастер живописи и гравюры, он смело экспериментировал и отступал от натиска классицизма. Внутренние повороты его жизненного пути нашли отражение в сотнях произведений.
Картины Жан Оноре Фрагонара в других альбомах
Жан Оноре Фрагонар в Энциклопедии искусств
Жан Оноре Фрагонар, жизнь и творчество
Жан Оноре Фрагонар – признанный любитель, импровизатор французского искусства XVIII века. Прославленный мастер живописи и гравюры, он смело экспериментировал и отступал от натиска классицизма. Внутренние повороты его жизненного пути нашли отражение в сотнях произведений.
Начало творческого пути
5 апреля 1732 года, в Грассе на юге Франции, в семье перчаточника и торговца галантереей, родился сын. Неудачное капиталовложение разорило семью, и она переезжает в Париж. В юном возрасте Жана устроили клерком в нотариальную контору, но занятие не приносило удовольствия, а его мысли были отданы живописи. Склонность юноши к рисованию была подмечена нотариусом. При очередной встрече с родителями мальчика, он советует прислушаться к желанию сына и отправить его на обучение художественному ремеслу.
Первым шагом на пути к изменению профессиональной деятельности, послужило знакомство с известным живописцем Франсуа Буше. Просмотрев работы юноши, мастер вынес вердикт – они недостаточно хороши для мастерской, и порекомендовал родителям обратиться к Жану-Батисту Шардану. Но молодой ученик не оставлял надежд учиться у великого живописца, и через шесть месяцев занятий у Шардана успешно возвратился к кумиру Буше.
Фрагонар был пленён свободой, лёгкостью и весёлой фантастичностью живописи учителя. Почерк наставника он оставил во многих полотнах. Чувственная нега, изысканная декоративность, ощущение радости бытия нашли отражение в ранних произведениях Жана. Его рисунки не могли отличить от работ учителя. В этот период он часто пишет юных поселянок с оголённой грудью, в окружении цветов и пухлых младенцев. Такие произведения пользовались спросом и отдавали дань изощрённости рококо. Фрагонар мог продолжать в этом направлении работать и безбедно жить. Но он пошёл дальше и начал углублённо изучать стиль Рембрандта.
Этапы взрослой живописи
Стремление к высокому и глубокому искусству молодого художника, были замечены Буше, и он порекомендовал взять участие в римском академическом конкурсе. С этой целью было написано полотно «Жертвоприношение Иеровоама», которое подарило победу и возможность жить и работать в Италии. Но для получения награды необходимо было проучиться три года в школе Карла Ванло.
Во Французской Академии Рима, Фрагонар познакомился с античным и ренессансным искусством. Его поразили шедевры Микеланджело и Рафаэля. Совершенствовать свой стиль в заведении не удалось, потому что официальной ориентацией обучения выступало копирование. Стать самим собой и отразить собственное видение мира помогло знакомство с живописцем Юбером Робером и любителем искусства Сен-Ноном.
Погружённый в мир чужих образов, он с лёгкостью меняет направление в рисовании. Сотрудничество с новыми знакомцами пробуждает дремавшие в художнике таланты. Совместная поездка на юг Италии открыла блистательный период карьеры Фрагонара. Результатом стало роскошное и богато иллюстрированное художественное издание большого формата, в его состав входили и гравюры. Основой выступали зарисовки уличных сцен, пейзажей, архитектуры.
Возвратившись в Париж, художник выставляет картину «Смерть Кортеса». Она произвела небывалый фурор и сыграла роль пропускного билета для вступления в королевскую академию художеств. В этот временной промежуток Жан много времени уделяет и гравюре. Создаёт одновременно серию полотен, рисуя французские парки. Он проявил блестящие графические способности. Отражая парковые местности, использует бистр, сангину, акварель, тушь. Рисунки демонстрировали свежесть полученных впечатлений совместно с фантастическими элементами. «Игра в жмурки», «Праздник в Рамбуйе» передают невероятную насыщенность светом и воздушность.
Фрагонар был увлекающейся личностью, он постоянно менял стиль изображения, перестраивал свою лиру и писал в различных направлениях. Его шедевр «Качели» наполнен трепетом, чувственностью и счастьем. Декоративный колорит гармонично пересекается с композиционным ритмом. Одновременно написанные портретные произведения разрушали устоявшиеся каноны того времени. Запечатлённый в момент озарения философ на полотне «Портрет Дени Дидро» доказывает это. Работа экспрессивна и динамична, а её цветовое решение говорит об изменчивости натуры.
Заключительная часть творчества
Вскоре после возвращения во Францию, Жан прекратил писать на исторические темы и решил следовать вкусам эпохи. В то время небывалой популярностью пользовался идеалистический жанр и пастораль в духе его учителя Буше. Хотя критики и возмущались резким изменением в живописи Фрагонара, им пришлось признать, что новые объекты имеют огромный успех и прочно входят в моду. Изображённые интимные сцены, сюжеты с эротическим подтекстом и пасторали были проданы по большой цене. Жан продолжает писать портреты, миниатюры. Работает над офортным гравированием. Лучшими считаются гравюры – «Шкаф», «Антоний и Клеопатра», «Вечеря в Эммаусе». Хорошо продаются акварели и пастели. Художник становится не только модным, а ещё и богатым.
Но началась французская революция. В это непростое для страны время Жан был хранителем Национального музея Лувра и членом жюри художественных выставок. В искусство входит новейший стиль – классицизм. Перемена лишает Фрагонара популярности и полностью разоряет его.
В 1793 году он посещает родной Грасс. А в начале XIX столетия возвращается в Париж, где 22 августа 1806 года в возрасте 74 лет умирает. Его работы украшают сегодня музеи, собрания картин, галереи, среди них Лувр и Государственный Эрмитаж. Его имя носят фабрика и музей духов Fragonard во Франции. Этот великий человек оставил неизгладимый след в искусстве XVIII-XIX веков, тесно связав живопись и графику, воспевающих радость бытия и обладающих неимоверным вкусом исполнения.
Оксана Белик
КОММЕНТАРИИ: 22 Ответы
Альбом обновлён, приятного просмотра!
Комментирование недоступно Почему?