Пьетро да Кортона Pietro da Cortona (1596-1669)
1596,1669Пьетро да Кортона в Энциклопедии искусств
Пьетро да Кортона (Пьер де Кортоне на французском, оригинальное имя Пьетро Берреттини) родился 1 ноября 1596 года в Кортоне, Тоскана, Италия, умер 16 мая 1669 года в Риме, в те времена Папские штаты. Итальянский архитектор, художник и декоратор, выдающийся представитель стиля барокко.
Пьетро учился в Риме примерно с 1612 года у малоизвестных флорентийских живописцев Андреа Комоди и Баччо Чиарпи и находился под влиянием античной скульптуры и работ Рафаэля. Самыми важными из его ранних картин были три фрески (1624-26) в Санта-Бибиана в Риме. В 1620-х годах он расписал виллу дель Пиньото недалеко от Рима и, возможно, ещё одну виллу в Кастель-Фузано, для семьи Саккетти и для других своих покровителей.
Его слава достигла своего апогея в 1630-х годах после работы над фресками в церкви Святых Луки и Мартины в Риме (1635-50) и потолочной фреской «Аллегория Божественного Провидения» (1633-39) в дворце Барберини. Строительство церкви Святых Луки и Мартины было проспонсировано больше флорентийскими, чем римскими источниками, в результате чего архитектура барокко отличается от архитектуры Бернини или Борромини. Потолок Большого зала в Дворце Барберини (теперь это Национальная галерея) был задуман как красочное прославление Папы Римского, Урбана VIII, и с этой задачей Пьетро справился мастерски. Его сильный цвет и крутая перспектива напоминают Веронезе, чьи работы Пьетро, возможно, видел в Венеции в 1637 году.
Также в 1637 году Пьетро посетил Флоренцию, где начал рисовать фрески в дворце Питти, представляющие «Четыре века человечности» для великого князя Фердинанда II Тосканского. В 1640 году он вернулся, чтобы закончить их, и расписал потолки нескольких залов во Дворце Планет. Он обрабатывал всю поверхность как единое целое, добавляя при помощи резьбы множество натуральных штукатурных украшений, частично позолоченных.
Он вернулся в Рим в 1647 году, где он написал фрески для Санта-Мария в Валличелле и потолок длинной галереи дворца Памфили на площади Навона (1651-54) для Папы Иннокентия X. Его главные архитектурные работы этого периода были Фасады Санта-Мария-делла-Пейс (1656-57) – возможно, это его самая необычная концепция и Санта-Мария в Виа Лата в Риме (1658-62). Он также создал проекты для модернизации дворца Питти и восточного фасада Лувра в Париже (1664). С 1634 по 1638 год он возглавлял Академию Святого Луки в Риме. Несмотря на явную связь между его архитектурной деятельностью и его живописью, между ними нет никакой физической связи – он никогда не украшал ни одну из своих церквей.
Комментирование недоступно Почему?