Василий Васильевич Верещагин – Нищие в Самарканде. 1870
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На картине Нищие в Самарканде художника Василия Верещагина изображена сцена из жизни среднеазиатского города, где на фоне массивной, обветренной стены стоят три нищих. Центральная фигура, передний план, выделяется своей яркой, орнаментированной одеждой, отороченной мехом шапкой и красным платком, повязанным на голове. В руке он держит посох, а рядом с ним свисает фляга. Его поза, слегка откинувшаяся назад, и выражение лица передают чувство усталости и, возможно, смирения.
Левее, ближе к стене, сидит на земле мужчина в сером халате, сложив руки на коленях. Его взгляд направлен вниз, подчёркивая его позу и придаёт ощущение пронзительной грусти. Ещё левее, чуть дальше, стоит другой нищий, облачённый в светлый халат и белый тюрбан. Он опирается на посох, его взгляд также направлен вниз. На дальнем плане виднеется архитектурный элемент, напоминающий минарет, и фигуры других людей, проходящих мимо, что создаёт ощущение будничного, но в то же время контрастного окружения.
Подтексты картины многогранны. Верещагин, известный своим интересом к восточным культурам и критическим изображением действительности, вероятно, стремился показать не только социальное неравенство и бедность, но и духовное состояние людей, их достоинство даже в условиях нищеты. Яркие одежды нищих, несмотря на их положение, говорят о сохранившейся эстетике и национальной самобытности. Контраст между величественной стеной, символом времени и истории, и уязвимостью людей, подчёркивает вечность человеческих проблем. Картина может рассматриваться как символ стойкости человеческого духа перед лицом трудностей, а также как социальный комментарий к проблемам бедности в восточных странах XIX века.