Фра Анджелико Fra Angelico (1400-1455)
1400,1455Фра Анджелико, («Среди ангелов» с итальянского), оригинальное имя Гвидо ди Пьетро, также называемый Фра Джованни да Фьезоле и Беато Анжелико – один из величайших художников XV века, чьи работы в рамках стиля раннего Возрождения воплощают безмятежный религиозный настрой и отражают сильное классическое влияние. Он родился около 1400-го года в Виккьо, республика Флоренция, умер 18 февраля 1455 года в Риме.
Табернакль Линайоли
Алтарь монастыря Сан Марко
Кортонский алтарь
Алтарь церкви Святого Доминика
Алтарь Коронования Марии
Алтарь церкви Святой Троицы
Алтарь из Перуджи
Росписи шкафа для серебряной утвари
Сцены из жизни Христа
Фрески монастыря Сан Марко во Флоренции
Номера по кельям. 1438-45
Фрески капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане
1447-49
Кортонский полиптих
Алтарь Общества Святого Франциска
Страшный суд
Фра Анджелико в Энциклопедии искусств
Фра Анджелико, («Среди ангелов» с итальянского), оригинальное имя Гвидо ди Пьетро, также называемый Фра Джованни да Фьезоле и Беато Анжелико – один из величайших художников XV века, чьи работы в рамках стиля раннего Возрождения воплощают безмятежный религиозный настрой и отражают сильное классическое влияние. Он родился около 1400-го года в Виккьо, республика Флоренция, умер 18 февраля 1455 года в Риме. Большое количество работ, выполненных им, представляют собой алтари и фрески, созданные для церкви и монастыря Сан-Марко во Флоренции, в то время, когда он жил там.
На самом деле, Гвидо ди Пьетро родился в городе Виккио ди Муджелло, к северо-востоку от Флоренции где-то в конце четырнадцатого века. Дата его рождения, которую Вазари описывает как 1387 год и которая была переформулирована некоторыми учеными ближе к 1400-му году, была, вероятно, около 1390-1395 годов, так как в 1417 году Гвидо ди Пьетро, еще непрофессионал, уже был задокументирован как художник и в следующем году ему заплатили престижную комиссию за часть алтаря для церкви Санто-Стефано-аль-Понте.
Имеется документ 1418 года, в котором записана оплата Анжелико комиссии за неизвестную работу. Эта запись подтверждает, что к тому времени его карьера в качестве независимого художника уже шла полным ходом.
Незадолго до 1423 года Гвидо отмечен среди доминиканских монахов в монастыре Сан-Доменико в Фьезоле, получив имя Фра Джованни. Наименование «Фра Анджелико» стало актуальным только в девятнадцатом веке; оно происходит от аббревиатуры эпитета «pictor angelicus», который впервые был применен к нему в ранних доминиканских источниках и был распространен со времен Вазари (речь идет о рукописи из «Библиотеки во Флоренции» – «Богословии Фра Доменико ди Джованни да Корелья», написанной во второй половине пятнадцатого века).
Анжелико знал и внимательно следил за всеми новыми художественными тенденциями своего времени, прежде всего за представлением пространства с помощью перспективы. В таких работах, как Страшный суд (1440–45) и, например, Коронация Богородицы (ок.1430–32) человеческие фигуры, отступающие назад, сами создают ощущение пространства, подобное тому, что изображено на картинах Масаччо, великого флорентийского современника Анджелико.
Самая ранняя работа Анджелико, которую можно с уверенностью датировать, – это триптих огромных размеров, который он написал для гильдии торговцев бельем (или Arte dei Linaiuoli). Он датирован 11 июля 1433 года. Заключенный в мраморную святыню по проекту флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти, этот алтарь представляет Деву с младенцем, монументально обращенных вперед и окруженных очаровательными ангелами, развивающими мотив «Мадонны Звезды». Группа имеет сходство с флорентийским Маэстой (Мадонна с младенцем на престоле в величестве) 14-го века, но влияние Масаччо можно увидеть в формализме архитектуры и в инновационном использовании света и цвета. Анжелико изобразил на пределле (узкая полоса картин вдоль основания алтаря) поклонение волхвов и мученичество святого Марка, которые ясны и компактны в своем повествовании и имеют строго определенную перспективу, метод, который еще более эффективен в маленькой картине, изображающей Иоанна Крестителя.
В последнее время эксперты едины во мнении, что Фра Анджелико имеет фундаментальное значение в развитии европейской живописи. Параллельно с достижениями немного более молодого Масаччо (1401–1428), Фра Анджелико был пионером многих стилистических тенденций, которые отличают ранний Ренессанс, включая рациональное обращение с живописным пространством и объемное моделирование форм светом и тенью. Фактически, на каждом этапе своей карьеры, Фра Анджелико находился в авангарде художественных инноваций во Флоренции.
КОММЕНТАРИИ: 25 Ответы
Альбом в работе
Замечательная подборка работ. Но почему авторы решили, что фра Анджелико означает "среди ангелов"? Он принадлежал монашеской братии, и "фра" – сокращение от "фратер", т. е. брат, а Анджелико – означает "ангельский", т. е. "ангельский брат" – так прозвал его первый биограф – Джорджо Вазари, вероятно, за его смиренный нрав, который резко отличался от нрава его младшего совеременника Фра Филиппо Липппи (тот, несмотря на монашеский сан был кутилой и очень охоч до женщин)
Комментирование недоступно Почему?