Рерих Н.К. – Грозный #12 (Последний ангел)
1942. Холст, темпера. 91.5 х 153 см.
Где находится оригинал: Государственный музей искусства народов Востока, Москва.
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Фоном служит драматичный пейзаж, погруженный во мрак ночи или надвигающейся бури. Вдали виднеется линия гор, а на переднем плане – руины городов, охваченные пламенем. Огонь является повторяющимся мотивом, символизирующим разрушение и хаос. Небо заполнено бурными, вихреобразными облаками, усиливающими ощущение надвигающейся катастрофы.
Цветовая палитра картины весьма контрастна: сочетание насыщенных красных, розовых и пурпурных тонов в центральной фигуре резко противопоставляется темным синим и фиолетовым оттенкам пейзажа. Этот контраст подчёркивает драматизм происходящего и акцентирует внимание на центральном персонаже как на единственном оплоте порядка среди всеобщего разрушения.
В подтексте картина может трактоваться как аллегория конца эпохи, гибели цивилизации или личной трагедии. Фигура ангела, возможно, символизирует не только силу и защиту, но и скорбь по уходящему миру. Меч в его руке – это одновременно оружие возмездия и символ неизбежности судьбы. Руины городов и бушующее пламя могут олицетворять последствия войны, революции или духовного кризиса. На мой взгляд, картина вызывает чувство тревоги, безысходности и глубокой печали, но в то же время содержит намёк на надежду – возможно, через фигуру ангела, стоящего над хаосом.