Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Goya y Lucientes, Francisco Jose De (1746-1828)
1746,1828Выдающийся представитель испанской школы живописи Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес – уникальный художник, сумевший воплотить в своем искусстве трагическую судьбу испанского народа, его надежды и бесчисленные страдания, стойко переносимые с нескончаемой жизненной силой.
Картины Франсиско Гойи в других альбомах
Франсиско Гойя – вехи биографии
Франсиско Гойя, ставший в последствии известнейшим портретистом эпохи испанского романтизма, родился в 1746 году в горном селении Фуэндетодос, где и прошло его раннее детство. Франсиско не получил достаточного образования, он обучался азам грамоты в школе при церкви и всегда писал с ошибками.
За то, он очень преуспел на художественной ниве, оставив потомкам нетленные творения. Благодаря его поистине волшебной кисти, каждый может окунуться в жизнь испанского общества конца ХVII – начала ХVIII столетий, увидеть лица прекрасных дам и знатных грандов, членов королевской семьи, а также бесподобные сценки из жизни простого народа.
Творческий путь художника был долог и тернист. С четырнадцатилетнего возраста Франсиско обучался живописи в мастерской Лусана-и-Мартинеса в Сарагосе. Затем обстоятельства вынудили начинающего художника покинуть родные места и перебраться в столицу страны – Мадрид. Здесь он дважды, в 1764 и 1766 годах, пробовал поступить в академию изящных искусств, но попытки оказались неудачными. Преподаватели не смогли разглядеть зарождающийся талант и по достоинству оценить уровень художественного мастерства молодого провинциала из Сарагосы. В Мадриде Франсиско приходилось зарабатывать себе на хлеб мытьём посуды в таверне «Ботин».
После провала, Гойя отправляется в Рим за новыми впечатлениями и возвращается на родину лишь в 1771 году. Два года, с 1772 по 1774, он трудится в монастыре Аула Ден, расписывая монастырскую церковь картинами из жизни Девы Марии.
В возрасте 27 лет Франсиско заключает очень выгодный для себя брак – женится на Хосефе Байеу, сестре придворного художника Байеу. Благодаря протекции шурина, получает заказ от королевской гобеленовой мануфактуры, который он с удовольствием выполняет, рисуя красивых испанских девушек с кавалерами, озорных детишек, принаряженных селян. Со своей женой Гойя прожил 39 лет и за это время написал всего один её портрет. Из родившихся в этом семейном союзе детей выжил один только мальчик, который так же, как и его великий отец, выбрал стезю художника. Франсиско Гойя не отличался супружеской верностью, у него было множество романов и с аристократками, и с простолюдинками. Но главной любовью его жизни была герцогиня Альба, с которой он забывал о существовании всех других женщин.
Выходец из семьи ремесленника и обедневшей аристократки, Франсиско Гойя, благодаря своему таланту и трудолюбию удалось сделать головокружительную карьеру и стать придворным художником сначала короля Карла III, а после его смерти в 1788 году – Карла IV. Широко известна его картина «Семья Карла IV», где в композиции присутствует автопортрет самого художника.
Во время освободительной борьбы испанцев против французских поработителей Франсиско Гойя откладывает в сторону кисть и берет в руки резец, чтобы посредством офортов «Бедствия войны» отразить все присущие войне ужасы.
Мрачным пятном в творческой коллекции Гойи являются «Чёрные картины». Предыстория появления картин следующая. В 1819 году художник приобрёл двухэтажный домик под Мадридом, известный как «Дом Глухого». Предыдущий владелец так же, как и Гойя, был глухим (художник потерял слух после тяжелой болезни и сам чудом остался жив). Прямо на стенах дома Гойя написал 14 очень необычных и зловещих картин, самая жуткая из которых – «Сатурн, пожирающий своего сына».
В 1824 году художник, утративший милость короля Фердинанда, покидает Испанию и до своей кончины проживает во французском городе Бордо. Старость Гойя скрасила Леокадия де Вейс, которая ради глухого пожилого художника бросила своего мужа. В возрасте 82 лет Франсиско Гойя, в сознании которого переплелись и тёмные, и светлые миры, уходит в вечность, оставив нам свои противоречивые, но очень талантливые работы. Самые известные из них – двойное полотно «Маха одетая», под ней как бы спрятана «Обнажённая маха», серия офортов «Капричос», портреты его возлюбленной Каэтаны Альбы.
Выдающийся представитель испанской школы живописи Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес – уникальный художник, сумевший воплотить в своем искусстве трагическую судьбу испанского народа, его надежды и бесчисленные страдания, стойко переносимые с нескончаемой жизненной силой.
Вдохновением для художника служили реальные события, происходившие в его стране. Не имея другой власти, кроме власти искусства, художник через свои картины выражал личное отношение к окружавшей его действительности и тому, что происходило на его любимой родине...
Далее → Полная биография Франсиско де Гойя-и-Лусиентес
КОММЕНТАРИИ: 11 Ответы
"Ужасы войны" или "Бедствия войны" (исп. "Los Desastres de la Guerra") знаменитая серия общим числом 85 офорт – гравюр, выполненных техникой глубокой печати, кисти испанского художника эпохи романтизма Франсиско Гойи. Альбом датирован периодом с 1810 по 1820 гг. Согласно версии исследователей, серия была создана в качестве протеста против действий как испанского, так и французского правительства во время военных столкновений на Пиренеях в означенный временной промежуток. Война с наполеоновскими войсками из регулярной быстро перетекла в так называемую "герилью", партизанскую войну. Именно этому посвящена большая часть офорт серии.
Фундаментальный труд художника не только обрушивал жесткую критику на высшие политические чины двух государств, но и нарушал традиции живописи эпохи романтизма: вместо воспевания героизма и подвигов на поле брани, как было принято до него, Франсиско Гойя обратился к уродливой "изнанке" войны: голоду, лишениям, насилию и страданиям простого народа. Он намеренно отказался от использования цвета, исполнив гравюры в мрачных черно-белых тонах. По меркам того времени, офорты считались настолько скандальными, что были опубликованы лишь через 35 лет после смерти автора. Сам художник свои работы ни в переписке, ни в записях личного характера, никак не комментировал: единственные его слова, касающиеся этой серии, остались лишь в качестве краткого описания, выполненного непосредственно на альбоме, и небольших подписей, оставленных мастером под каждой офортой.
Историки искусства условно разделяют серию на три отдельные части, в зависимости от времени создания: первая часть включает отдельные сцены военных действий, последствия войны в жизни солдат и мирных горожан; вторая часть изображает Мадрид 1811 года, охватившие город лишения и голод, и заключительная часть жестко критикует правительство и идейных либералов в событиях, вызванных отменой испанской конституции 1812 года.
"Я видел это! " – гласят подписи Франсиско к гравюрам, и в этих коротких заголовках автор буквально кричит, обращаясь к зрителю. "Невозможно видеть это! ". Каждая из офорт и впрямь ужасающе реалистична, и напоминает черно-белые фотографии из военных хроник. Сцены, изображающие расстрел повстанцев, умирающих людей, телеги с трупами и солдат, насилующих женщин Гойя словно вырвал из своей памяти, и выжег на дереве. Гравюры насыщены контрастом и движением, объединены динамикой повествования: отдельный лист всегда логически продолжает предыдущий. Тем не менее, несмотря на жесткие и скупые подписи: "Так было", замысел художника лежит не в создании документальной хроники, а в гуманистическом и антивоенном посыле. Редкими вкраплениями в серию закрадывается то самое восхищением героизмом и стойкостью сражающихся за свой дом и свободу людей. Так в "Бедствиях войны", на листе подписанном "Какое мужество! " был запечатлен подвиг Марии Аргостины, юной героини Сарагосы, родины Франсиско, а на гравюрах, посвященных голоду в Мадриде, частым сюжетом трагически воспевается взаимовыручка переживающих лишения людей, даже в бедствии готовых протянуть друг другу руку помощи.
Комментирование недоступно Почему?