Конфуцианство: культ ушедших предков читать ~2 мин.
Основателем доктрины Дао считается китайский философ Лао-Цзы, практически одновременно с этой доктриной возникла и философия Конфуция. Одна из её главных составляющих – культ предков, причём не только недавно ушедших, но и более далёких – вплоть да 4-го поколения. После смерти члена семьи сооружают куклу, олицетворяющую покойного, и символически кормят её. Считается, что в неё перемещается душа после смерти, поэтому эту куклу надо всячески почитать.
Каждому из усопших предков посвящена специальная табличка, хранящаяся в предназначенном для этого шкафу. Каждое утро все члены семьи воздают перед табличками поклоны, возжигают курительные свечи, а в положенные дни приносят жертвоприношения в виде напитков и яств. Перед табличками надлежит выступать с докладом о том, что происходит в семье и как ведёт себя тот или другой домочадец. Китайцы не сомневаются, что души предков всё это слышат и обязательно дадут совет.
Следуя постулатам учения Дао, физическое тело нужно рассматривать как сочетание духов и божественных начал. Если человек желает обеспечить себе бессмертие, он должен постараться жить так, чтобы духи как можно дольше не покидали тело. Достичь этого возможно несколькими путями. Один из них – нужно ограничивать себя в еде, особенно не имеющей растительного происхождения, а также выполнять определённые дыхательные и физические упражнения. Ну и, что немаловажно, по мнению апологетов учения Конфуцианство, достичь бессмертия можно только по совершении не менее 1200 благовидных поступков. При этом следует учесть, что даже один плохой поступок сведёт на нет всё ранее достигнутое.
Китайцы были уверены, что в младенца по рождению входит две души: одна материальная, появляющаяся сразу после зачатия, а другая – духовная, которая вселяется в тело уже после появления человека на свет. Первая душа отправляется в преисподнюю, вторая – после смерти возносится на небо.
Священная обязанность родственника – забота о посмертной жизни душ: ведь они, по мнению китайцев, окажут влияние на жизнь потомков. Конфуций говорил: «Когда мать и отец умрут, нужно похоронить их как должно согласно законам предков и приносить им жертвы» (Лунь Юй, 2.5).
Однако, по мнению Конфуцианства, отдавать почести следует только родным усопшим, а не чужим покойникам: в противном случае, «отдавать дань в виде жертвы духам не родных предков – есть льстивость» (Лунь Юй, 2.23). Почитание предков и уважение к их памяти поможет осознать смысл жизни и избежать серьёзных ошибок.
Комментирование недоступно Почему?