Конструктивный рисунок головы человека: Освещение. Частичное введение тона. читать ~28 мин.
Освещение. Частичное введение тона.
Вы выполнили конструктивный линейный рисунок, который является частью рисунка в целом, то есть его этапом. На этом этапе вы решили форму головы человека и положение ее в пространстве с помощью одного из основных средств рисунка, которым является линия. Но линия абстрактна (и в этом вы уже убеждались не один раз, выполняя предшествующие задания), а свет конкретен и даже материален.
Понимая положение поверхностей формы относительно источника освещения, приступим к моделированию формы головы человека светом и тенью в рисунке.
Рисовать модель головы человека лучше при искусственном освещении. Точечный источник освещения, направленный на модель, скажем, слева и сверху относительно вас, выявляет пластику формы головы человека намного лучше, чем рассеянный свет из многих источников (которыми обычно являются аудиторные окна). Тем более, что они вносят определенную путаницу в понятие освещенности рисуемого предмета. Тени, падающие от предметов, темнее теней собственных. А при многих источниках освещения - все наоборот.
Правда, если для одних такое освещение не желательно, то для других оно - благо. Имеется в виду подготовка дизайнеров по дисциплине «Рисунок». В силу специфики профессии, конструктивный рисунок в подготовке дизайнеров направлен на развитие у студентов объемно-пространственного мышления. «Проектирование» как основной предмет профессионального формирования дизайнеров не развивает у студентов объемно-пространственного мышления, но крепко опирается на базу, основой которой является рисунок.
Вот вам и еще один пример, доказывающий, что рисунок является основой всех видов изобразительной деятельности человека. Работа с натурой без искусственного освещения заставляет студента создавать форму в пространстве листа с помощью метода конструктивного анализа: при таком освещении срисовывать бесполезно.
Первое: разберите состояние освещения поверхностей формы относительно источника света по горизонтали. Все передние и боковые поверхности слева (если источник освещения находится слева) будут светлыми, а боковые поверхности справа будут иметь тень; между светом и тенью находится светотень. Моделируйте поверхности, добиваясь эффекта наполненного объема.
Учтите, что обычно искусственный источник освещения находится близко к рисуемой модели и излучает световой поток в виде конуса. Такой световой поток не совсем правильно выявляет объем формы, поэтому студент с определенным опытом в рисунке постарается ввести поправку на освещение. Которая состоит в том, чтобы лучи света, исходящие от источника освещения, шли как бы параллельно, то есть от удаленного источника освещения.
Другими словами, чем дальше источник освещения будет находиться от натуры, тем правильнее вы сможете передать в рисунке объем рисуемой формы. Это как в начертательной геометрии: при создании перспективного вида надо выбрать оптимальное расстояние между вами и картинной плоскостью. Неверно выбранная дистанция приведет к искажению пространства (здесь - объема).
Второе: разберите состояние освещения поверхностей формы относительно источника света по вертикали. Источник находится немного сверху. Вспомните такую геометрическую форму, как лежащую шестигранную призму, и то, как ее поверхности расположены в пространстве. Верхняя часть призмы, в которую более всего упирается свет, имеет самую светлую поверхность. Средняя поверхность имеет полутон, а нижняя поверхность находится в области тени. На границе поверхностей находится светотень. Вводим частично тон: собственные тени, по мере удаления в глубину, становятся светлее.
После конструктивной проработки деталей головы человека в рисунке и их моделирования светотенью необходимо привести рисунок к обобщенному состоянию. Обобщенное состояние - это баланс между темными и светлыми поверхностями в вашем рисунке. Все детали формы на свету должны в целом читаться как единое пластическое пятно, так же должны читаться и детали формы, находящиеся в тени.
Иными словами, это можно назвать тоновой конструкцией графического листа. Тоновая конструкция листа имеет свои пропорциональные отношения, основанные опять-таки на пропорциональных отношениях «золотого сечения». Количественный состав светлого тонового пятна находится в гармоничном соотношении с количественным составом темного пятна. И еще проще: масса темного пятна, которую образуют все теневые части рисунка, никогда не может быть одинаковой с массой пятна, которую образуют светлые и полутоновые части рисунка - что-то должно быть больше.
Конструктивный рисунок может не предполагать падающих теней (скажем, от носа), так как они разрушают объемы, на которых находятся. Не трогайте светлые поверхности, они должны быть чистыми, как бумага. Потому как в конструктивном рисунке отсутствуют тоновые отношения между рисунком формы и фоном - в нем другие задачи.
Конструктивный рисунок не предполагает передачу материальности предметов. Конструктивный рисунок - это, как мы уже говорили, прежде всего основа самого рисунка. Тем, чем является для человека его скелет, тем же является конструктивный рисунок для рисунка вообще. Точное, объемное построение головы человека в пространстве и будет главной целью конструктивного рисунка. Только добившись этой цели, вы можете двигаться дальше, решать тоновые отношения, тоновой масштаб, воздушную среду, материальность, приводить рисунок к обобщенному состоянию и придавать ему эстетическую ценность.
Конструктивный рисунок головы человека может выступать и как самостоятельный графический лист, он достаточно интересен. Голова на гладком фоне (чистом фоне листа) воспринимается как тоновый рисунок, хотя тоновые отношения и отсутствуют. Это ощущение усиливается за счет выявления объема формы светом; такая иллюзия возникает, если создать тоновой окрас прически у натуры. Хорошо, если этим мы подчеркнем, например, белизну или смуглость тела человека. Так необдуманные приемы превращаются в тоновые заплатки.
Далее Тоновой рисунок головы человека