Две версии Моны Лизы могли быть созданы во Флоренции параллельно читать ~5 мин.
Весной 1503 года богатый флорентийский торговец шёлком Франческо дель Джокондо заказал портрет своей жены Лизы Джерардини у художника Леонардо да Винчи. Это произошло по случаю рождения их сына и появления собственного домашнего хозяйства. Контракт был значительным, потому что почти вся Флоренция знала об этом, о чём свидетельствует случайно обнаруженная в 2005 году запись писем Цицерона в инкунабуле, расположенной в Университетской библиотеке в Гейдельберге.
Книга из Гейдельберга в начале XVI-го века принадлежала канцлеру Флоренции Агостино Веспуччи и он записал свои заметки на краю печатного текста. В разделе, где Цицерон описывает, как древний художник Апельсин на картине Венеры впечатляюще изобразил свою голову и бюст, оставляя другие части незавершенными, Веспуччи отметил в октябре 1503 года, что “Леонардо так делает во всех своих картинах, например у головы Лизы дель Джокондо или Анны Богородицы”.
Веспуччи должен был увидеть портрет Моны Лизы своими глазами. Второй, кто точно должен был увидеть и полюбоваться ей во Флоренции, был молодой художник Рафаэль , который сделал большую карьеру в Папском дворе в Риме. В парижском Лувре в 1504 году у него был подготовительный рисунок к портрету, который никогда бы не был сделан без детального знания живописи Леонардо.
Но что на самом деле видели секретарь Веспуччи и художник Рафаэль? Есть два почти идентичных портрета, которые возникли во Флоренции в начале 16-го века. Один находится в Лувре в Париже , другой в Прадо в Мадриде . И оба они были написаны в мастерской Леонардо.
Картина из Прадо в Мадриде долгое время рассматривалась экспертами как простая копия-имитация «Моны Лизы» из Парижа. Есть много таких качественных старых копий, например, в художественных музеях Ливерпуля, Балтимора, Санкт-Петербурга или Осло. Художники просто воспроизвели законченный шедевр.
Тем не менее, восстановление и исследование Моны Лизы из Испании, принесло захватывающие результаты. Картина была написана на деревянной доске из орехового дерева, материал, который Леонардо использовал в других портретах, таких как «Дама с горностаем» из Кракова или так называемая «La Belle Ferroniere» (Прекрасная Ферроньера) из Парижа . Вся доска была покрыта грунтовкой, которая использовалась только и исключительно в студии Леонардо, что было подтверждено анализом химического состава.
Однако самым удивительным открытием стал так называемый инфракрасный отражатель, с помощью которого вы можете тщательно изучить все уточнения и изменения, которые художник сделал на картине, прежде чем закончить её. И этот вопрос ясно показал, что когда художник на картине из Лувра решил изменить форму рукава, то же самое сделал и автор сразу на второй работе из Prado. Так что Мона Лиза из Prado не является копией готовой модели – очевидно, она была написана параллельно с «Моной Лизой» из Лувра. Можно предположить, что во флорентийской студии Леонардо работал второй художник, наблюдавший за своим учителем.
Этот факт также известен из писаний того времени. В письме герцогине Изабелле д’Эсте Пьетро де Новеллара рассказывает о своём визите к Леонардо и упоминает, что он видел учеников, следящих за верным подражанием картинам мастера. И «Мона Лиза» не была исключением.
Эксперты предполагают, что одним из художников этих параллельных картин мог быть любимый Леонардо Салай. Студентом и, впоследствии, подмастерьем был Джан Джакомо Капротти. В возрасте 10 лет он поступил на обучение к Леонардо в 1490 году и никогда не оставлял своего учителя. Он сопровождал его повсюду и был безгранично предан ему. Он никогда не подписывал свои работы. Его амбицией было подражать Леонардо как можно больше. Когда Леонардо умер во Франции, он завещал Капротти все свои картины, которые Салай затем продал королю Франции. В том числе и «Мону Лизу», которую Леонардо вывез из Италии во Францию.
Остается вопрос, почему две «Моны Лизы» были созданы в мастерской Леонардо. Реставраторы снова помогли несколькими возможными способами. Они обнаружили, что на обоих картинах, как из Лувра, так и из Прадо, использовались лучшие материалы для живописи, что говорит о том, что вторая «Мона Лиза» была не просто учебной работой ученика, пытающегося узнать секреты работы своего учителя. Леонардо с самого начала ожидал, что их будет две. И одна, и другая будут наивысшего качества с точки зрения технологий. Но почему?
Ответ должен начинаться со предлога «о». Мы ничего не знаем наверняка. Однако о Леонардо известно, что работал он очень долго и медленно. Он никогда не считал что-то полностью законченным, продолжал исправлять свои картины и искать идеальную красоту. Клиенты были в отчаянии по этому поводу и требовали передачи заказа. Таким образом, вполне вероятно, что когда г-н Франческо дель Джокондо пришёл за портретом своей жены, ему отдали картину, которая была фактически тайно и с самого начала написана его набожным помощником.
Леонардо оставили с оригиналом и он мог играть с ним без помех в течение многих лет, так что результат был точно таким, как он представлял. Но, возможно, есть другое объяснение. К сожалению, очень мало исторических доказательств. Многое остается загадкой и в случае с Леонардо да Винчи эта загадка не первая и не последняя. Факт остается фактом, что две картины «Мона Лиза», обе созданные в студии Леонардо, сейчас находятся во французском Лувре и Музее Прадо в Мадриде. Первая – это чудо искусства, вторая – его тень.