Фреска:
история и техника живописи читать ~16 мин.
Фреска — древнейший вид монументальной живописи, выполняемой водными красками по свежей, сырой штукатурке. Название происходит от итальянского «fresco» — «свежий». При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, которая делает изображение долговечным. Фресковая техника существует уже несколько тысячелетий и развивалась в разных регионах мира, оставив человечеству бесценные художественные произведения.

2 Античная фресковая живопись
3 Фреска в средневековом искусстве
4 Расцвет фрески в эпоху Возрождения
5 Технические аспекты создания фресок
6 Фреска в контексте мирового искусства
7 Сохранение и реставрация фресок
8 Плиний Старший о живописи и фресках
9 Технические инновации и эволюция фрески
Истоки фресковой живописи
Точная дата появления фресок неизвестна, но археологические находки свидетельствуют о том, что уже во 2-м тысячелетии до нашей эры в период Эгейской культуры фресковая живопись получила широкое распространение. Минойская цивилизация, существовавшая на острове Крит, оставила яркие образцы настенной живописи с изображениями морской фауны, ритуальных сцен и бытовых эпизодов.
![]()
Фреска
Что такое фресковая живопись? Характеристики Художественный термин Fresco (по-итальянски «свежий») описывает метод окраски, при котором цветные пигменты смешиваются только с водой (без связующего вещества), а затем наносятся непосредственно на свежеуложенную известковую штукатурку (грунтованную штукатуркой поверхность).
Фрески Кносского дворца на Крите, такие как «Дамы в голубом» и «Парижанка», отличаются яркими красками и выразительностью образов. Минойцы использовали технику, близкую к альсекко, где в качестве связующего применялись клей или казеин.
В Древнем Египте, Ассирии, Вавилонии и Финикии также существовали свои традиции настенной живописи с использованием извести. Известковые смеси применялись не только для художественных целей, но и для создания влагостойких замазок при строительстве акведуков и гидротехнических сооружений.
Высококачественные известковые смеси использовались в жилых и дворцовых постройках эгейской культуры, которые были грунтом для стенописей. Однако даже их условно относят к фрескам как «по влажному», поскольку существуют значительные технологические отличия от классической техники фрески, развившейся позднее.
Античная фресковая живопись
В античном мире фресковая живопись достигла высокого уровня мастерства. Доступность материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники и долговечность произведений обусловили популярность фресковых росписей в Древней Греции и Риме.
Особенно ценными для изучения античной фресковой живописи являются находки в городах, погребённых при извержении Везувия в 79 году н.э. — Помпеях, Геркулануме и окрестных виллах. Благодаря вулканическому пеплу, который законсервировал эти города, до наших дней дошли многочисленные фрески с сохранившимися яркими красками.
Помпеи были открыты случайно в начале XVII века при строительстве водопровода. Город постепенно освобождался от вулканического покрова, и мир увидел уникальные образцы античной фресковой живописи. Парадокс, но извержение, погубившее город, сохранило его на века и принесло всемирную славу.
Фрески Помпей удивляют своей сохранностью и яркостью красок даже спустя тысячелетия. Как считают исследователи, местные мастера использовали особую технику, секрет которой полностью не разгадан до сих пор. Простота и вместе с тем виртуозность исполнения фресок поразили самого Ренуара, посетившего Помпеи в 1881 году.
Римские фрески создавались не только для эстетического удовольствия, но и выполняли практическую функцию — они визуально расширяли пространство комнат, делали интерьеры светлее и воздушнее. В условиях ограниченного естественного освещения это было особенно важно.
Четыре стиля помпейской живописи
Исследователи выделяют четыре основных стиля помпейской живописи, которые отражают эволюцию фресковой техники и художественных предпочтений в римском обществе:
- Первый стиль (II — I вв. до н.э.) — инкрустационный, имитирует облицовку стен цветным мрамором. Для него характерны геометрические формы и яркие локальные цвета.
- Второй стиль (I в. до н.э.) — архитектурно-перспективный, создаёт иллюзию пространства за счёт изображения архитектурных элементов в перспективе. Стены как бы раздвигаются, открывая виды на пейзажи, города, святилища.
- Третий стиль (конец I в. до н.э. — середина I в. н.э.) — орнаментальный или канделябрный. Стена воспринимается как плоскость, украшенная изящными орнаментами, миниатюрными пейзажами и мифологическими сценами.
- Четвёртый стиль (середина — конец I в. н.э.) — фантастический или иллюзионистический. Сочетает элементы предыдущих стилей с фантастическими архитектурными формами, создавая сложные декоративные композиции.
Фреска в средневековом искусстве
В эпоху Средневековья фресковая живопись стала важнейшим видом монументального искусства в христианском мире. В Византии фреска приобрела особое значение, особенно в период упадка империи, когда создание дорогостоящих мозаик стало экономически затруднительным.
Византийские фрески отличались строгим каноническим характером, подчинением изображения архитектуре и богословским идеям. Они изображали религиозные сцены, передавая духовные и культурные ценности своего времени. Примечательные образцы включают фрески церкви Евангелистрия в Гераки и церкви Христа Спасителя в Полях.
Фреска как средство визуальной передачи религиозных сюжетов стала отражением культурного контекста византийского общества. Она выполняла важную дидактическую функцию, наглядно изображая библейские сюжеты для неграмотного населения.
Фрески Древней Руси
В Древней Руси монументальная живопись появилась с принятием христианства при князьях Владимире (980-1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019-1054 гг.). На протяжении столетий русские мастера перенимали искусство «греков» (так называли византийцев, говоривших на греческом языке).
Техника стенной росписи в Древней Руси была преимущественно смешанной — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперо-клеевой техникой с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи). Фоны и верхние прописки часто выполнялись в технике альсекко.
Для украшения киевских церквей мозаикой была построена специальная мастерская, где изготовляли смальту различных цветов. В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде, а остальные части храма расписывались фресками.
Фрески Киевской Софии, созданные во времена Ярослава Мудрого, являются ценнейшими памятниками древнерусского искусства. В зените центрального купола, в медальоне, находилось огромное поясное изображение Христа-Вседержителя, а вокруг были расположены четыре архангела.
Расцвет фрески в эпоху Возрождения
В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно в Италии в этот период фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.
На этапе раннего Возрождения фресковая живопись получила чрезвычайное распространение. Большинство итальянских художников этого периода были именно фрескистами. Реформы фресковой живописи, начатые Джотто ди Бондоне, стали школой для поколений итальянских художников.
Монастыри соревновались в приглашении известных художников. Фрески-шедевры покрывали стены как старых, ещё готических сооружений, так и новых зданий в провинциях и художественных центрах. Фресками украшали церкви, дворцы, часовни, общественные сооружения, как фасады, так и интерьеры.
Сюжеты фресок были разнообразными: сцены из Ветхого Завета (например, «Сотворение Адама»), эпизоды жизни и страстей Христовых (Благовещение, Тайная вечеря, Распятие), аллегории (Аллегория мудрого правления), мифические персонажи (Геракл, Сивиллы), батальные сцены и исторические события.
В период Высокого Возрождения творили такие великие мастера фрески, как Рафаэль (станцы Ватикана) и Микеланджело (роспись Сикстинской капеллы). Техника фрески требовала от художника уверенной руки, быстрой работы и чёткого представления о композиции. За один день мастер должен был успеть расписать определённый участок стены, пока штукатурка не высохла.
Термин «буон фреска» или «чистая фреска» впервые появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437), где он описал технику живописи по свежей штукатурке. Эта техника отличалась от более раннего альсекко (росписи по сухому) и стала главным методом создания монументальных произведений в Ренессансе.
Одним из важнейших аспектов создания фрески в эпоху Возрождения было разделение работы на джорнаты — участки, которые художник мог расписать за один день. В знаменитой фреске Мазаччо «Святая Троица» можно различить двадцать четыре джорнаты. При внимательном рассмотрении фрески сверху вниз можно увидеть разные секции, которые были написаны за один день.
Технические аспекты создания фресок
Разновидности фресковой техники
Существует три основных типа фресковой техники, каждый из которых имеет свои особенности и применение:
- Буон-фреска (итал. buon fresco — настоящая фреска) — самый распространённый метод, включающий использование пигментов, смешанных только с водой, без связующего вещества. Краски наносятся на тонкий слой влажной, свежей известковой штукатурки (интонако). Пигмент впитывается в штукатурку и при высыхании становится её частью, что обеспечивает долговечность росписи.
- Альсекко (итал. al secco — по сухому) — живопись по сухой штукатурке с использованием связующего вещества. В отличие от буон-фрески, здесь требуется обязательная связующая среда (например, яичная темпера, клей или масло), чтобы прикрепить пигмент к стене. Этой техникой выполнена, например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Альсекко даёт выигрыш в темпе, позволяя расписывать за рабочий день больший участок поверхности, чем при фресковой живописи, но является менее долговечной техникой.
- Меццо-фреска (итал. mezzo fresco — полуфреска) — живопись по подсохшей, но ещё не совсем сухой штукатурке. Пигмент лишь частично проникает в штукатурку. К XVII веку эта техника во многом заменила буон-фреску на стенах и потолках.
Альсекко также называют казеиновую и силикатную живопись по просохшей штукатурке. Ее применяют для выполнения работ как на внутренних, так и на внешних поверхностях зданий. Техника допускает последующие поправки темперой и промывку чистой водой.
Материалы для создания фрески
Для создания фрески традиционно используются следующие материалы:
- Известь высокого качества (CL 90 или выше по европейскому стандарту EN 459-1)
- Песок различной зернистости (от крупного для нижних слоёв до мелкого для финального слоя)
- Натуральные пигменты, устойчивые к воздействию извести
- Вода для затворения растворов и смешивания красок
- Инструменты: кисти, шпатели, мастерки, линейки, отвесы
Палитра фрески довольно сдержанна. Для неё применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Традиционно использовались натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт. Реже применялись краски медного происхождения из-за их химической активности.
Процесс создания фрески
Подготовка поверхности
Первым этапом создания фрески является подготовка стены. Сначала наносится слой «гобетис» — грубая штукатурка для выравнивания поверхности. Затем, не ранее чем через неделю, наносится слой «аррико» (итал. arriccio) — второй слой штукатурки толщиной около 1 см, состоящий из двух частей песка и одной части воздушной извести.
Аррико служит для поддержания влажности для последующего слоя интонако, чтобы время живописи было максимально продлено. Перед нанесением аррико гобетис обильно смачивают водой в течение нескольких дней. После нанесения аррико его поверхность делают шероховатой для лучшего сцепления со следующим слоем.
Создание подготовительного рисунка
На подготовленной поверхности аррико художник создаёт подготовительный рисунок — синопию. Название происходит от красной краски из оксида железа, добываемой у города Синоп на Чёрном море. Это единственный красный пигмент, известный художникам античности.
Синопия широко использовалась итальянскими фрескистами до начала XVI века, когда ей на смену пришли приёмы передавливания подготовительного рисунка с «кальки» на влажную штукатурку с помощью припороха — через проколы на стену наносился угольный порошок, оставлявший точечный контур.
Нанесение интонако и живопись
Финальным слоем штукатурки является интонако — тонкий слой (5-7 мм), на который наносится живопись. Интонако наносится небольшими участками — джорнатами, которые художник может расписать за один день, пока штукатурка не высохла.
Джорната (итал. giornata — «дневная работа») — это важный термин в технике буон-фреско, описывающий сколько живописи можно выполнить за один рабочий день. Это количество основано на прошлом опыте художника, учитывающем, сколько он может написать за часы, пока штукатурка остаётся влажной и пигмент может сцепиться со стеной.
Знание того, сколько можно написать за день, имеет решающее значение в технике буон-фреско. Обычно штукатурка наносится таким образом, чтобы соответствовать контуру фигуры или объекта в картине, чтобы дневные сегменты не были заметны.
После нанесения интонако художник сразу приступает к росписи, используя пигменты, смешанные только с водой. Работа требует быстроты и точности, поскольку исправления возможны только путём удаления неудачного участка штукатурки и нанесения нового слоя.
Когда художник завершает работу на день, лишняя штукатурка счищается, чтобы предотвратить её высыхание. Благодаря этому процессу на следующее утро художник может начать работу со свежей, влажной штукатуркой, готовой к росписи.
При высыхании известь в штукатурке реагирует с углекислым газом из воздуха, образуя карбонат кальция, который создаёт прочную кристаллическую структуру, связывающую пигменты. Этот процесс называется карбонизацией и обеспечивает долговечность фрески.
Завершающие работы
После высыхания основной росписи художник может внести некоторые дополнения, используя технику альсекко. Такие детали, как мелкие орнаменты или блики, часто дописывались темперой по уже сухой фреске. Это позволяло достичь большей детализации и использовать цвета, которые нестабильны в щелочной среде свежей известковой штукатурки.
Фреска в контексте мирового искусства
Фресковая живопись на протяжении тысячелетий оставалась одним из главных видов монументального искусства. Она украшала стены храмов, дворцов и общественных зданий, передавая религиозные, исторические и культурные сюжеты разных эпох.
Социально-культурное значение фрески
В Древнем Риме фрески выполняли не только декоративную, но и социальную функцию, демонстрируя статус и вкус владельца дома. Для римлян искусство было прежде всего средством, направленным на воспитание идеального римского гражданина.
На примере деятельности Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Марка Випсания Агриппы можно изучать появление протомузейных форм в Римской империи. Анализируя разницу в восприятии искусства греками и римлянами, исследователи приходят к выводу, что для последних эстетическая функция искусства не была первостепенной.
В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма. Она выполняла важную дидактическую функцию, наглядно изображая библейские сюжеты для неграмотного населения — это была своего рода «Библия для неграмотных».
В эпоху Возрождения фресковая отделка стены приобрела особое значение в интерьерах ренессансных палаццо. Великолепие помещений достигалось не за счёт богатой мебели, а благодаря декоративному украшению стен, потолка и пола. Фрески стали неотъемлемой частью архитектурного пространства, подчёркивая и усиливая его эстетическое воздействие.
Фресковая живопись в искусстве разных регионов
Кроме европейской традиции, фресковая живопись развивалась и в других культурах. В Индии, например, сохранились древние фрески в пещерных храмах Аджанты и Эллоры, созданные между II веком до н.э. и VII веком н.э. Эти росписи, выполненные в технике, близкой к альсекко, изображают сцены из жизни Будды и буддийские притчи.
В армянском средневековом искусстве фресковая живопись также занимала важное место. Несмотря на фрагментарную сохранность художественного материала и ошибочные представления об отрицательном отношении Армянской церкви к изображениям, исследования показывают богатую традицию монументальной живописи в Армении.
Благодаря глубокому изучению как самих фресок, так и средневековых письменных источников, учёные смогли продемонстрировать основные пути развития армянской настенной живописи, выявить художественные направления и национальные особенности, определить характеристики декоративных программ и иконографических вариантов.
В современном мире интерес к традиционной технике фрески не угасает. Многие художники обращаются к этому древнему искусству, находя в нём новые возможности для творческого самовыражения. Фресковая роспись в современном интерьере, частном или общественном, способна создать неповторимую атмосферу и подчеркнуть индивидуальность пространства.
Сохранение и реставрация фресок
Сохранение фресок – сложную задачу из-за их уязвимости к воздействию окружающей среды. Влажность, температурные колебания, загрязнения воздуха и механические повреждения могут нанести непоправимый ущерб этим произведениям искусства.
После Второй мировой войны были разработаны методы последовательного разделения слоёв монументальной живописи (stacco и strappo), которые позволили спасти многие фрески, находившиеся под угрозой разрушения. Эти методы также дали возможность открыть и изучить синопии, что углубило понимание процесса создания фресок.
Метод stacco предполагает отделение красочного слоя вместе с тонким слоем штукатурки, а метод strappo — снятие только красочного слоя. Эти технологии позволили перенести фрески со стен разрушающихся зданий в музеи и обеспечить им надлежащие условия хранения.
Современные методы реставрации фресок основаны на принципе минимального вмешательства и обратимости. Реставраторы стремятся сохранить аутентичность произведения, используя материалы, совместимые с оригинальными, и документируя все этапы работы.
Важным аспектом сохранения фресок является создание оптимальных условий окружающей среды. Контроль температуры, влажности и освещения помогает замедлить процессы деградации красочного слоя и штукатурной основы.
Плиний Старший о живописи и фресках
Одним из важнейших источников по истории античной живописи является труд римского энциклопедиста Плиния Старшего «Естественная история», особенно его 35-я книга. Плиний рассматривает историю живописи, упоминает различные техники и методы художественного ремесла, а также размышляет о воспитательном потенциале искусства.
Плиний Старший описывает происхождение живописи, упоминает термин monochromatos (монохромная живопись) и его связь с историей древнегреческой живописи. Он также предоставляет ценные сведения об античных художественных школах, особенно о Сикионской школе.
Большое внимание Плиний уделяет художнику Памфилу как основоположнику практики обучения живописи во всех древнегреческих школах. Он также анализирует разницу в восприятии искусства греками и римлянами, что помогает современным исследователям лучше понять контекст развития фресковой живописи в античном мире.
Технические инновации и эволюция фрески
Техника фрески не оставалась неизменной — она эволюционировала на протяжении веков, адаптируясь к новым эстетическим требованиям и технологическим возможностям. В разных регионах мира мастера разрабатывали собственные вариации классической техники, обогащая мировое художественное наследие.
В Древней Руси, например, техника стенной росписи была преимущественно смешанной — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперо-клеевой техникой с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи). Фоны и верхние прописки часто выполнялись в технике альсекко.
В эпоху Ренессанса итальянские мастера совершенствовали технику буон-фрески, достигая невероятного мастерства в передаче объёма, пространства и световоздушной среды. Они разработали сложную систему подготовительных рисунков и картонов, что позволяло точно планировать композицию и экономить время при работе на влажной штукатурке.
С развитием химии и технологий в XIX-XX веках появились новые пигменты и связующие вещества, расширившие палитру фрески. Однако мастера часто предпочитали работать с традиционными материалами, ценя их проверенные временем качества и эстетические возможности.
В современном искусстве фреска продолжает жить, обретая новые формы и смыслы. Художники экспериментируют с техникой, сочетая традиционные методы с современными материалами и подходами, что позволяет этому древнему искусству оставаться актуальным и в XXI веке.
Фреска — одна из древнейших и наиболее долговечных техник монументальной живописи, прошедшая долгий путь развития от примитивных изображений в древних цивилизациях до шедевров Высокого Возрождения и современных экспериментальных работ. Технические особенности фрески, требующие от художника быстроты, точности и глубокого понимания материалов, сделали её особым видом искусства, доступным лишь настоящим мастерам.
На протяжении тысячелетий фреска выполняла не только эстетическую, но и важные социальные, религиозные и дидактические функции. Она отражала мировоззрение эпохи, служила средством передачи знаний и ценностей, формировала визуальную культуру общества.
Современные исследования и реставрационные работы позволяют нам глубже понять технические и художественные аспекты фресковой живописи, сохранить этот бесценный пласт мирового культурного наследия для будущих поколений. А постоянный интерес художников и публики к этой древней технике свидетельствует о её непреходящей ценности и актуальности в мире искусства.