Влияние христианства на становление славянской культуры читать ~4 мин.
Великий князь Владимир I (980-1015) прекрасно понимал роль и значение религии как силы, укрепляющей и поддерживающей центральную власть в государстве. Первоначально Владимир пытался создать чёткую иерархию среди языческих богов древних русичей, такой пантеон, который бы отражал властную светскую иерархическую структуру. Он, возможно, интуитивно стремился поставить одного главного бога над всеми, подобно великому князю, стоящему над другими родовитыми боярами.
Таким богом являлся Перун. Идолу, изображающему Перуна, установленному на одном из холмов в Киеве, даже позолотили усы и посеребрили волосы. Но язычество уже не удовлетворяло внешнеполитическим интересам. Практически все европейские государства к тому времени приняли христианство, большинство азиатских стран, с которыми граничила Русь, вошли в орбиту исламского мира. Практически весь цивилизованный мир исповедовал монотеизм, и только русичи – многобожие.
Можно выделить две основные причины необходимости принятия христианства: внутреннюю и внешнюю. Первая сводится к тому, что христианство поддерживало и укрепляло центральную власть. В Библии говорится, что «всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Божьему повелению». Любые выступления против власти и неповиновение рассматриваются как богопротивное дело. Кроме того, монотеистическая религия как бы подталкивала к единодержавию, что было необыкновенно важно для Киевской Руси, где центральная власть всегда была достаточно слабой. К внешнеполитическому аспекту надо отнести стремление Руси влиться в европейскую семью народов как равноправное государство. Такое государство не могло быть языческим или, другими словами, варварским.
Несмотря на то, что существует предание о выборе Владимиром религии для Русского государства из иудаизма, ислама, западной и восточной моделей христианства, мало вероятно, что Владимир посылал послов в различные страны для того, чтобы они ознакомились поближе с особенностями и характеристиками той или иной религии. В Киёв, Новгород, Смоленск приезжало достаточно иностранцев. Многие иностранцы оставались там на долгое время. Об этом свидетельствуют названия кварталов в крупных городах, где было разрешено жить иностранцам, – гостиные дворы.
Для имитации старинных вещей и картин современные художники используют специальные декоративные краски, при помощи которых можно имитировать почти любую поверхность, от дерева и металла до шёлка и бархата.
Очевидно, что Владимир вёл серьёзные разговоры на религиозные темы с представителями различных конфессий, отголоски этого можно найти в летописях. Владимир последовательно отверг иудаизм и ислам. Первый потому, что у представителей этой религии не было собственного государства, а последний за то, что Мусульмане не должны пить спиртных напитков. Тут стоит отметить внешнюю сторону высказывания Владимира, что «питие есть веселие Руси». Своеобразным ритуалом в Древнерусском государстве стали совместные трапезы князя и дружинников – пиры, они превратились в традицию, обычай, и отказаться от этого без утраты части княжеского авторитета было невозможно. Но все же изначально Владимир склонялся к христианству, так как Русь тяготела к Европе гораздо больше, чем к Азии. Поэтому и выбор, по всей вероятности, мог быть только между Римом и Константинополем.
Но с Византией Русь связывали гораздо более крепкие многовековые узы, чем с Римом. Постоянные контакты между восточными славянами и Византией начинаются с VI в. Византийцы брали в свою армию представителей восточных славян. Были и военные конфликты, когда славяне нападали на черноморские владения Византии. Доступ на рынки империи был получен после договора 860 г. Всего было 8 войн между Киевской Русью и Византией. Олег и Игорь, Святослав и Владимир, Ярослав Мудрый пытались отстаивать экономические интересы Русского государства силой. Ежегодно купцы прибывали из Киевской Руси и до осени вели оживлённую торговлю в Константинополе. Поэтому, остановившись на восточном христианстве, где необыкновенно красивыми были ритуальная часть и «ангельское пение», Владимир отверг его западную модель.
Считается, что Владимир, получивший при крещении имя Василий, крестился в Херсонесе, который он захватил у Византии, в 988 г. Византия сама активно насаждала христианство в варварских странах, которые попадали в орбиту её политического влияния. Но политические цели пришли в противоречие с династическими, что, видимо, на год или два задержало принятие (введение?) христианства на Руси. 988 год считается официальной датой принятия христианства на Руси.
Широкий доступ на Русь для высокой византийской культуры был открыт. Русь активно перенимала византийский опыт в зодчестве, живописи, литературе, многочисленных ремёслах. В начале XI в. на Афоне в Византии был основан русский монастырь, который стал одним из проводников русско-византийских культурных связей. Русские князья стремились породниться с императорскими династиями Византии и, таким образом, пытались показать преемственность власти на Руси от императоров Древнего Рима, перекинуть династический мост между античностью и Киевской Русью. Связи между Русью и Византией были практически прекращены после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., а вскоре прерваны после разорения Киева татаро-монголами в 1240 г.