Art Loss Register в поиске утраченных произведений искусства читать ~4 мин.
Ранним утром 11 мая 1987 года кто-то разбил стеклянные двери Музея современного искусства в Стокгольме (Museum of Modern Art in Stockholm), снял со стены картину Матисса и убежал. Все, что потребовалось грабителю для похищения шедевра мирового уровня – это кувалда и немного смелости. Местонахождение картины «Сад», стоимость которой оценивается примерно в 1 миллион долларов, оставалось загадкой, пока она не была найдена и торжественно возвращена музею в прошлом году.
Правда, правоохранительные органы в этом триумфе справедливости не сыграли никакой роли. Возвращению шедевра способствовала организация «Реестр пропавших произведений искусства» (Art Loss Register), базирующаяся в Лондоне. Компания, которая за последние два десятилетия превратилась в неотъемлемую часть любого крупного расследования,связанного с кражами предметов искусства.
Джулиан Рэдклифф в Национальной библиотеке искусств в Музее Виктории и Альберта.
Photo: Graham Trott, Courtesy of the Art Loss Register.
Детище Джулиана Рэдклиффа (Julian Radcliffe), образованное в Оксфорде бывшим консультантом страховой компании, который, как говорят, шпионил в пользу британской разведки, Art Loss Register помогает заполнить зияющую пустоту. Согласно оценкам ФБР, миллиарды долларов в виде предметов искусства похищаются из государственных и частных коллекций каждый год, но официальные правоохранительные органы имеют слишком мало ресурсов, чтобы сделать эту нишу своим приоритетом.
Для г-на Рэдклиффа такое положение дел стало прекрасной возможностью. С момента основания организации, 22 года назад, ALR создал самую обширную базу данных украденных произведений искусства в мире, которая позволяет ему отслеживать и находить предметы, получая комиссионные от страховщиков и жертв краж.
На данный момент, компания, не смотря на свою результативность, подвергается критике за жесткие стратегии, иногда попирающие этические и правовые нормы. Тем не менее, правоохранительные органы до сих пор пользуются помощью организации. “Для меня они очень важны, как эффективный инструмент”, сказал Марк Фишстейн (Mark Fishstein), работающий в департаменте Нью-йоркской полиции, в отделе розыска предметов искусства.
Компания г-н Рэдклиффа работает в «тёмной» зоне мире искусства, где распространенность краж, подделок и произведений с тёмным происхождением породило множество предприятий, которые обещают помочь клиентам ориентироваться на этом прибыльном, но в основном нерегулируемом рынке.
Несмотря на важность и профессионализм организации, она отнюдь не является прибыльной. Последние шесть лет компания терпит убытки и держится на плаву лишь благодаря вливаниям самого основателя. Из-за этого уходят и лучшие кадры.
Среди инцидентов, которые вызывают критику организации, можно отметить случаи, когда Art Loss Register обращался к частным владельцам или музеям, у которых были похищены шедевры живописи, заявляя, что располагает информацией по поводу их местонахождения, предоставить которую компания соглашалась лишь за довольно существенную плату. Порой, требуемые организацией суммы достигали 20% от стоимости произведения искусства.
Представители компании, в свою защиту говорят, что во всем мире даже полиция платит своим информаторам и это нормальная практика. К тому же, даже самые суровые критики компании согласны, что без ресурсов ALR положение дел в области украденных произведений искусства существенно ухудшится.
Рэдклифф и не собирается бросать своё дело. “Я очень терпеливый”, говорит он, “если я считаю, что дело стоящее, я его не брошу и дождусь, когда всё наладится”. Правда, некоторые его коллеги говорят, что основатель компании работает не ради денег, а ради собственного самолюбия, чувствуя себя этаким «Джеймсом Бондом» мира искусства.
В некоторых странах, например Италии, краже произведений искусства уделяют большое внимание, но это исключение. В Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, мировых центрах торговли произведениями искусства, есть лишь по однному детективу с данной специализацией. Во всем ФБР работают лишь 14 агентов, имеющих специальную подготовку для расследования преступлений, связанных с искусством, причем большинство из них имеют и другие обязанности. Аппарат по розыску предметов искусства Скотланд-Ярда состоит из трёх офицеров.
Это связано с тем, что жертв (насильственных) как правило, в таких преступлениях нет, а большая часть потерь покрывается страховкой.
База данных украденных произведений искусства Скотланд-Ярда включает 57 500 предметов, Интерпола - 40 000, а ФБР имеет список всего лишь из 8000 объектов, правда, это связано с тем, что бюро опирается на местную полицию.
Для сравнения, в базе данных ALR содержится информация о более чем 350 000 украденных, разграбленных или пропавших предметах. Помимо 10 штатных сотрудников, организация сотрудничает с Индийской компанией, рассылающей своих сотрудников по всем аукционам, арт-ярмаркам и тому подобным мероприятиям, чтобы отслеживать появление работ из списка. Многие полицейские и агенты ФБР сами рекомендуют потерпевшим зарегистрироваться в базе ALR.
Как бы то ни было, при всей критике, «Реестр» оказывает неоценимую помощь в розыске шедевров мирового класса, как говорит бывший федеральный агент Джеймс МакЭндрю (James McAndrew): “Если бы я пошел в ALR и спросил: Есть ли у вас информация об этой картине?, они дадут мне 30 документов, тогда как в полиции или ФБР они даже не будут знать, к кому обратиться”.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Есть работка.. зато ))))
Комментирование недоступно Почему?