Считавшаяся утерянной фреска Леонардо, возможно, найдена во Флоренции читать ~4 мин.
Вполне возможно, что исследователи обнаружили следы утерянной фрески Леонардо да Винчи, взяв пробу вещества, пробившегося сквозь трещины на фреске, написанной в XVI веке на стене одного из самых знаменитых зданий Флоренции – Palazzo Vecchio.
Photo: EPA/NATIONAL GEOGRAPHIC
Фрагмент стены флорентийского Палаццо Веккио. Открытие чёрной краски, аналогичной той, которая использовалась в «Мона Лизе» вызвало у исследователей надежду на то, что утерянная фреска Леонардо «Битва при Ангьяри» может быть спрятана за фальш-стеной. Считается, что её спрятал художник и искусствовед Джорджио Васари (Giorgio Vasari), когда ему поручили написать ещё одну фреску в мэрии Флоренции. “Исследовательская команда, в которой искусствоведы и учёные работали вместе, сочетая поиски в исторических памятках и современную науку, раскрыла тайну, которая будоражила нас более 500 лет”, – отметил Терри Гарсия, исполнительный вице-президент Национального географического общества в США, спонсировавшего проект.
Последние находки, сделанные в понедельник, всё ещё не могут снять покрова тайны с «Битвы при Ангьяри», фрески, написанной Леонардо в легендарном для Флоренции Палаццо Веккио, и, возможно, спрятанной под фреской, которую спустя пару десятилетий создал Джорджио Васари.
Поиски незаконченной фрески столетиями занимали умы искусствоведов. В последние годы они ведутся с новыми силами, благодаря изобретению более точных инструментов.
Некоторые считают, что фреска Леонардо, работу над которой он начал в 1505 году в память о победе Флоренции над Миланом в средневековом тосканском городке Ангьяри в XV веке, могла быть спрятана под новым слоем штукатурки, на котором через несколько десятилетий писал свою фреску Джорджио Васари. «Битва при Ангьяри» Леонардо осталась незаконченной, так как художник покинул Флоренцию в 1506 году.
Маурицио Серачини (Maurizio Seracini), итальянский инженер из Калифорнийского университета в Сан-Диего, сообщил репортёрам, что фрагменты краски, взятые для пробы в зале дворца, датированном 1500-ми годами, совпадают с пигментами, которые использовал Леонардо. Он отметил, что анализ подтвердил, что красная, чёрная и бежевая краски идентичны органическим краскам, которые Да Винчи использовал для своих фресок. Но краску могли также использовать флорентийские современники Леонардо, поэтому специалист по искусству Ренессанса, Серачини, назвал результаты «вдохновляющими», но пока только предварительными.
По словам Кристины Ачидини, главы центра культурного наследия и музеев Флоренции, чтобы обнаружить образцы пигментов на стене, спрятанной, как было недавно обнаружено, за работой Васари, эксперты брали пробы во всех местах, где краска на фреске потрескалась или осыпалась.
Для одного образца пробу брали с пятна под опущенным вниз мечом на картине Васари. Для другого – рядом с головой лошади, чьи глаза распахнуты в испуге.
Серачини вдохновляли слова «Cerca, trova», («Ищите и обрящете»), которые были написаны на крошечном флаге на картине Васари, изображающей битву. Те, кто считают, что работа Леонардо могла быть спрятана под более поздней фреской, апеллируют к тому, что вряд ли Васари, известный своими биографиями художников Ренессанса, смог бы уничтожить шедевр Леонардо.
“Мы обнаружили особые чёрные пигменты и немного красных”, – сказал репортерам Серачини. “Красный – это тип лака, «который использовался для масляной живописи. И эти данные совпадают с намерением Леонардо написать свою «Битву при Ангьяри» масляными красками”, – добавил Серачини.
Поиски исчезнувшей фрески Леонардо проводились под предводительством Национального географического общества и Калифорнийского университета в Сан-Диего, при сотрудничестве с властями Флоренции. Также были подключены эксперты из всемирно известного института реконструкции предметов искусства «Opificio delle Pietre Dure».
“Эти данные вселяют надежду”, – сказал Серачини, член Национального географического общества. “И, хотя мы всё ещё находимся на предварительных стадиях исследования, и всё ещё необходимо сделать много работы, чтобы раскрыть эту тайну, есть свидетельства того, что мы ищем в правильном месте”, – говорится в пресс-релизе общества со ссылкой на Серачини.
Исследователь и его коллеги отмечают, что частички чёрной краски, найденной под фреской Васари, по химическому составу аналогичны коричневой краске на двух работах Леонардо: «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Частички красного, найденные там же, оказались органическим пигментом. Исследование эндоскопических снимков в высоком разрешении позволило заключить, что бежевый, замеченный на оригинальной стене, был нанесен кисточкой для красок.
Ранее, с использованием радара и рентгеновских лучей, Серачини и его команда обнаружили пустоты под фреской Васари, которые, по их мнению, свидетельствуют о зазоре между двумя стенами.
Мэр Флоренции Маттео Ренци сообщил, что один из планов предусматривает удаление некоторых частей фрески Васари, реконструированных в XIX-XX веках, чтобы взглянуть на то, что находится внутри стены. “Мы уверены, что «Битва при Ангьяри» находится под работой Васари”, – заметил он.
Комментирование недоступно Почему?