Скрытый автопортрет Ван Гога обнаружен за более ранней картиной читать ~3 мин.
Рентгеновские снимки показывают лицо художника в шляпе и шейном платке на холсте в коллекции Национальных галерей Шотландии.
В пятницу днём они нашли его, пристально смотрящего с обратной стороны холста в широкополой шляпе и свободном шейном платке: ранее не обнаруженный автопортрет Винсента Ван Гога, одной из самых популярных и влиятельных фигур в истории западного искусства, который скрывался на виду в коллекции Национальных галерей Шотландии более полувека.
“Это было совершенно захватывающе”, – говорит Лесли Стивенсон, старший хранитель картин в Национальных галереях Шотландии, о том моменте, когда обычный рентгеновский снимок другой картины Ван Гога, «Голова крестьянки», обнаружил эту необычную находку на обратной стороне холста, скрытую более 100 лет под слоями клея и картона.
“Мы не ожидали многого”, – говорит Стивенсон о «скромной маленькой картине», подаренной в 1960 году эдинбургским адвокатом Александром Мейтлендом. Ее просвечивали рентгеновскими лучами в рамках каталогизации и подготовки к летней выставке французского импрессионизма в Королевской шотландской академии – хотя Ван Гог был голландцем, большую часть своей творческой карьеры он провёл во Франции.
Рентгеновские пластины обрабатывались в старомодной фотолаборатории, и когда Стивенсон посмотрела на снимки, она поняла, что перед ней лицо самого Ван Гога.
“Вот это да! Мы не видим крестьянки, но то, что мы имеем, – это свинцовые белила, гораздо более тяжёлый пигмент, который он использовал для своего лица, проявляющийся после того, как рентген проходит через картон”.
Дальнейшие исследования показывают, что эта картина является одной из серии экспериментальных автопортретов – существует пять подобных работ, выставленных в Музее Ван Гога в Нидерландах, – на обратной стороне более ранних холстов, написанных во время его проживания в Нюэнене, на юге страны, с декабря 1883 по ноябрь 1885 года. Там он сделал ряд крестьянских этюдов в рамках подготовки к своему раннему шедевру «Едоки картофеля», 1885 года.
Фрэнсис Фаул, старший куратор французского искусства, сказал, что это открытие, которое считается первостепенным для любого учреждения Великобритании, расширило наше понимание важнейшего периода в творческом развитии Ван Гога, когда он впервые столкнулся с творчеством французских импрессионистов после переезда в Париж в 1886 году, где его поддерживал брат Тео и где он познакомился с авангардными художниками, такими как Анри де Тулуз-Лотрек и Эмиль Бернар.
Вдохновлённый Жоржем Сёра и Полем Гогеном, он принял более красочный и экспрессивный стиль живописи, впервые экспериментируя с ломаной кистью, используя себя в качестве модели и повторно используя холсты для экономии денег.
Фаул сказал: “Этот период, когда он начал создавать автопортреты, стал ключевым в развитии его зрелого стиля, когда он начал экспериментировать с собственным характерным мазком кисти. Ван Гог был очень независимым мыслителем, и он так быстро выработал свой радикальный новый стиль”.
Теперь консерваторы начнут процесс раскрытия автопортрета, который находится в неопределённом состоянии под слоями клея и картона, сохраняя при этом оригинальную картину. “Это как шаг в неизвестность”, – говорит Стивенсон. “Сложность будет заключаться в удалении клея со слоёв масляной краски, используя разницу в растворимости клея на животной основе и масляной краски”.
В обычный год Музей Ван Гога в Амстердаме получает до 300 запросов от людей, считающих, что они обнаружили пропавшего Ван Гога, но лишь изредка попадаются подлинники. В 2013 году в Амстердаме был выставлен пейзаж «Закат в Монмажуре», написанный за два года до его смерти в 1890 году и забытый на норвежском чердаке, а в прошлом году был выставлен карандашный набросок измождённого рабочего «Измождённый», пролежавший более века в частной коллекции одной голландской семьи.
“Открытие новой работы – это нечто необыкновенное”, – говорит Стивенсон. “Всё, что даёт нам больше информации о художнике, является огромным бонусом, и просто показывает преимущество технологического анализа, что мы все ещё можем узнавать новые вещи”.
Комментирование недоступно Почему?