Юбилей запрещённого гения. Немного об Эрдмане
МОСКВА. 16 ноября исполнилось 115 лет поэту и драматургу Николаю Эрдману.
Имя Эрдмана неизменно ассоциируется с «Весёлыми ребятами», «Волгой-Волгой», «Самоубийцей» и «Мандатом». Чуть реже вспоминают о вкладе Николая Робертовича в становление театра на Таганке и его сотрудничестве с Мейерхольдом. А о том, что в титрах засмотренного до дыр «Морозко», изысканного «Города мастеров» и нескольких десятков других фильмов значится (или вымарана по политическим причинам) его фамилия, не знает практически никто.
Не случись эскапады Качалова на приёме у Сталина с басней Эрдмана (то ли про вечно бодрствующего отца народов, то ли про ворону и отсутствующий сыр), рано или поздно власти нашли бы повод арестовать вольнодумца. Сам актёр, произносивший крамольные строки, не пострадал. Досталось их автору. Ссылка, поражение в правах, скитания по городам и весям, строжайшее вето на жизнь в столице вплоть до 1948 года. Запрет снискавшего большой успех не только в ГосТиМе, но и во многих театрах страны «Мандата». Спектакль, ставший безусловным событием, продолжил в начале его карьеры череду успехов: работу над обозрением для открывающегося Театра Сатиры, создание либретто для популярных музыкальных спектаклей, сценария буффонады для кабаре, стихов, басен, метких пародий.
Все отмечали образный, сочный язык, точность метафор, тонкую иронию. Табу на постановку «Самоубийцы» возникло уже на стадии репетиций в театре Мейерхольда. Предшествовавшая этому событию читка у Луначарского закончилась категорично и недвусмысленно: нарком просвещения, удостоверив гениальность произведения, пообещал, что появления её на советской сцене он не допустит.
Подобные насмешки судьбы присутствовали в его жизни постоянно. Иезуитское приглашение на должность литконсультанта в ансамбль НКВД и разрешение поработать над очередным кинохитом Александрова без права присутствия в титрах и получения за него премии. Одним из немногих заступников, пытавшихся поспособствовать возвращению опального драматурга в Москву, был не режиссёр-комедиограф, обязанный ему успехом своих фильмов, а Михаил Булгаков. В своё время весть о заключении под стражу Николая Робертовича стала причиной сожжения части первого варианта «Мастера и Маргариты». Арест на самом взлёте, последовавшие за этим испытания не лишили Эрдмана таланта, но стали причиной душевного надлома.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?