«Интервью с вампиром» Энн Райс, краткое содержание читать ~4 мин.
«Интервью с вампиром» — дебютный готический роман американской писательницы Энн Райс (Anne Rice), опубликованный в 1976 году. В центре повествования — вампир Луи де Пуант дю Лак, который в современном Сан-Франциско излагает историю своей двухсотлетней жизни безымянному репортёру. Книга выросла из рассказа, написанного в 1968 году, и была существенно переработана после личной трагедии автора — смерти её малолетней дочери Мишель.
История Луи начинается в 1791 году. Он — молодой и состоятельный владелец плантации индиго в Луизиане, к югу от Нового Орлеана. Подавленный внезапной смертью брата и терзаемый чувством вины, он жаждет собственной гибели. В этот момент он встречает харизматичного вампира Лестата де Лионкура, который предлагает ему альтернативу смерти — вечную жизнь. Луи соглашается и становится вампиром.

Поселившись в поместье Луи, они ведут разный образ жизни. Лестат безжалостно охотится на рабов, в то время как Луи, не в силах переступить через свои моральные принципы, питается кровью животных. Их совместное пребывание на плантации заканчивается, когда рабы, догадавшись о природе хозяев, поднимают восстание. Чтобы скрыть своё существование, вампиры сжигают поместье и бегут в Новый Орлеан.
В городе Луи в отчаянии нападает на пятилетнюю девочку, больную чумой, которую находит у тела её мёртвой матери. Этот поступок заставляет его задуматься об уходе от Лестата. Чтобы удержать Луи, Лестат обращает ребёнка, дав ему таким образом «дочь». Девочка, получившая имя Клодия, с лёгкостью принимает свою новую жестокую сущность. Однако её разум взрослеет и превращается в разум женщины, но тело навсегда остаётся детским.
Спустя шестьдесят лет Клодия решает избавиться от своего создателя. Она обманом заставляет Лестата выпить кровь мертвецов, а затем перерезает ему горло. Луи помогает ей избавиться от тела, бросив его в болото. Однако Лестат возвращается, ослабленный, но живой. Тогда Клодия и Луи поджигают свой дом, оставляя изувеченного Лестата в огне.
Прибыв в Европу, Луи и Клодия отправляются на поиски себе подобных. В Восточной Европе они встречают лишь примитивных, лишённых разума кровопийц. Лишь в Париже им удаётся найти настоящих вампиров. Они знакомятся с четырёхсотлетним вампиром Арманом и его шабашем, обосновавшимся в «Театре вампиров», где для смертной публики разыгрываются представления с настоящими убийствами.
Между Луи и Арманом возникает взаимная симпатия, что вызывает ревность Клодии. Опасаясь, что Луи оставит её, она заставляет его обратить для неё компаньонку — парижскую мастерицу кукол Мадлен. Их покой нарушает внезапное появление Лестата, выжившего в пожаре. По его доносу шабаш выносит свой приговор: Луи замуровывают в гробу, а Клодию и Мадлен оставляют в открытом дворе под лучами восходящего солнца.
Арман освобождает Луи, но уже не может спасти женщин, испепелённых солнцем. Опустошённый горем Луи мстит за их смерть, поджигая театр и уничтожая весь шабаш. Он и Арман вместе путешествуют, но со временем их пути расходятся. В XX веке Луи возвращается в Новый Орлеан, где и рассказывает свою историю журналисту.
Выслушав исповедь, репортёр умоляет Луи даровать ему бессмертие. Луи приходит в ярость, осознав, что молодой человек не извлёк никакого урока из его рассказа. Он нападает на журналиста, но оставляет его в живых, после чего исчезает. Репортёр, не оставив своей затеи, отправляется на поиски Лестата в надежде, что тот исполнит его желание.
Ключевые темы романа
Роман Энн Райс кардинально изменил образ вампира в популярной культуре. В отличие от чудовищного хищника из «Дракулы» Брэма Стокера, вампиры Райс — это сложные, рефлексирующие и страдающие существа. Они обладают утончённым вкусом, философским складом ума и глубокими эмоциями. Именно «Интервью с вампиром» заложило основу для поджанра готического романа, где вампир предстаёт в образе трагического антигероя.
Центральной темой книги является поиск смысла в бесконечном существовании. Луи соглашается на бессмертие как на избавление от душевной боли, но вечность оказывается для него проклятием. Он отчуждён и от мира людей, и от мира вампиров, не разделяя ни человеческих радостей, ни жестокости себе подобных. Его неудовлетворённость и тоска по утраченной смертности преследуют его на протяжении всей истории.
Отношения между Луи, Лестатом и Клодией представляют собой сложную и трагическую модель дисфункциональной семьи. Лестат выступает в роли эгоистичного и деспотичного «отца», Луи — в роли сострадательного, но пассивного «материнского» персонажа, а Клодия — в роли ребёнка, ставшего заложником их союза. Эта динамика, полная любви, ненависти и взаимной зависимости, становится двигателем сюжета.
Вопросы морали и вины пронизывают всё повествование. Луи постоянно борется с необходимостью убивать, чтобы жить. Он долгое время избегает этого, но в конечном счёте не может противиться своей природе. Даже начав питаться людьми, он испытывает мучительное чувство вины, которое делает его вампирское существование невыносимым. Его история — это трагедия существа, застрявшего между человеческой моралью и хищническими инстинктами.
- «Луна покрытого коркой снега» Ваубгешиг Райс, краткое содержание
- «Райский сад» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Тело: Руководство пользователя» Билла Брайсона, краткое содержание
- «Счётная машина» Элмера Райса, краткое содержание
- «Альманах песчаного округа» Альдо Леопольда, краткое содержание
- «Хоуп Лесли, или Ранние времена в Массачусетсе» Катарины Марии Седжвик, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?