О неизвестном Монпарнасе замолвите слово. Новая книга Алека Эпштейна читать ~2 мин.
МОСКВА. В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга культуролога Алека Д. Эпштейна «Забытые герои Монпарнаса».
Для выпускников Российской Академии художеств лучшим способом поощрения их таланта была пенсионерская поездка в Италию. Несмотря на внушительные траты, сомнений в целесообразности подобной стипендии для изучения знакомства с шедеврами живописи, скульптуры, архитектуры ни у кого не возникало. Стипендиаты-золотомедальники могли провести на родине Микеланджело и Рафаэля от трёх до шести лет, получая немалые подъёмные и годовые.
Новые веяния в живописи и скульптуре, отход от академизма повлияли и на географические предпочтения. К концу XIX века местом притяжения для представителей богемы из разных уголков земного шара стал парижский район Монпарнас. Художники, вдохновлённые революционными работами новаторов (импрессионистов, символистов, постимпрессионистов, пуантилистов), стремились теперь попасть в столицу Франции, атмосфера которой благоприятствовала рождению нового искусства. Здесь можно было многому научиться в многочисленных частных школах и обрести шанс на успешную карьеру.
Студентами одной из самых известных — Академии Жюлиана — были Анри Матисс, Феликс Валлотон, Эдуард Вюйар, Эмиль Нольде, Марсель Дюшан, Альфонс Муха, Евгений Лансере, Александр Куприн, Лев Бакст, Пётр Кончаловский, Игорь Грабарь. Филиал на rue du Vivienne открыл свои двери для женщин, ранее лишённых возможности обучаться живописи из-за ханжеских правил государственных учебных заведений, не позволявших представительницам прекрасного пола присутствовать на занятиях с участием обнажённой натуры. Среди слушательниц Academie Julian были Анна Голубкина, Мария Башкирцева, Анна Билинская, Паула Модерсон-Беккер, Кете Кольвиц. Обучение без муштры и жёсткой дисциплины у известных художников, необходимости сдавать неподъёмный для большинства иностранцев экзамен по французскому языку, с возможностью участия в выставках.
Рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства молодым художникам уже не приходилось. Немалому количеству талантливых, но не слишком обеспеченных людей помогла щедрость скульптора Альфреда Буше, создателя известного фаланстера для творческой богемы «Улей» (La Ruche). Литераторы и художники находили здесь поддержку, кров и возможности для работы, практически не платя за это.
Культуролог Алек Д. Эпштейн в книге «Забытые герои Монпарнаса», выпущенной издательством «Новое литературное обозрение», рассказывает о судьбах талантливых художников, выходцев из Российской империи, в большинстве своём еврейского происхождения. О тех, кому удалось добиться успеха, и о тех, кого ждали печальный финал, гибель во время Холокоста или уход в незаслуженную тень. Эпштейн вспоминает и о тех, кто подставлял плечо гениям и неудачникам: о Сергее Дягилеве, Гертруде Стайн, Берте Вайль, Сергее Щукине, Максиме Винавере и многих других.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Фредерик Брюс Томас — сын рабов, московский миллионер, заключённый турецкой тюрьмы
- Идущий против течения. О Рембрандте и его эпохе
- Календарь Льва Рубинштейна — вспомнить о главном
- Простодушные стихи профессора математики принесли ему победу в премии «Различие»
- Серия выставок художников «Парижской школы» в ГМИИ продолжена экспозицией «Шальные годы Монпарнаса»
- Даня Акулин. Пенумбра
Комментирование недоступно Почему?