Голос крови, отказ от стереотипов, сублимация чувств читать ~2 мин.
МОСКВА. Издательство Музея «Гараж» опубликовало автобиографию знаменитого хореографа Марты Грэм.
XX век основательно перекроил жизнь человечества. Революционные преобразования коснулись разных сфер: политики, идеологии, искусства. Авангард ниспровергал традиции в живописи, архитектуре, поэзии, музыке, театре. Не осталась в стороне и хореография. Балетные отказывались от стереотипов, сбрасывали пуанты, раскрепощались душой и телом. Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени приобщали воспитанную на классике пуританскую публику к радостям свободного движения, прокладывая путь современной хореографии. К числу законодателей танца модерн, оказавших наибольшее влияние на развитие и способствовавших расцвету нового стиля, относилась великая американская танцовщица Марта Грэм (Martha Graham).
Судьба Марты Грэм могла бы сложиться совсем иначе. Отношение пресвитерианской церкви, адептами которой являлись родители Грэм, к социальным (вне богослужения) танцам было негативным. Неизбежность прикосновений и эротических переживаний, концентрация на телесном, ассоциация с языческими практиками считались недопустимыми, приравнивались практически к прелюбодеянию. Парадокс, открывший Марте дорогу к призванию, состоял в вере её отца не только в Христа, но и в целебную силу движения. Джордж Грэм, практикующий психиатр-алиенист, предполагал, что истоки нервных болезней лежат в физиологической плоскости. И лучшим лекарством могут стать мышечная активность и адекватная тренировка опорно-двигательного аппарата. Это была спасительная лазейка, пропуск в свободную жизнь без догм и предрассудков.
Одарённая девушка не упустила свой шанс и кардинально изменила представление американцев о танце, видевших в нём прежде лишь легковесную забаву с эротическим оттенком. Разработанная ею техника позволяла передать в танце «ландшафт души» человека, мир культур прошлого, почувствовать голос крови, услышать шаги предков за спиной. Она воспринимала тело как священное одеяние, позвоночник — как древо его жизни, способ взаимодействия с миром, сублимации чувств и пережитых трагедий. Элементы Graham technique — расслабление тела, сжатия мышц таза и живота, восстановление баланса, работа с дыханием — особый язык, невербальный способ максимального самовыражения. Сподвижниками и горячими поклонниками великой танцовщицы и хореографа были столь же неудержимо талантливые и свободолюбивые люди. Лайза Минелли, Мадонна, Вуди Аллен, Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Майя Плисецкая и многие другие.
Старейшая школа танца в Америке, Martha Graham Dance Company, основанная в 1926 году и воспитавшая немало звёзд, успешно функционирует по сию пору. Грэм продолжала работать в качестве хореографа до последних дней жизни. В возрасте 96 лет она умерла от пневмонии, успев завершить последние главы своей автобиографии Blood Memory («Память крови»).
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Музей «Гараж» впервые в России представляет творчество Такаси Мураками, знаменитого японского художника
- Рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства 2011
- Пушкинский, Третьяковка, Гараж и ГЭС-2 объединились в «Музейную четверку»
- Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи
- Аудиоверсия книги «Я – Малала» удостоилась премии «Грэмми»
- «Изобретая Эллиота» Грэма Гарднера, краткое содержание
- «Его кровавый проект» Грэма Макрей Бернета, краткое содержание
- «Ускорение» Грэма Макнами, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?