Галерея Новости Литература Голос крови, отказ от стереотипов, сублимация чувств Поделиться:

Подписаться на новости искусства





Выставки

Голос крови, отказ от стереотипов, сублимация чувств


31/08/2017

МОСКВА. Издательство Музея «Гараж» опубликовало автобиографию знаменитого хореографа Марты Грэм.

XX век основательно перекроил жизнь человечества. Революционные преобразования коснулись разных сфер: политики, идеологии, искусства. Авангард ниспровергал традиции в живописи, архитектуре, поэзии, музыке, театре. Не осталась в стороне и хореография. Балетные отказывались от стереотипов, сбрасывали пуанты, раскрепощались душой и телом. Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени приобщали воспитанную на классике пуританскую публику к радостям свободного движения, прокладывая путь современной хореографии. К числу законодателей танца модерн, оказавших наибольшее влияние на развитие и способствовавших расцвету нового стиля, относилась великая американская танцовщица Марта Грэм (Martha Graham).

Судьба Марты Грэм могла бы сложиться совсем иначе. Отношение пресвитерианской церкви, адептами которой являлись родители Грэм, к социальным (вне богослужения) танцам было негативным. Неизбежность прикосновений и эротических переживаний, концентрация на телесном, ассоциация с языческими практиками считались недопустимыми, приравнивались практически к прелюбодеянию. Парадокс, открывший Марте дорогу к призванию, состоял в вере её отца не только в Христа, но и в целебную силу движения. Джордж Грэм, практикующий психиатр-алиенист, предполагал, что истоки нервных болезней лежат в физиологической плоскости. И лучшим лекарством могут стать мышечная активность и адекватная тренировка опорно-двигательного аппарата. Это была спасительная лазейка, пропуск в свободную жизнь без догм и предрассудков.

Одарённая девушка не упустила свой шанс и кардинально изменила представление американцев о танце, видевших в нём прежде лишь легковесную забаву с эротическим оттенком. Разработанная ею техника позволяла передать в танце «ландшафт души» человека, мир культур прошлого, почувствовать голос крови, услышать шаги предков за спиной. Она воспринимала тело как священное одеяние, позвоночник — как древо его жизни, способ взаимодействия с миром, сублимации чувств и пережитых трагедий. Элементы Graham technique — расслабление тела, сжатия мышц таза и живота, восстановление баланса, работа с дыханием — особый язык, невербальный способ максимального самовыражения. Сподвижниками и горячими поклонниками великой танцовщицы и хореографа были столь же неудержимо талантливые и свободолюбивые люди. Лайза Минелли, Мадонна, Вуди Аллен, Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Майя Плисецкая и многие другие.

Старейшая школа танца в Америке, Martha Graham Dance Company, основанная в 1926 году и воспитавшая немало звёзд, успешно функционирует по сию пору. Грэм продолжала работать в качестве хореографа до последних дней жизни. В возрасте 96 лет она умерла от пневмонии, успев завершить последние главы своей автобиографии Blood Memory («Память крови»).

Елена Танакова © Gallerix.ru


КОММЕНТАРИИ: 0  


Комментирование недоступно Почему?



Новый абсолютный рекорд для произведений искусства: «Salvator Mundi» продан за 450 миллионов долларов
«Зачарованная поза» - последний фрагмент картины Магритта найден в Брюсселе
Галерея Боргезе создаст новую онлайн-базу данных по Караваджо
Как фотография становится новым лидером инвестиций в искусство
В Берлине открывается музей, посвященный уличному искусству
«Ван Гог. С любовью, Винсент» – фильм, написанный маслом на холсте