«Сочинения Фридриха Ницше», краткое содержание читать ~12 мин.
Труды Фридриха Ницше значительно отличаются от собрания сочинений большинства других философов. Хотя определённые концепции и теории повторяются часто, а идеи повторяются достаточно часто, чтобы стать мотивами, в трудах Ницше нет чётко определённой системы философского мышления. Он отверг эту традицию на том основании, что все существующие системы служат лишь для того, чтобы отвлечь людей от осознания того, что такие системы состоят в основном из древних суеверий, облечённых в новую терминологию и жаргон.
Вместо этого, основная часть ницшеанского дискурса состоит из полемических аргументов против существующих философских теорий в эпиграмматической прозе, где афоризм является доминирующим способом выражения. Эти короткие, язвительные замечания мастерски составлены, но намеренно двусмысленны, иногда до такой степени, что их смысл становится откровенно загадочным. Благодаря такому стилю написания работы Ницше остаются в авангарде философских исследований, потому что они так открыты для интерпретации.
Всеобъемлющая тема канона Ницше выражена не только в содержании, но и в названии его книги 1878 года «Человеческое, слишком человеческое». Для Ницше великая трагедия современной философии заключалась в том, что она находила утешение и успокоение в принятии общепринятого представления о том, что значит быть человеком. В этой и других работах Ницше осуждает философию, слепо следующую иудео-христианским принципам морали, которые способствовали формированию рабской морали, находящей добродетель в кротости, а страх в силе.
В «Рождении трагедии» в 1872 году уже было изложено обоснование этой точки зрения, где утверждалось, что философия, начиная с Сократа, постоянно ставила мысль выше действия и разум выше естественной жизненной силы. Упадок общества, которое предпочитало думать, а не действовать в соответствии со своими страстями, привёл к трагедии духа.
Ницше обратил свой критический взгляд на историю и науку в 1874 году в книге «Несвоевременные размышления», в которой жаловался на то, что история – это всего лишь факты без контекста, а научные исследования больше направлены на изучение величия мира, чем на его познание. В этом произведении Ницше можно найти и цель, которую он ставил как высшее достижение философии: принимать всю судьбу со смехом, чем освободить себя от мелочной морали и всего трагического.
«Об истине и лжи в неморальном смысле»
Это эссе было написано в самом начале карьеры Ницше, но не было опубликовано после его смерти. На данный момент оно достигло уровня самой значительной работы Ницше на тему силы риторического языка. Его аргументация – это, по сути, отказ от любой концепции объективности истины, утверждая вместо этого, что то, что мы считаем объективной истиной – истиной как естественным фактом – в действительности является лишь иллюзией, построенной на постоянно растущей башне метафоры.
Рождение трагедии
Первая значительная опубликованная работа Ницше – это философская деконструкция греческой культуры (не только трагедии). В ней он делит культуру на два лагеря: аполлонический и дионисийский.
Хотя в реальности все гораздо сложнее, для краткости это означает постоянное напряжение между репрезентацией и нерепрезентацией, между порядком и хаосом, между коммерцией и искусством. (На самом деле все гораздо сложнее, но, экстраполируя это, легко прийти к тому, к чему он стремится).
«Конкурс Гомера»
Это ещё один ранний текст, и он важен тем, что закладывает основу для того, что станет движущей темой многого из того, что последует дальше: в чем смысл свободы? Он также важен тем, что является первым указанием на то, что станет повторяющимся аспектом все более и более идиосинкразического подхода Ницше к написанию философских текстов: парадокс.
В эссе, по сути, утверждается, что свобода для индивида приходит только через понимание того, что служит инструментом коллектива, поэтому индивидуальная свобода может прийти только в результате работы под моральными ограничениями коллектива.
Философия в трагическую эпоху греков
Назвать Ницше просто писателем философии – это граничит с ужасающей неточностью. Он был также критиком и историком, и обе эти роли служат этому так и не завершённому проекту. Что ему удалось завершить, так это обзор пяти древнегреческих философов, которых мы можем милосердно назвать менее известными, чем та большая тройка, которую все знают.
Фалес, Гераклит, Анаксимандр и Анаксгор, вероятно, известны только студентам философских факультетов. Парменид, возможно, немного более известен, поскольку его регулярно называют отцом метафизики, но даже в этом случае он не Платон.
За гранью добра и зла
Название этого тома, вероятно, более знакомо, чем его содержание, потому что оно вошло в лексикон поп-культуры. Репутация Ницше была, мягко говоря, сомнительной, но не из-за того, что он на самом деле написал. Проблема в том, что некоторые очень плохие люди ухватились за его идеи и извратили их в своих целях.
Такова проблема с этим текстом, в котором утверждается, что общество не может надеяться на дальнейшее движение вперёд и эволюцию «Сверхчеловека», пока оно окончательно не откажется от устаревшей, несовременной и просто несостоятельной конституционной морали, которая была определяющим модусом цивилизации на протяжении тысячелетий.
Так говорил Заратустра
Почти неопровержимо, самая известная работа Ницше, хотя, опять же, не столько потому, что люди действительно знакомы с ней. Поп-культура присвоила название книги в качестве названия волнующей музыкальной композиции, более известной как тема к фильму «2001 год: космическая одиссея».
Это также книга, которая присвоила ницшеанскую концепцию следующего этапа в эволюции человека – Ubermensch – и превратила её в смехотворно немодельную идею, которую люди ассоциируют с «Суперменом». И снова это текст, демонстрирующий множественное литературное влияние Ницше: это действительно скорее художественное произведение, весьма нетипичное для остальных работ автора.
Список персонажей
Заратустра
Заратустра – почти наверняка самый известный персонаж Ницше. Он основан на персидском пророке, проповедовавшем за пять веков до рождения Христа. Греки называли его Зороастром, а в романе Ницше «Так говорил Заратустра» он становится заглавным персонажем. Хотя он не упоминается по имени, он также в значительной степени связан с названием романа «По ту сторону добра и зла», поскольку Зороастр является одним из родоначальников дуалистической философской идеи добра и зла, существующей в мире.
Übermensch или Overman
Теоретический персонаж, известный как Übermensch, неточно трансформированный в философскую фигуру под названием Сверхчеловек, представляет собой конечную эволюционную цель человечества. Это фигура, символизирующая следующий шаг вверх для общества, которое сбросило с себя атрибуты общепринятой морали и тем самым предоставило ему свободу самоопределения, не обременённую иллюзиями прошлого.
Стадо
«Стадо» – это пренебрежительное выражение Ницше о характере каждого человека, действующего в рамках стадного мышления. Стадо характеризуется прежде всего своей полной посредственностью; даже в своих неудачах те, кто принадлежит к нему, не способны выделиться. Они вообще не обладают никаким превосходством, поэтому не могут быть превосходными даже в своих неудачах. Стадо становится единичным персонажем непосредственно в результате того, что действует по принципу группового, а не индивидуального инстинкта.
Наполеон
Наполеон представляет собой полярную противоположность стаду. Его характеризуют как последнего из великих аристократов, который существовал на уровне, намного превосходящем стадо. Он является выражением возможности воли к власти. И вполне уместно, что его выделяют в качестве индивидуального представителя, в то время как для представления стада такой фигуры не существует.
Темы
Музыка – «Случай Вагнера»
Ницше пишет: “Вагнер не был инстинктивно музыкантом. И это он доказал тем, как он отказался от всех законов и правил, или, точнее говоря, от всех стилей в музыке, чтобы сделать из неё то, что он хотел, т.е. риторическое средство для сцены, средство выражения, средство подчёркивания отношения, средство внушения и психологической картины. В этом отношении Вагнер вполне может считаться изобретателем и новатором первого порядка – он увеличил речевые возможности музыки до неисчислимой степени”.
Подход Вагнера к музыке является абсолютно экспериментальным и новаторским. Его способность отказаться от общепринятых музыкальных правил позволяет ему сочинять музыку, которая уникальна и отличается от других. Соответственно, его инновации вносят огромный вклад в эволюцию музыки; кроме того, его подход и риторика усиливают потенциал музыки, поскольку исследуют психологическую сферу.
Факультет – «За гранью добра и зла»
Ницше объясняет: “Как возможны синтетические суждения априори?” спрашивает себя Кант, и каков же на самом деле его ответ? «С помощью средств (факультета)» – но, к сожалению, не в пяти словах, а так иносказательно, внушительно, с такой демонстрацией немецкой глубины и словесных изысков, что совершенно теряется из виду комическое niaiserie allemande, связанное с таким ответом.
Люди были вне себя от восторга по поводу этой новой способности, и ликование достигло своего апогея, когда Кант далее открыл в человеке нравственную способность. Кант делает вывод, что люди обладают врождёнными способностями, которые помогают им принимать решения. Кантовская идеология, касающаяся импликации способностей, повлияла на философию Германии. Человеческие способности мистичны, поэтому их открытие способствует пониманию человеком самого себя. Кроме того, способности помогают людям выявлять причинно-следственные связи между различными вопросами.
Трагедия – «Рождение трагедии»
Ницше разъясняет: “Трагедия вбирает в себя высший музыкальный оргазм, так что она совершенно доводит музыку до совершенства у греков, как и у нас; но затем она ставит рядом с ней трагический миф и трагического героя, который, подобно могучему Титану, взваливает на свои плечи весь дионисийский мир и отягощает нас им; а с другой стороны, она способна посредством этого же трагического мифа в лице трагического героя избавить нас от острой тоски по этому существованию”.
Музыка и трагедия взаимосвязаны. Включение соответствующей музыки в композиции, связанные с трагедией, усиливает катастрофу, поскольку музыка намекает на предстоящий трагический конец героя. Музыка должна быть трансцендентной, чтобы вызвать у зрителей иллюзию катастрофы. Кроме того, музыка напоминает зрителям о несчастьях, присущих жизни. Герои трагических композиций не застрахованы от таких бедствий.
Труды и философия Фридриха Ницше стали одной из бесчисленных жертв прихода к власти Адольфа Гитлера и внедрения его плохо продуманной фашистской идеологии. То, что Ницше, по крайней мере, надолго ассоциируется с теми, кто извратил и испортил идеи, содержащиеся в его трудах, не его вина, и негативные коннотации, связанные с философией теми, кто либо неправильно понял, либо намеренно исказил её в угоду собственным целям, будут устранены только со временем.
К счастью, время оказывается на стороне Ницше, поскольку его влияние все больше и больше ощущается в поп-культуре. В том, что телешоу и поп-певцы вырвали Ницше из стальной хватки тех нацистских трупов, которые отравляли его труды на протяжении многих поколений, можно найти определённую поэтическую справедливость.
Одной из основ философии, которую можно найти в трудах Ницше, является его концепция Воли к власти. Стэнфордская философская энциклопедия сравнивает значение «Воли к власти» с «излиянием экспансивной энергии, как будто человек подобен вечно сияющему солнцу, что, вполне естественно, может повлечь за собой опасность, боль, ложь, обман и маски».
Многие люди впервые познакомились с этой идеей, которая является важной и неотъемлемой частью философского труда, благодаря таким недавним иконам поп-культуры, как Уолтер Уайт из «Во все тяжкие» и Хит Леджер в образе Джокера. Хотя оба персонажа могут по праву считаться злодеями, этот взгляд основан на том, что Ницше называет «стадным чувством». И Уолтер, и Джокер демонстрируют основной компонент того, что Ницше подразумевает под «Волей к власти»: ставить большее благо выше мелкой морали, связанной с меньшим благом.
Для Уолтера изготовление метамфетамина является средством достижения более высокой цели – заботы о своей семье после неизбежно приближающейся смерти от рака. Джокер заставляет себя совершить серию жестоких преступлений не ради личной выгоды (он сжигает горы денег), а чтобы показать глубокий уровень лицемерия, который принимает общество.
Ницшеанская воля к власти настолько широко распространена в поп-культуре, что одним из наиболее полных её воплощений является персонаж медвежонка Лотса-О’Хаггина из мультфильма «История игрушек 3». Этот мультипликационный персонаж фактически переходит ту грань, за которой концепция становится приемлемой, и переходит на территорию нацизма, но только потому, что он поддаётся ненависти и желанию отомстить. До этого момента, однако, воля к власти была продемонстрирована в полной мере.
В центре философии, которую можно найти в трудах Ницше, и в пункте назначения, к которому ведёт реализация «Воли к власти», находится его знаменитая (или печально известная) концепция убермена. Сверхчеловек, чей драйв, преодолевая сомнительные навязывания морали, поднимает его на более высокий уровень, чем стадо внизу.
Интересно, что ещё до того, как нацисты завершили своё извращение концепции Ницше, Голливуд уже обратился к немецкому философу за вдохновением. Ещё более интересно, что в данном случае уберменш – это молодая женщина в исполнении Барбары Стэнвик.
В начале фильма «Детское личико» (Baby Face) 1933 года пожилой мужчина-наставник обращается к трудам Ницше, чтобы вдохновить покинутую юную красавицу стремиться к чему-то лучшему, быть сильной и непокорной и стать хозяином, а не рабом. Хотя сцена была изменена к моменту съёмок, в первоначальном сценарии персонаж Стэнвик был пробуждён к своему неиспользованному потенциалу таким образом: «Ницше говорит: “Вся жизнь, как бы мы её ни идеализировали, есть не более и не менее как эксплуатация”. Это то, что я говорю вам. Эксплуатируйте себя. Поезжайте в какой-нибудь большой город, где вы найдёте возможности. Используйте мужчин! Будь сильной! Непокорной! Используйте мужчин, чтобы получить то, чего вы хотите!».
Ничто из того, что когда-либо писали нацисты в своей дико ошибочной интерпретации трудов Ницше, и ничто из того, что до сих пор встречается в поп-культуре, возвращающей себе истинный смысл, никогда не отражало так кратко основную философскую базу, содержащуюся в этих текстах.
- «Следопыт» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
- «Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Дюна» Фрэнка Герберта, краткое содержание
- «Федр» Платона, краткое содержание
- «Рассуждение о происхождении неравенства» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Рыжий» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Будденброки» Томаса Манна, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?