«Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание читать ~22 мин.
Летом 1893 года Оскар Уайльд начал писать роман «Идеальный муж» и закончил его зимой того же года. На этом этапе своей карьеры он привык к успеху, и, написав «Идеального мужа», он хотел обеспечить себе публичную славу.
Работа началась в Горинг-он-Темз, в честь которого он назвал персонажа лордом Горингом, и завершилась в Сент-Джеймс Плейс. Сначала он отправил законченную пьесу в театр Гаррика, где менеджер отверг её, но вскоре она была принята театром Хеймаркет, где Льюис Уоллер временно взял на себя управление. Уоллер был прекрасным актёром и сыграл роль сэра Роберта Чилтерна. Пьеса принесла театру «Хеймаркет» успех, в котором он так нуждался. После премьеры 3 января 1895 года она продолжалась 124 представления.
В апреле того же года Уайльд был арестован за «грубую непристойность», и его имя было публично снято с пьесы. 6 апреля, вскоре после ареста Уайльда, пьеса была перенесена в театр «Критерион», где шла с 13 по 27 апреля.
Пьеса была опубликована в 1899 году, хотя Уайльд не был указан в качестве автора. Эта опубликованная версия несколько отличается от исполненной пьесы, поскольку Уайльд добавил многие отрывки и сократил другие. В числе значительных дополнений – письменные указания к сцене и описания персонажей. Уайльд был одним из лидеров в стремлении сделать пьесы доступными для читающей публики. В 1897 году он написал письмо с описанием процесса написания пьесы «Идеальный муж», которая позже была опубликована под названием «De Profundis».
Пьеса заимствует стиль Александра Дюма, где театральный приём, в данном случае письмо, определяет развязку. Однако Уайльд сохраняет оригинальность своего произведения, создавая постоянные ироничные повороты сюжета.
На сюжет «Идеального мужа» во многом повлияли события в Париже в 1893 году. Директора компании Compagnie du Canal Interoceanique использовали средства акционеров, и подобная политическая коррупция лежит в основе пьесы Уайльда. Кроме того, некоторые критики предполагают, что пьеса заимствует элементы «Позолоченного века» Марка Твена, а персонаж сэра Роберта Чилтерна может быть создан по образцу двух современных политиков: Сэр Чарльз Дуилке, обеденный друг Уайльда, или Чарльз Стюарт Парнелл. Сэр Чарльз был заместителем министра иностранных дел Либеральной партии с 1880 по 1882 год и президентом Совета местного самоуправления с 1882 по 1885 год, но его карьера внезапно закончилась в 1885 году, когда его жена развелась с ним. Парнелл был обвинён в политическом убийстве, но был оправдан. Вскоре после этого он стал фигурантом бракоразводного процесса и отошёл от общественной жизни.
Пьеса «Идеальный муж» – одна из самых серьёзных социальных комедий Уайльда, она содержит очень сильный политический подтекст, иронично и цинично рассматривая современный политический ландшафт. Основное внимание в пьесе уделено зачастую коррумпированным источникам огромного богатства, о которых общественность, как правило, ничего не знает. Персонажи и обстоятельства, окружающие сэра Роберта, миссис Чивли и барона Арнхейма, отражают современное общество и то, как финансы все больше влияют на политическую жизнь. В рамках этой политической сферы пьеса отмечает, как социальная власть зависит не от денег, а скорее от информации и знаний. В пьесе тайные знания позволяют миссис Чивли иметь огромную власть над сэром Робертом Чилтерном.
Действие пьесы обсуждает и анализирует конфликты между общественной и личной моралью, а также исследует силу корысти. Хотя сэр Роберт честен только тогда, когда это в его интересах, леди Чилтерн, при всех её разговорах о чести и морали, часто лицемерит в своей неспособности прощать других.
В пьесе нет формулы общественного успеха, и Уайльд придерживается очень критического взгляда на общество. В пьесе Уайльд также рассматривает проблематичность брака и изображает его как порочный и развращающий. Чилтерны поступают глупо, пытаясь создать «идеальный» брак, основанный на материалистических ценностях, таких как собственность и высокое социальное положение. Уайльд проводит аналогию между отсутствием морали в их браке и отсутствием морали в политическом/правительственном органе государства.
Уайльд создаёт своих персонажей как произведения искусства и показывает, как их культура научила их вести себя с определённой долей притворства. Пьеса постоянно движется к более идеальному моральному стандарту, поскольку герои борются с нечестностью, лицемерием, двойными моральными стандартами, материализмом и коррупцией в социальной и политической жизни. Неизменное послание Уайльда заключается в том, что любовь, а не богатство, ведёт к счастью.
Сюжет
Пьеса открывается вечеринкой в доме Чилтернов, где представлены все основные персонажи. На этой вечеринке миссис Чивли шантажирует сэра Роберта и заставляет его поддержать её план строительства Аргентинского канала, в который она вложила значительные средства. В её распоряжении находится письмо, написанное им в начале его государственной карьеры, в котором он продал государственные секреты за огромное состояние, которое поддерживает его до сих пор.
Перед лицом полного разорения сэру Роберту ничего не остаётся, как принять условия миссис Чивли, и он соглашается выступить в Палате общин и публично поддержать канал. Позже ночью леди Чилтерн, гордящаяся тем, что у неё «идеальный муж», и не знающая о прежней испорченности сэра Роберта, взывает к его нравственности и заставляет написать письмо, в котором он отказывается от своего обещания миссис Чивли.
Ближе к концу действия лорд Горинг и Мейбл Чилтерн обнаруживают, казалось бы, потерянную бриллиантовую брошь, которую Горинг узнает как вещь, которую он подарил кому-то давным-давно. Лорд Горинг оставляет брошь себе и говорит Мейбл, чтобы она сообщила ему, если кто-нибудь попросит её.
Во втором акте лорд Горинг и сэр Роберт обсуждают его тяжёлое положение, и сэр Роберт рассказывает, почему он так много лет назад отправил письмо барону Арнхейму, продавая государственную тайну. Лорд Горинг предлагает сэру Роберту рассказать о своём аморальном поступке леди Чилтерн, но он не может представить, что разочарует её и разрушит её идеальное представление о нем. Вместо этого сэр Роберт отправляется в Вену в поисках информации о миссис Чивли, надеясь найти что-то, что он сможет использовать для борьбы с её шантажом. Входит леди Чилтерн, и сэр Роберт быстро убегает.
Лорд Горинг разговаривает с леди Чилтерн, пытаясь понять, как она может отреагировать, узнав о неосмотрительности сэра Роберта. Леди Чилтерн высоко ценит своего мужа и не считает его способным на разврат. Лорд Горинг предупреждает леди Чилтерн, что у неё довольно суровые взгляды, и что в жизни нужно руководствоваться любовью, а не осуждением.
После отъезда лорда Горинга к нему приходят леди Маркби и миссис Чивли. Миссис Чевели потеряла бриллиантовую брошь на вечеринке у Чилтерна и спрашивает, не нашлась ли она. Женщины недолго болтают, а затем леди Маркби отходит, чтобы нанести быстрый визит близкому другу. Оставшись одни, леди Чилтерн и миссис Чивли обмениваются горячими словами. Миссис Чивли раскрывает прошлое сэра Роберта, когда тот входит в комнату и застаёт жену и шантажиста вместе. Он приказывает миссис Чивли уйти, но она подчиняется только после того, как снова угрожает ему. Леди Чилтерн умоляет сэра Роберта опровергнуть обвинения миссис Чивли, но он не делает этого и, наконец, рассказывает ей правду о своём прошлом. Она в отчаянии отшатывается от него, её идеальное представление о нём разрушено.
Акт завершается тирадой, в которой сэр Роберт проклинает то, как женщины возводят мужчин на невозможные пьедесталы. Он говорит жене, что она погубила его, и уходит. Леди Чилтерн, испытывая сильную боль, пытается последовать за ним, но обнаруживает, что её муж ушёл.
В начале третьего акта Уайльд представляет Фиппса, идеального дворецкого, и описывает сцену в доме лорда Горинга, где он и Фиппс обсуждают уместность его петлицы, когда Горинг готовится к вечернему выходу. Горинг получает неожиданное письмо от леди Чилтерн, в котором она срочно сообщает, что хочет его, нуждается в нём и едет к нему. Удивлённый, он готовится к её приходу. Однако неожиданно приезжает лорд Кавершем, который намерен поговорить о направлении жизни своего сына.
Лорд Горинг незаметно сообщает Фиппсу, что ожидает визита дамы, и просит провести её в гостиную, если она появится, когда лорд Кавершем все ещё находится в гостях. Дама действительно появляется, но это миссис Чивли, а не леди Чилтерн. Фиппс не знает, кого ждали, и предполагает, что миссис Чивли и есть та посетительница, о которой говорил лорд Горинг. В ожидании, пока её проводят в гостиную, миссис Чивли находит письмо леди Чилтерн к лорду Горингу и пытается украсть его, но не успевает.
Сэр Роберт прибывает после ухода лорда Кавершема и умоляет лорда Горинга о помощи. Он находится в отчаянном положении и просит совета. В тот момент, когда лорд Горинг собирается выпроводить своего друга, в гостиной падает стул, и сэр Роберт хочет знать, кто подслушивал. Лорд Горинг пытается не дать ему увидеть, кто находится в комнате, так как считает, что её занимает леди Чилтерн.
Сэру Роберту наконец удаётся проникнуть в комнату, и, увидев миссис Чивли, он с отвращением покидает дом. Лорд Горинг совершенно удивлён, когда понимает, что в гостиной была миссис Чивли, а не леди Чилтерн. Они начинают разговаривать, и миссис Чивли пытается убедить лорда Горинга жениться на ней, предлагая взамен письмо сэра Роберта. Он отказывается от этого предложения и говорит ей, что она осквернила идею любви, и за это ей нет прощения.
Лорд Горинг показывает миссис Чивли брошь, найденную им на вечеринке в Чилтерне, и она объясняет, что это её брошь и что она её потеряла. Зная происхождение броши, лорд Горинг обвиняет её в том, что она украла её у его кузины леди Беркшир, которой он её подарил. Она отрицает кражу, но брошь на самом деле является браслетом со скрытой застёжкой, и после того, как лорд Горинг зажимает её на руке, миссис Чевели не может её снять. Лорд Горинг угрожает вызвать полицию, если миссис Чевели не отдаст ему письмо сэра Роберта. Побеждённая в собственной игре, миссис Чивли отдаёт письмо, но перед тем, как в гневе покинуть его дом, тайно крадёт срочное письмо леди Чилтерн, когда лорд Горинг не видит.
В IV акте лорд Кавершем сообщает лорду Горингу о речи сэра Роберта, осуждающей план строительства Аргентинского канала. Все газеты восхваляют сэра Роберта. Вскоре после этого лорд Горинг делает предложение Мейбл Чилтерн, и она принимает его. Затем он сообщает леди Чилтерн, что сэр Роберт в безопасности, поскольку у него есть письмо барону Арнхейму. Однако он предупреждает её, что у миссис Чивли есть письмо, которое леди Чилтерн отправила ему накануне вечером, и она планирует отправить его сэру Роберту. Вдвоём они планируют перехватить письмо до того, как оно попадёт к нему.
Однако вскоре сэр Роберт врывается в комнату с письмом в руках, полагая, что жена написала его непосредственно ему. Она подыгрывает ему, и он несказанно радуется. Они мирятся, и сэр Роберт соглашается, что теперь он должен оставить политику из-за своего позорного начала.
Входит лорд Кавершем с известием, что сэру Роберту предложили освободившееся место в кабинете министров. Несмотря на искушение, он отказывается от предложения, поскольку считает, что жена хочет, чтобы он отошёл от общественной жизни. Однако лорд Горинг убеждает леди Чилтерн убедить мужа принять освободившееся место, поскольку принуждение мужа отказаться от своей профессии не приведёт к счастливой жизни и браку. Наконец, подбадриваемый женой, сэр Роберт соглашается на эту должность. Лорд Горинг сообщает, что намерен жениться на Мейбл, но сэр Роберт отказывает ему в этом на основании присутствия миссис Чивли в доме лорда Горинга предыдущей ночью.
Леди Чилтерн признается, что лорд Горинг ожидал именно её, и что письмо, которое сэр Роберт считает своим, было написано лорду Горингу. Сэр Роберт все понимает, прощает жену за то, что она не сказала ему об этом сразу, и даёт разрешение на брак. Пьеса заканчивается тем, что леди Чилтерн провозглашает новое начало.
Список персонажей
Сэр Роберт Чилтерн
Заместитель министра иностранных дел, член английского общества, женатый на честной и порядочной леди Чилтерн, сэр Роберт Чилтерн – герой пьесы. В начале своей государственной карьеры Чилтерн продал государственные секреты барону Арнхейму, от чего стал весьма богат.
Прошлое вновь преследует его, когда миссис Чивли приезжает в его дом и шантажирует его доказательствами его неправоты. Чилтерн, который находится в сильной зависимости от своего незаконно нажитого богатства, борется между тем, чтобы поддаться на шантаж миссис Чивли и жить честной жизнью.
К счастью, ему удаётся спастись от позора благодаря множеству случайностей, и в действительности он обнаруживает в своём браке и государственной работе ещё большее счастье, чем знал до того, как его статус и профессиональная карьера оказались под угрозой.
Лорд Горинг
Лорд Горинг – очень умный и щеголеватый человек, живущий в роскоши и избегающий профессиональных занятий. Он всегда безупречно одет по самой современной моде, демонстрирует значительный ум и склонность к острому анализу человеческого поведения. По иронии судьбы, он также гордится тем, что отвергает ожидания общества.
Будучи близким другом сэра Роберта Чилтерна, Горинг мудро советует ему после того, как миссис Чивли, с которой Горинг был когда-то помолвлен, раскрывает свой план шантажа. Он также старается залечить раны между леди Чилтерн и её мужем и разрушить коварный план миссис Чивли. Лорд Горинг весьма успешен в этих начинаниях и фактически становится героем пьесы. В финальных сценах пьесы он делает предложение Мейбл Чилтерн, которая принимает его.
Леди Гертруда Чилтерн
Чрезвычайно красивая двадцатисемилетняя жена сэра Роберта Чилтерна, сторонница высшего образования женщин, член Женской либеральной ассоциации и нравственная, добропорядочная гражданка. Леди Чилтерн также училась в школе с миссис Чивли и знает её как нечестную и недоброжелательную.
Леди Чилтерн ожидает от своего мужа совершенства, поэтому ей трудно понять, что у него могут быть ошибки в прошлом. Однако она очень любит своего мужа и в конце концов принимает тот факт, что каждый человек так или иначе несовершенен.
Миссис Чивли
Миссис Чивли, которая училась в школе вместе с леди Чилтерн, нечестна, эгоистична и манипулирует людьми. Злодейка пьесы, она приходит на приём к Чилтернам и шантажирует Роберта Чилтерна нечестным письмом, которое он написал в начале своей государственной карьеры и в котором раскрывает государственные секреты ради денежной выгоды.
Миссис Чивли наслаждается властью над другими и говорит сэру Чилтерну, что для того, чтобы она не опубликовала письмо, он должен поддержать её нынешний финансовый план – Аргентинский канал. Позже лорд Горинг склоняет её к признанию в краже и успешно разрушает её план по уничтожению Роберта Чилтерна и его брака.
Мейбл Чилтерн
Сестра сэра Роберта Чилтерна. Мейбл постоянно дразнит лорда Горинга и флиртует с ним на протяжении всей пьесы. Она часто жалуется, что Томми Траффорд делает ей предложение самым неприятным образом. В последних сценах пьесы лорд Горинг делает ей предложение, и она принимает его руку.
Лорд Кавершем
Отец лорда Горинга, Кавершем, гордится своим достоинством и честью. Кавершем постоянно принижает своего щёголя-сына публично и приватно, обвиняя его в праздности и призывая начать профессиональную карьеру и жениться.
Леди Бэзилдон
Главная спутница миссис Марчмонт на приёме у Чилтерна, она часто жалуется. Эти две женщины обсуждают различные «актуальные» социальные вопросы, весьма поверхностны и выступают в качестве основных, декоративных персонажей сюжета.
Миссис Марчмонт
Главная спутница леди Бэзилдон на вечеринке в Чилтерне. Эти две женщины обсуждают различные «актуальные» социальные вопросы, весьма поверхностны и выступают в качестве очень простых, декоративных персонажей сюжета.
Леди Маркби
Приятная женщина, которая дружит с миссис Чивли и приводит её в дом Чилтернов. Леди Маркби очень традиционна в своих взглядах, отвергает высшее образование для женщин и тоскует по более простым временам, когда женщины просто желали внимания со стороны мужа.
Фиппс
Дворецкий лорда Горинга, Фиппс олицетворяет «господство формы». Он известен своей полной замкнутостью, что делает его «идеальным дворецким».
Виконт де Наньяк
Будучи гостем на вечеринке Чилтерна, виконт общается со многими женщинами. Он приглашает Мейбл потанцевать с ним, узнает миссис Чивли по знакомству с ней в Берлине пять лет назад и чрезмерно, почти комично, хвалит английский язык.
Мистер Монфорд
Секретарь сэра Роберта Чилтерна, также описан как денди.
Мейсон
Дворецкий сэра Роберта Чилтерна, он объявляет всех гостей в доме Чилтерна.
Джеймс
Лакей.
Гарольд
Лакей сэра Роберта Чилтерна.
Темы
Политическая коррупция
Политическая коррупция доминирует в сюжете романа «Идеальный муж». Безупречная карьера сэра Роберта находится под угрозой из-за коррупции его молодости. Одна из ироний пьесы заключается в том, что счастливый конец зависит от того, что коррупция сэра Роберта остаётся скрытой от посторонних глаз. Предложение места в кабинете министров никогда бы не состоялось, если бы общественность знала о его прошлом. Однако, поскольку он успешно скрывает это прошлое, он чувствует себя освобождённым от своего преступления. Даже леди Чилтерн прощает его за это.
Читатель также может понять глупость молодости и несовершенство человечества, особенно перед лицом искушения. Однако в пьесе Уайльда подмечен тот актуальный момент, что современная политическая площадка превращается в такую, где коррупция часто идёт рука об руку с политикой. Мораль многих людей, а также некоторых главных героев пьесы, основана скорее на страхе перед общественным разоблачением и сохранением социального статуса, чем на чистых ценностях добра и зла. Он критикует это общество на протяжении всей пьесы.
Институт брака
В своей пьесе Уайльд рассматривает брак как сложные и несовершенные отношения и высмеивает попытку Чилтернов создать идеальный брак, основанный на социальном статусе. Леди Чилтерн постоянно заявляет, что её муж не может позволить себе поддерживать схему аргентинского канала, потому что он олицетворяет собой все лучшее, что есть в английской жизни.
И леди Бэзилдон, и миссис Марчмонт жалуются на свой брак, потому что он слишком идеален и поэтому неинтересен. В любом браке возникают проблемы, но в лучших браках любовь остаётся неизменной. Лорд Горинг в пьесе выступает за любовь, и его отношения с Мейбл допускают недостатки, а не зацикливаются на идеалах.
Миссис Чивли пытается заставить лорда Горинга жениться на ней, но она олицетворяет зло и корысть, и, как замечает лорд Горинг, оскверняет слово «любовь». Поэтому он даже не думает принимать её предложение и остаётся верен себе и своей любви. Тема выживания брака и предложения вступить в супружеский союз находится в центре внимания на протяжении всего сюжета и подчёркивает несовершенство персонажей.
Триумф любви
В самом конце первого акта финальная сцена заканчивается тем, что большая люстра освещает гобелен «Триумф любви». Это описание, безусловно, предвещает продолжение пьесы, поскольку в оставшихся трёх действиях любовь действительно торжествует.
Финальная строка пьесы звучит так: «Любовь, и только любовь». С помощью лорда Горинга леди Чилтерн узнает о силе любви и начинает понимать жизнь через призму любви. Многие другие персонажи также рассматривают различные представления о любви. Лорд Горинг говорит о любви как о единственном пути к истинному пониманию и проживанию жизни и в конце обещает Мейбл свою любовь. Леди Чилтерн считает, что её любовь зависит от морального совершенства её мужа, но узнает, что совершенство невозможно и что любовь сохранится, даже если признать недостатки.
Сюжет представляет собой поле битвы между силами любви и силами зла. В третьем акте миссис Чивли, олицетворяющая зло, дважды принимает торжествующий вид. Однако, несмотря на все усилия зла, леди Чилтерн наконец понимает, что любовь достаточно сильна, чтобы противостоять несовершенству. Более того, сэр Роберт переходит от взгляда на богатство как на все самое важное к пониманию того, что любовь и его брак – самые важные вещи в его жизни. Таким образом, любовь, а не богатство или зло, приводит к счастью и побеждает все.
Современность
Персонажи пьесы в значительной степени озабочены модой того времени. Леди Маркби замечает, что Мейбл становится все более современной, и предупреждает её об опасности, связанной с такими переменами, поскольку тенденция к современности позволяет быстрее устареть.
Точно так же леди Маркби озабочена современным увлечением кураторами и отмечает, что жители перенаселённой Англии в наше время часто толкаются и мечутся. Уайльд упоминает современность на протяжении всей пьесы, независимо от темы или сцены, и часто ассоциирует её с неприятными явлениями.
В частности, сэр Роберт замечает, что любое современное состояние строится на частной информации, тем самым доказывая необходимость политической коррупции. Более того, лорд Горинг замечает, что миссис Чивли, скорее всего, одна из тех современных женщин, которые любят новые скандалы. Всеобщий страх перед современностью говорит о социальной слабости – неспособности принять перемены.
Большинство героев пьесы, несмотря на интерес к современной культуре, стремятся к социальному конформизму.
Прощение
Вопрос прощения проходит через всю пьесу «Идеальный муж». Когда сэр Роберт гневно говорит жене, что она возвела его на чудовищный пьедестал, он отвечает ей, что именно тогда, когда человек ранен, он больше всего нуждается в любви и прощении. Как он говорит, любовь прощает.
Подобно вопросу «Кто вы – пессимист или оптимист?», решение простить определяет качество моральной стойкости персонажей. Миссис Чивли – единственный персонаж, не способный простить. В третьем акте лорд Горинг объясняет, что попытка миссис Чивли убить любовь леди Чилтерн к своему мужу – непростительный поступок. Однако, когда сэр Роберт появляется в доме лорда Горинга, отчаянно нуждаясь в совете, полагая, что убил любовь своей жены к нему, лорд Горинг утверждает, что она простит его.
Лорд Горинг понимает, что акт прощения является важнейшей частью брака, и через него мы признаем всеобщее человеческое несовершенство. Поэтому любовь и прощение неразделимы на протяжении всей пьесы. Когда есть любовь, есть и возможность прощения. Человеческое несовершенство по своей природе требует любви и прощения от других.
Прошлое
Прошлое постоянно остаётся в сознании героев, а значит, и в сознании читателя. В первом действии миссис Чивли говорит сэру Роберту, что он не может выкупить своё прошлое; он должен признать свои ошибки. Точно так же леди Чилтерн определяет миссис Чивли по её нечестности и кражам, которые она совершала в школьные годы. На самом деле, леди Чилтерн считает, что прошлое определяет человека и раскрывает его истинный характер.
Прошлое миссис Чивли в конце концов настигает и её, когда лорд Горинг находит украденное ею у леди Беркшир украшение. Это разрушает её план шантажа сэра Роберта и делает её беспомощной перед требованиями лорда Горинга. Даже прошлое лорда Горинга недолго преследует его. Много лет назад он был обручён с миссис Чивли. Сэр Роберт обнаруживает эту женщину в своём доме, после чего отказывает лорду Горингу в руке его сестры Мейбл. К счастью, лорд Горинг и леди Чилтерн объясняют события того вечера, и сэр Роберт благословляет брак.
Лорд Кавершем, отец лорда Горинга и фигура прошлого, постоянно сравнивает современное общество со своим собственным поколением, что заставляет его задуматься о состоянии своей страны. Прошлое имеет большое значение для всех героев и оказывает глубокое влияние на их нынешнюю жизнь.
Роль женщин в обществе
Большая часть пьесы содержит комментарии о роли женщин в обществе. Сэр Роберт спрашивает миссис Чивли, считает ли она, что наука способна справиться с проблемой женщин, и это наталкивает на мысль о том, что женщины очень сложны. В заключительном акте лорд Горинг произносит перед леди Чилтерн речь о роли женщины в обществе и в браке, подчёркивая важность поддержки мужа в стремлении к любимому делу, а не подавления его желаний. Она принимает его совет близко к сердцу и призывает мужа продолжать государственную службу.
Лорд Горинг часто проводит чёткое различие между ролью мужчины и женщины в обществе и в браке. В третьем акте он считает, что все женщины должны быть рядом со своими мужьями. Лорд Кавершем считает, что только мужчины, а не женщины, наделены здравым смыслом.
Хотя многие мужские персонажи имеют проблемы с женщинами, многие женщины имеют проблемы с мужчинами. Леди Бэзилдон и миссис Марчмонт несчастны со своими мужьями и пресыщены их совершенством. Миссис Маркби и миссис Чевели считают, что мужчинам необходимо образование, но сомневаются в их способности к развитию.
Леди Маркби, леди Бэзилдон и миссис Марчмонт также высказываются о роли женщин. Леди Маркби рассуждает о современных женщинах, высмеивая их высшее образование, и леди Чилтерн решительно отстаивает эту тему. Она объясняет, что в прошлом женщин учили ничего не понимать, но современная женщина гораздо более осведомлена. Таким образом, женщины играют сложную роль в пьесе. Сосуществование мужчин и женщин часто кажется постоянной борьбой, но в конечном счёте она выгодна для всех.
- Спектакль «Идеальный муж», поставленный Богомоловым, удивил зрителей
- «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «De Profundis» (Тюремная исповедь) Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Счастливый принц и другие сказки» Оскара Уайльда
- «Баллада Редингской тюрьмы» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Женщина, не стоящая внимания» Оскара Уайльда, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?