«Ноксвилл, Теннесси» Никки Джованни читать ~5 мин.
Одно из самых известных и антологизированных стихотворений Никки Джованни, «Ноксвилл, Теннесси» (первоначально опубликованное в 1968 году) вызывает воспоминания о детстве маленькой девочки. Джованни излагает эти воспоминания свободным стихом, используя простой, почти разговорный тон.
Описывая семейную жизнь молодой чернокожей девочки и важность духовной общины для неё самой и окружающих её людей, Джованни ритмически использует каденцию разговорного языка, чтобы имитировать свободу и прыжки мыслей ребёнка, играющего летом. Таким образом, поэма как бы предвосхищает детские сочинения, которые Джованни написала после рождения сына в 1969 году. В 1994 году поэма была переиздана в виде отдельного, удобного для детей тома, с репродукциями картин Ларри Джонсона, дополняющими обстановку и темы поэмы.
Стихотворение «Ноксвилл, Теннесси» было первоначально включено в первый том поэзии Джованни «Чёрное чувство, чёрный разговор» (1968). На этом этапе своей карьеры она была в первую очередь связана с Движением чёрных искусств; она остаётся высоко ценимой и влиятельной фигурой того периода и в начале 2020-х годов. Как активист и педагог, а также как поэт, её ранние работы – в первую очередь стихи, собранные в сборнике «Чёрное чувство, чёрные разговоры, чёрный суд» (1970), который объединил её первый («Чёрные чувства, чёрные разговоры», 1968) и второй («Чёрный суд», 1968) поэтические сборники в один том – были посвящены развивающемуся движению за гражданские права 1960-х годов, а также движению Black Power. Основная идея книги «Ноксвилл, Теннесси» заключается в том, чтобы разделить чувство чёрной солидарности: радикальное чувство родства, которое начинается дома, а затем распространяется на более общественные регионы мира.
Биография поэта
Иоланда Корнелия «Никки» Джованни-младшая родилась в Ноксвилле, штат Теннесси, в 1943 году. Вскоре после её рождения семья переехала в Цинциннати, штат Огайо, где и прошло её детство. Высшее образование Джованни начала получать в Университете Фиска в Нэшвилле, штат Теннесси, где она получила степень бакалавра истории. Она училась в Пенсильванском университете, хотя и не закончила его, а затем в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где работала над получением степени магистра искусств, но не закончила.
Именно в это время в Нью-Йорке Джованни заявила о себе как о значительном поэтическом голосе. Вдохновлённая переменчивым политическим климатом 1960-х годов, Джованни в своём первом поэтическом сборнике «Чёрные чувства, чёрные разговоры» (1968) исследует чёрную идентичность в условиях развивающегося движения за гражданские права. «Чёрные чувства, чёрные разговоры» и её вторая книга «Чёрный суд» (1968) по-прежнему известны своей эмоциональной непосредственностью, а также тем, как в них сформулирован афроамериканский опыт. Эти ранние книги, особенно «Чёрные чувства, чёрные разговоры», продавались очень хорошо. В этот период Джованни выступала с чтением перед толпами слушателей, желающих услышать слова её политизированного поэтического голоса. В этот период она также редактировала «Ночь приходит тихо» (1970) – антологию поэзии чернокожих женщин.
На протяжении 1970-х годов и в современное время (2020-е годы) Джованни постепенно преодолевала «воинственность», связанную с её ранним творчеством, не отказываясь ни от одного из принципов, характерных для Движения чёрных искусств. В 1969 году она родила сына – событие, которое вдохновило её на написание книг для детей. «Крутите мягкую чёрную песню» (1971) и «Эго-триппинг и другие стихи для молодых людей» (1973) – две ранние работы в этом ключе. Как всегда, центральное место в её творчестве занимало воспевание опыта чернокожих, однако она применила эту перспективу к чернокожим детям и их отношению к миру. Несмотря на то, что эта книга написана для детей, и дети, и взрослые выражают восхищение этим разделом работ Джованни.
Джованни была награждена медалью Лэнгстона Хьюза и премией NAACP Image Award, среди прочих наград. Как артистка разговорного жанра она была номинирована на премию «Грэмми» за поэтический альбом «Сборник стихов Никки Джованни» (2003). Она преподавала в Куинс-колледже, Ратгерсе и штате Огайо, а в настоящее время является заслуженным профессором Вирджинского технологического института.
Стихотворение повествует о конкретном времени года – лете – и о бесчисленных занятиях, которыми занимается оратор на протяжении этого сезона. Для говорящего лето наполнено положительными ассоциациями тепла, вкусной еды и сообщества. Важно отметить, что «Ноксвилл, Теннесси» не описывает одно лето. Действия, описанные в стихотворении (еда, прогулки, ощущение дружеского общения с бабушкой говорящего, духовные узы, сформированные церковью), сжимают в себе несколько лет. Хотя название стихотворения прочно привязывает его к конкретному месту – Ноксвиллу, штат Теннесси – можно предположить, что события, происходящие в стихотворении, являются конденсацией того, что обычно происходит в течение неопределённого количества лет.
То, как стихотворение развивается через различные виды деятельности (еда, прогулки, прослушивание музыки госпел, поход босиком по горам), одновременно отсылая к теплоте семейного общения, делает события, разворачивающиеся в стихотворении, универсальными и, в определённом отношении, вневременными.
В стихотворении делается акцент на семейной структуре посещающих церковь чёрных семей; однако люди, населяющие «Ноксвилл, Теннесси», выделяются как представители ценностей, выходящих за рамки сознания эпохи Джима Кроу. Если читать стихотворение как автобиографическое, то Джованни рассказывает о спокойных воспоминаниях, уходящих корнями в опыт чернокожих и их способы самовыражения.
Эти основополагающие переживания глубоко затрагивают не только автора стихотворения, но и чернокожих людей в целом, особенно жителей Ноксвилла, штат Теннесси. В то же время теплота и интимность, которыми пронизаны события, описанные в поэме, делают её доступной для всех читателей, независимо от их расовой принадлежности или места проживания.
Комментирование недоступно Почему?