«Учимся читать» Фрэнсис Эллен Уоткинс Харпер читать ~9 мин.
Рассказы и память питали афроамериканского поэта и активистку 19 века Фрэнсис Эллен Уоткинс Харпер (1825-1911). Родившись свободной, она всю жизнь выступала за расовую справедливость и гендерное равенство. До и во время четырёхлетней Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) она особенно активно и убедительно выступала за аболиционистское движение, которое боролось за прекращение рабства в Америке и освобождение порабощённых афроамериканцев.
От своей работы на Подземной железной дороге до газетных статей Уоткинс Харпер делилась историями свободных и порабощённых афроамериканцев. Общение, особенно чтение, служило эффективным методом поощрения законодательных изменений, подчёркивания человечности чернокожих людей и сохранения их культуры. Эти убеждения особенно ярко проявились в её повествовательной поэме «Учимся читать». Она опубликовала это произведение в 1872 году, через семь лет после Гражданской войны.
Автор стихотворения, миссис Хлоя Флит (также известная как тётя Хлоя), является повторяющимся персонажем. В стихотворении «Учимся читать» тётя Хлоя выражает восхищение тем, как она и её товарищи по рабству стремятся научиться читать. Они проявляют эту преданность как во время своего заключения у белых южных рабовладельцев, так и во время новых возможностей, открывшихся перед освобождёнными людьми после окончания Гражданской войны.
Как и многие чернокожие писатели-аболиционисты конца 1800-х годов, Уоткинс Харпер высоко ценила постоянное стремление к знаниям. Ее желание просвещать других говорит о глубоком сострадании и остром восприятии. Во время поездки по послевоенному Югу в 1867 году Уоткинс Харпер писала: “Некоторые из её (южан) жителей напоминают мне голодных людей, в душах которых звучит крик: Дайте мне учиться, дайте мне учиться” (Келер, Яна. «Эпистолярная политика: Найденное письмо Фрэнсис Э. У. Харпер Уильяму Стилу». «Американский литературный реализм», 2017).
Биография поэта
Афроамериканский активист и мыслитель Фрэнсис Эллен Уоткинс Харпер, вероятно, была вундеркиндом. Родившись под именем Фрэнсис Эллен Уоткинс в 1825 году в Мэриленде в семье свободных родителей, она начала писать стихи в раннем возрасте и в итоге опубликовала свой первый поэтический сборник «Лесные листья» в 1845 году в возрасте 20 лет. Ее дядя и тётя, которые воспитывали её после смерти матери в 1828 году, развивали её интеллект.
Ее дядя, преподобный Уильям Уоткинс, руководил Академией Уоткинса для негритянской молодёжи, школой для свободных чернокожих детей. Уоткинс Харпер посещала эту школу до 13 лет. Ее страсть к учёбе никогда не ослабевала. Она проводила большую часть своего свободного времени за чтением во время стажировки у балтиморского книготорговца.
С большим доступом к знаниям пришло осознание социальных бед, особенно расизма. Будучи афроамериканкой XVIII века, она жила в то время, когда рабство оставалось легальным во всех южных штатах Америки. Фактически, в штате Мэриленд, где она родилась, владение людьми было разрешено до 1864 года. Ее дядя боролся за отмену рабства и расовое равенство как видный член свободной чёрной общины Балтимора. Помимо академической деятельности, он сотрудничал с обществами борьбы за отмену рабства и Африканской методистской епископальной церковью, чтобы укрепить свою общину. Его племянница последовала его примеру.
Уоткинс Харпер переехала преподавать, сначала в Огайо в 1850 году, а затем в Пенсильванию в 1852 году. К сожалению, она не смогла вернуться в Мэриленд. В 1853 году Мэриленд фактически отправил в ссылку всех свободных афроамериканцев, проживающих в Мэриленде, которые переехали или покинули штат. Если они возвращались, то по закону штата их могли похитить и обратить в рабство.
Уоткинс Харпер всегда искала наилучший способ принести пользу своим чернокожим согражданам, но этот закон стал поворотным пунктом в её карьере. Услышав историю о свободном чернокожем жителе Мэриленда, который вернулся в штат и умер от жестокости рабства, она посвятила себя делу аболиционистов и начала работать над тем, чтобы привести людей к свободе по Подземной железной дороге.
Со временем активизм Уоткинс Харпер перерос в пропаганду. В то время американцы любили и лихорадочно читали поэзию и посещали лекции. Благодаря своему дару слова она преуспела и в том, и в другом, используя их для повышения осведомлённости, утешения и обмена историями.
Уоткинс Харпер была автором или редактором таких изданий, как «Репозиторий религии и литературы, науки и искусства», «Anglo-African Magazine, The Afro-American Press» и «Christian Recorder».
Ее выступления собирали большие аудитории и вызывали похвалу. Ее коллеги считали её «ценным приобретением для дела» («Фрэнсис Эллен Уоткинс Харпер». «Архивы Мэриленда») и «журналистской матерью» нового поколения женщин-репортёров. Они прозвали её «бронзовой музой». Благодаря своей работе она получила должность постоянного лектора в Антирабовладельческом обществе штата Мэн, средства для Подземной железной дороги и Антирабовладельческого общества, а также гастроли в сопровождении известных активистов-интеллектуалов Фредрика Дугласса, Люси Стоун и Лукреции Мотт.
В это время Уоткинс Харпер закончила и опубликовала свой второй поэтический сборник «Стихи на разные темы» в 1854 году. Книга имела коммерческий успех. Сериализованный в 1859 году рассказ «Два предложения» сделал её первой афроамериканкой, опубликовавшей короткий рассказ.
Эта работа также предвосхитила многое из того, что она сделала, чтобы лучше учесть потребности чернокожих женщин в движении за права женщин.
В 1860 году она также вышла замуж за Фентона Харпера, став Уоткинс Харпер. Она родила их дочь Мэри и стала мачехой троих детей Харпера. Брак распался через четыре года после смерти Харпера, оставив её финансово неуверенной и ещё более радикализировав её взгляды на гендерное равенство.
После Гражданской войны Уоткинс Харпер продолжала работать как востребованный оратор. Среди её выступлений можно отметить Одиннадцатый съезд по правам женщин в 1866 году, турне по Югу в 1867 году и Всемирный конгресс представительниц на Колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году.
Помимо гражданских прав, Уоткинс Харпер выступала за гендерное равенство, умеренность, экономическую справедливость и пацифизм. «Эта великая и славная революция, которая началась, не достигнет своего апогея успеха, пока во всей… Американской республике… не будет ни одного привилегированного класса, попирающего и возмущающего непривилегированный класс», – говорила она на Национальном съезде за права женщин («Мы все связаны вместе – май 1866 года»). Она участвовала в работе Пенсильванского женского христианского союза умеренности и Американской женской суфражистской ассоциации.
Она применяла расовый подход к своему участию в движении за права женщин и в итоге стала одним из основателей Национальной ассоциации цветных женщин, где она была вице-президентом.
Она продолжала использовать свои произведения для освещения опыта других людей. Ее поэтический сборник 1872 года «Очерки южной жизни» исследует юг в эпоху Реконструкции (1863-1877).
Ее писательский потенциал постоянно увеличивался. Она выпустила «Стихотворения» в 1857 году, «Мученик Алабамы и другие стихи» в 1892 году», «Падение воробья и другие стихи» в 1894 году», и «Предложение Атланты» в 1895 году». Она даже написала роман «Иола Лерой» (1892).
Общительность двигала Уоткинс Харпер. Она была наставницей будущих крупных журналистов Иды Б. Уэллс и Кейт Д. Чепмен. Она была директором Американской ассоциации цветной молодёжи и участвовала в работе африканской методистской епископальной и унитарианской церквей. Дочь Уоткинс Харпер пошла по стопам матери, служа обществу в качестве педагога и добровольного социального работника.
Уоткинс Харпер переехала в трёхэтажный дом в Филадельфии в 1870 году. Она прожила там до своей смерти в 1911 году в возрасте 86 лет. Она и её дочь похоронены рядом друг с другом на кладбище Иден в Филадельфии.
Как и у многих писателей с маргинальной идентичностью, после смерти Уоткинс Харпер её произведения потеряли популярность и перестали печататься. В 1970-х годах чёрные феминистки прилагали все усилия для восстановления наследия Уоткинс Харпер, переиздавая её работы, подчёркивая её историческое значение в американской политике и литературе и представляя её идеи как предшественников современных социальных теорий и критики.
Директор-основатель Проекта по истории чёрной литературы доктор Мэриэмма Грэм отредактировала «Полное собрание стихотворений Фрэнсис Э. У. Харпер», которое издательство Оксфордского университета опубликовало в 1988 году. Сборник прозы Уоткинса Харпера появился двумя годами позже, когда издательство The Feminist Press выпустило книгу «A Brighter Day Coming» под редакцией доктора Фрэнсис Смит Фостер.
Дом, в котором Уоткинс Харпер жила до своей смерти, в настоящее время является исторической достопримечательностью, находящейся в ведении Службы национальных парков.
Хлоя, автор стихотворения, рассказывает о том, как «янки», разговорный термин, обозначающий сторону Союза в Гражданской войне, посылают учителей для обучения чернокожих, недавно освобождённых из рабства. «Ребе», сокращённое от rebel и обозначающее сторонников Конфедерации, ненавидят эту инициативу, поскольку она противоречит законам многих южных штатов, запрещающим чёрным получать образование, и символически помогает разрушить представление о том, что белые люди лучше людей других рас.
Во второй строфе Хлоя объясняет, что порабощённые люди осознают грамотность как инструмент освобождения. Их хозяева пытаются помешать им учиться, поскольку “знание не согласуется с рабством – оно сделает нас слишком мудрыми”.
Затем Хлоя вспоминает, что до войны и свободы порабощённые чернокожие люди все ещё стремились к письменности, несмотря на барьеры, которые ставили белые сторонники рабства.
В следующих трёх строфах подробно рассказывается о том, как двое мужчин обходят систему и своих угнетателей. Дядя Колдуэлл маскирует книжные страницы жиром из травки, а затем прячет их под шляпой. Даже если хозяин заметит бумаги, он увидит в них только жирную бумагу, а не материал для чтения. Бен учит себя читать, подслушивая уроки правописания для детей.
В седьмой строфе Хлоя возвращается к воспоминаниям об образовательной миссионерской работе Севера после окончания Гражданской войны. Она вновь подчёркивает эффективность работы северных учителей и гнев повстанцев по поводу роста уровня образования среди освобождённых людей.
В следующих двух строфах Хлоя переводит стихотворение в более интимный тон, когда заявляет, что жаждет учиться, так как хочет читать свою Библию. Однако многие люди отговаривают её от осуществления этой мечты, считая, что она слишком стара, чтобы учиться. Хлоя, напротив, рассматривает свой прогрессирующий возраст и смертность как топливо для своего желания. Она посвящает себя обучению чтению. Она не только получает возможность «читать гимны и Заветы», но и подразумевает, что грамотность дала ей возможность заработать достаточно денег, чтобы купить собственную хижину. Хлоя превозносит чтение как пропуск к вновь обретённой независимости. Благодаря своей страсти и воле она теперь чувствует себя «королевой на своём троне».
Комментирование недоступно Почему?