«451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери читать ~4 мин.
Публикация романа американского писателя Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» в 1953 году способствовала переходу жанра научной фантастики из ниши журналов и комиксов в мейнстрим художественной литературы. Действие футуристического романа происходит в культуре, в которой запрещены книги. Время и место действия (вероятно, Средний Запад Америки) не определены, но страна находится на грани войны с неназванным врагом.
Более подробная рецензия с кратким пересказом и анализом здесь:
«451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
«Очаг и саламандра», «Сито и песок» и «Яркое горение» – это три части, на которые разделено произведение. Название указывает на температуру, при которой бумага воспламеняется и горит, как это происходит с книгами, которые ищут «пожарные» в романе «451 по Фаренгейту».
Роман «451 по Фаренгейту», рассказанный от третьего лица с ограниченным всезнанием, повествует о Гае Монтаге, пожарном, чья работа заключается в сжигании книг в этом антиутопическом мире, который подавляет творческое самовыражение в пользу бездумных развлечений.
Путешествие Монтага в этом романе одновременно буквальное и духовное, поскольку он пытается разгадать таинственную силу книг, избегая при этом лап авторитарного правительства, чьи злые намерения олицетворяет капитан Битти, коварный работодатель Монтага.
В начале романа Монтаг такой же, как и все остальные в этом обществе, – беспрекословный и яростно преданный трутень, получающий простое удовольствие от своей работы. Случайная встреча с 17-летней соседкой Клариссой Макклеллан, противоположностью всего, что отстаивает Монтаг, заставляет его задуматься о цели своей жизни. Он начинает понимать, что его брак с женой Милдред не имеет смысла и что они оба неглубокие и несчастные люди, что символизирует попытка самоубийства Милдред.
В пожарной части Монтаг начинает открыто задаваться вопросом о характере своей работы, что привлекает внимание капитана Битти, который интересуется изменением поведения Монтага. Чем больше времени Монтаг проводит с Клариссой, тем больше он понимает, насколько пуст мир вокруг него.
Всё становится на свои места, когда пожарных вызывают в дом пожилой дамы, подозреваемой в хранении книг. Дама предпочитает сжечь свои книги, чем подвергнуться аресту, и для Монтага, который уже тайно спрятал одну из контрабандных книг под мышкой, это становится поворотным моментом в его трансформации. Он понимает, что в книгах заключена огромная сила.
Вернувшись домой, Монтаг узнает от Милдред, что Кларисса мертва, что только усиливает его отчаяние. Он просит Милдред вызвать его на работу по болезни, но прежде чем она успевает это сделать, Битти наносит Монтагу визит на дом. Битти читает Монтагу лекцию об истинном происхождении пожарной охраны и пытается обосновать необходимость цензуры. После его ухода Монтаг рассказывает Милдред, что у него есть тайник с книгами. Он просит её помочь ему начать их расшифровывать, но Милдред понимает в книгах ещё меньше, чем Монтаг.
Во второй части Монтаг вспоминает случайную встречу с профессором английского языка, вышедшим на пенсию в прошлом году. Этого человека звали Фабер, и у Монтага сохранились его контактные данные. Он отправляется в дом Фабера за помощью и берет с собой одну из украденных книг – Библию. Вдвоём они разрабатывают план, как разрушить систему пожарных изнутри, и Монтаг договаривается принести Фаберу немного денег, чтобы они могли заплатить типографии за печать книг, которые они смогут подбросить в дома пожарных.
Фабер даёт Монтагу секретное подслушивающее устройство, которое позволит ему узнать больше о Битти, их заклятом враге, в пожарной части. Фабер наставляет Монтага через подслушивающее устройство, питая его душу и разум. Монтаг возвращается на работу, и Битти унижает его в одностороннем словесном поединке, пытаясь подчеркнуть лицемерие книг. Звучит сигнал пожарной тревоги, и команда отправляется через весь город на своей пожарной машине к месту преступления, которым оказывается дом Монтага.
Часть 3 открывается тем, что Битти приказывает Монтагу уничтожить собственный дом вместе со всеми книгами, находящимися в нем. Милдред убегает из квартиры, так как именно она сдала Монтага. Монтаг сжигает свою квартиру, но затем направляет свой огнемёт на Битти, мгновенно убивая того. Монтаг совершает драматический побег, но страшная Механическая Гончая преследует его, и охота превращается в прямую телевизионную трансляцию.
Монтаг убегает в сельскую местность и в конце концов встречается с человеком по имени Грейнджер, который возглавляет сеть интеллектуалов, доведших до совершенства технику, позволяющую им запоминать целые книги, чтобы остаться незамеченными. Они планируют хранить эту информацию до тех пор, пока общество снова не будет готово читать книги. Монтаг понимает, что ему удалось запомнить разделы Библии, а значит, он может быть полезен этой группе.
Вскоре после этого начинается война: реактивные самолёты бомбят город внизу. Монтаг изображает смерть Милдред, а мужчины, пережив взрывы, поворачивают обратно к городу, чтобы найти выживших и начать все заново.
Комментирование недоступно Почему?