«Гендерное беспокойство: Феминизм и подрыв идентичности» Джудит Батлер, краткое содержание читать ~3 мин.
Опубликованная в 1990 году книга Джудит Батлер является основополагающей работой в феминизме и основополагающей работой в теории гомосексуализма. Основные цели Батлер в этой работе – обосновать необходимость отказа от сущностной женской идентичности как основы для феминистской практики и предложить описание формирования гендера без обращения к женскому телу как естественному явлению. Теоретический подход Батлер в этом проекте эклектичен, он опирается на постструктурализм, психоанализ, французский и американский феминизм, лингвистику и историю идей.
В первой главе, «Субъекты пола, гендера и желания», Батлер ставит под сомнение термины и понятия, которые обычно считаются само собой разумеющимися, включая предполагаемое разделение между полом и гендером, существование устоявшегося феминистского электората под названием «женщины» и идею о том, что жизнеспособная феминистская политическая программа требует такой идентичности.
Батлер прежде всего выступает против культурно сконструированных бинеров, которые она воспринимает как пережиток маскулинного образа мышления общества о разуме и теле. Любое настаивание на использовании тела в качестве основания для освободительной феминистской политики уже обречено на восстановление угнетения. Понятие «женщины» в равной степени запятнано, поскольку его определение порождает те самые практики исключения, которые феминизм утверждает, что отвергает. Поэтому задача феминизма – теоретизировать гендер и феминистскую политику без ссылок на женщин или «естественное» женское тело.
Во второй главе «Запрет, психоанализ и производство гетеросексуальной матрицы» Батлер рассматривает психоаналитические, структуралистские и постструктуралистские представления о гендере и формировании идентичности. Она отвергает идею о том, что возвращение в прошлое, до отречения от матери (основополагающее движение в формировании гендера и идентичности во многих психоаналитических исследованиях), является действенным средством избавления от репрессии.
Исследуя структуралистские представления о гендере и особенно о гендере лесбиянок и геев, Батлер приходит к выводу, что эти представления также должны быть исключены как основа для освобождения от репрессии, поскольку они имеют некоторые присущие им предубеждения, являющиеся результатом гетеросексизма. Исследуя запреты, которые, как утверждается, инициируют формирование идентичности ребёнка (как правило, приводящей к гетеросексуальной гендерной реальности), Батлер приходит к выводу, что запрет на гомосексуальность и вытекающая из него репрессия обладают такой же силой, как и запрет на инцест.
В третьей главе, «Подрывные телесные акты», Батлер рассматривает попытки других теоретиков сформулировать такое представление о гендере, которое могло бы подрывать существующую репрессивную гендерную реальность. Батлер отвергает теорию семиозиса Юлии Кристевой из-за её гетеросексизма и подчинения семиозиса преобладающему гендерному порядку. Затем Батлер обращается к критике репрессивной гипотезы Мишеля Фуко, который утверждает, что репрессия всегда создаёт возможность того, что она стремится подавить.
Затем Батлер рассматривает идею Моник Виттиг о гетеросексуальном контракте и её аргумент о том, что человек должен использовать язык, чтобы освободиться от репрессии гетеросексуальной гендерной реальности; Батлер рассматривает художественную литературу Виттиг, фокусируясь на разрушении Виттиг тела, тематический анализ, который поддерживает аргумент Батлер о том, что существенное женское тело является проблемой, а не решением, когда речь идёт о выходе из гендерного угнетения.
Батлер завершает эту главу, рассматривая перформанс, который даёт некоторое представление о том, как можно лучше сформулировать гендер: гендер перформативен, даже для гетеросексуалов, и то, что мы признаем «естественным» мужским или женским, на самом деле является лишь сгустком репертуара действий, жестов и самостилизации, которые имеют свою историю.
В заключении, «От пародии к политике», Батлер утверждает, что её деконструкция сущностной гендерной идентичности никоим образом не исключает возможности эффективной политической организации. Напротив, гендер как перформативная идентичность открывает новые возможности для организации.
- «Перформативные акты и гендерная конструкция: эссе по феноменологии и теории феминизма» Джудит Батлер, краткое содержание
- «Дикое племя» Октавии Батлер, краткое содержание
- «Путь всякой плоти» Сэмюэля Батлера, краткое содержание
- «Притча о сеятеле» Октавии Батлер, краткое содержание
- «Притча о талантах» Октавии Батлер, краткое содержание
- «Молитва о моей дочери» Уильяма Батлера Йитса
- «Птенец» Октавии Батлер, краткое содержание
- «Эревон» Сэмюэля Батлера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?