«Перформативные акты и гендерная конструкция:
эссе по феноменологии и теории феминизма» Джудит Батлер, краткое содержание читать ~4 мин.
Это статья философа и теоретика гендера Джудит Батлер, опубликованная в 1988 году в «Theatre Journal». Это основополагающая работа для идеи Батлер о «перформативном гендере», которую она развила и усложнила в более поздних работах. Данная статья опирается на феноменологию, театроведение, антропологию и лингвистику, чтобы показать, как гендер может быть понят как перформативный в театральном и философском смысле.
С театральной точки зрения, гендер функционирует как сценарий, который члены культуры исполняют и, исполняя, оживляют. В философском смысле гендер создаётся через серию «перформативных актов» – тип ритуализированного действия, который служит для создания многих элементов общества.
Батлер начинает с исследования термина «акт», который охватывает такие разные явления, как исполнение актёром роли и перформативный речевой акт – например, обещание, когда акт произнесения обещания приводит к появлению обещания. Другой вид действия создаёт и укрепляет социальную реальность. Гендерная идентичность – одна из таких созданных социальных реальностей.
Многие теоретики отмечают, что гендерные роли не полностью определяются физиологическими половыми признаками, и они различаются у разных людей, культур и эпох. Тем не менее, у многих людей все ещё есть чувство гендерной идентичности. Батлер исследует формирование и значение гендера, описывая его как “идентичность, непрочно формируемую через стилизованное повторение действий”. Батлер предлагает теорию того, как гендер возникает как убедительная социальная категория: он создаётся через исполнение «гендерных актов» – представление настолько убедительное, что даже актёры начинают верить в его реальность.
В разделе I, «Пол и гендер: Феминистские и феноменологические взгляды» Батлер обсуждает сходства и различия между феминистскими и феноменологическими определениями тела. Хотя гендер не полностью зависит от физиологических половых характеристик, он является формой воплощения.
Воплощённая природа гендера является частью того, что делает его таким мощным конструктом. И феминистские, и феноменологические философы проводят различие между полом – физиологией тела – и гендером – значением тела в терминах мужественности и женственности. С феноменологической точки зрения, история и культура определяют возможные значения тела, а само тело материализует эти возможности, драматизируя и воспроизводя их. «Гендерное поведение» – это спектакль не только потому, что он играет роль, но и потому, что он воссоздаёт и усиливает существование роли.
Феминистская теория Батлер, как и феноменология, рассматривает теорию и практику как взаимосвязанные. Ключевым примером, конечно же, является угнетение женщин, когда патриархальные политические структуры создают патриархальные модели мышления и чувств – например, идею о том, что женщины уступают в интеллектуальном плане – и эти патриархальные мысли помогают воспроизводить патриархальные политические структуры, препятствуя доступу женщин к образованию и занятию властных позиций.
Батлер настороженно относится к феминистским организациям, которые ради солидарности отстаивают позицию, согласно которой сущностная природа женственности заключается в том, чтобы быть угнетённой. Такое определение делает невозможным достижение истинного равенства.
В разделе II «Бинарные полы и гетеросексуальный контракт» Батлер опирается на идеи из области антропологии, где такие теоретики, как Гейл Рубин, утверждают, что структуры родства во многих обществах основаны на категоризации женщин как товара, которым можно торговать между мужчинами. Чтобы сохранить эту категоризацию, культуры разрабатывают табу и наказания за альтернативную сексуальность и гендерную презентацию, которые мотивируются культурным предположением, что гетеросексуальность и специфические гендерные роли являются «естественными». Это предположение о естественности затем становится аргументом, поддерживающим законы и практики, которые формализуют гендерное угнетение.
Формализация гендерного угнетения означает, что, хотя теоретически люди могут свободно совершать предпочитаемые ими гендерные действия, существуют веские причины, по которым они не могут этого делать. Одна из причин заключается в том, что культура определяет, какие гендерные возможности существуют, и становится трудно, если не невозможно, представить альтернативные варианты. Другая причина заключается в том, что культура регулирует гендерные действия. Социальная стигма и гендерное насилие – это инструменты, которые общество использует для поддержания своих гендерных структур.
В разделе III «Феминистская теория: За пределами экспрессивной модели гендера» Батлер признаёт, что теория гендерных актов не предписывает определённой политической программы и что некоторые феминистские теоретики могут считать её контрпродуктивной. Батлер подтверждает, что она противоречит тому типу феминистской теории, которая рассматривает «женственность» как существенную категорию или единственную перспективу. Однако теория гендерных актов предлагает тактику сопротивления. Гендер не зацикливается на пассивных телах. Тела должны исполнять свою гендерную роль, чтобы сделать его реальным, и из-за необходимости постоянно исполнять свою гендерную роль, подрывные представления гендера могут изменить и расширить набор культурных возможностей.
- «Гендерное беспокойство: Феминизм и подрыв идентичности» Джудит Батлер, краткое содержание
- «Дикое племя» Октавии Батлер, краткое содержание
- «Путь всякой плоти» Сэмюэля Батлера, краткое содержание
- «Притча о сеятеле» Октавии Батлер, краткое содержание
- «Притча о талантах» Октавии Батлер, краткое содержание
- «Авраам Линкольн и вторая американская революция» Джеймса Макферсона, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?