«Дунсиада» Александра Поупа, краткое содержание читать ~16 мин.
«Дунсиада» – это язвительное произведение сатиры и критики, написанное Александром Поупом в насмешливо-героическом стиле. Она была опубликована трижды: первое издание содержало три книги, а два последних издания, в которые была добавлена четвёртая книга, вышли в 1728, 1742 и 1743 годах соответственно. В 1725 году Поуп выпустил издание произведений Шекспира, к которому Льюис Теобальд, авторитетный специалист по оригинальным фолиантам Шекспира, отнёсся с большим недоверием. Теобальд был беспощаден в своих нападках на текст. Вскоре после этого к Поупу приехал Джонатан Свифт, ещё один известный современный сатирик. Считается, что сочетание этих двух факторов привело к созданию «Дунсиады», в центре которой находится сатира на Теобальда.
Первые три книги «Дунсиады» были анонимно опубликованы Поупом в 1728 году в виде пародийного эпатажа, направленного не только на Теобальда, но и на множество других литературных и политических деятелей того времени, которые, по мнению Поупа, олицетворяли разочарование в аристократических идеалах.
«Дунсиада» – это не просто злобная атака на своих критиков, а обширная сатира, которая включает под зонтик язвительной пародии всех, кто причастен к её главной идее: литература и искусство были переданы в руки конфедерации дурней, в которой коммерция и коммодификация затмили артистизм как конечную цель художественного творчества. В центре этого падения британской культуры была политическая коррупция премьер-министра Роберта Уолпола и новой ганноверской породы «иностранных» монархов, олицетворением которой был король Георг II.
В 1742 году Поуп пересмотрел существующие три книги и добавил четвёртую под названием «Новая Дунсиада». Как знамение времени, королём тупости стал уже не Тиббальд, а Киббер, по имени тогдашнего поэта-лауреата Англии Колли Киббера. В этой расширенной версии тупость распространяется на искусство, науки и образовательные дисциплины, расширяя свой контроль над интеллектуальной жизнью Британии. В 1743 году он опубликовал окончательный вариант текста, который в конечном итоге станет последним текстом, который Александр Поуп когда-либо публиковал до своей смерти в 1744 году.
Сюжет
«Дунсиада» Александра Поупа – это насмешка над героем, подражающая стилю таких эпопей, как «Илиада» и «Одиссея», чтобы сатирически изобразить современный Поупу литературный и художественный мир Англии. Этот мир, по мнению Поупа, захвачен неоригинальными, скучными и неважными произведениями писателей, поэтов и критиков, рассчитанными на массы. Чтобы передать это, Поуп представляет себе мифическое царство, которым правит богиня Уныния. Она ищет нового преемника, который станет её правой рукой, её королём, чтобы помочь ей вызвать настоящий хаос и тьму в Британии.
Ответом на её поиски становится поэт по имени Байес, который, кажется, сомневается в своём служении Дульнессе, не уверен, что угождает ей. Полагая, что он потерпел неудачу и что ему следует заняться другой профессией, он строит алтарь из своих и чужих сочинений и зажигает его. Дульнесса видит его алтарь, гасит его и забирает Байеса в своё царство, где он становится королём Киббером, которому рукоплещут все последователи Дульнессы.
Затем богиня устраивает ряд игр в честь своего нового короля, пока её группа последователей марширует по Лондону, включая гонку за «призрачным поэтом», конкурс мочи, конкурс щекотки, конкурс ныряния и, наконец, соревнование, кто из критиков сможет дольше всех не спать, пока ему читают невероятно скучную работу. Все слушатели засыпают, включая нового короля. После того как он заснул, Дульнесса отводит его к своему трону, кладёт спящего Киббера к себе на колени, мажет ему глаза росой и укутывает его своим покрывалом. Во сне Кибберу снится, что его переносят в подземный мир.
Когда он прибывает в подземный мир, Сибилла направляет его в Бавиус, чтобы посмотреть, где души становятся тусклыми перед отправкой на Землю. Его поражает количество отупевших душ, собравшихся на берегу реки Стикс. Ушедший дух Элканаха Сеттла приводит его на Гору Видения, чтобы понять историю Дульнессы и то, как она обрела такую силу. У Дулнесс есть слабость: она уступила свои позиции только распространению Науки и Логики, и эти территории она медленно, но верно отвоёвывает.
Внезапно Киббер оказывается посреди череды фантастических существ и пророческих образов, которых он не узнает. Ему говорят, что это хаотический мир, который он может помочь Дулнесс создать, закрепив её в качестве правительницы среди хаоса и ночи. Подавленный видениями, Киббер пробуждается от своего сна.
Книга IV, однако, изображает мир, в котором эти пророчества сбылись. Дульнесса поработила всех носителей порядка и разума, включая муз, науки, религию, историю и др. Все слуги Дульнессы, от учеников до учителей, племён и так далее, прибывают к ней и объясняют, как они исполнили её волю. Она предлагает им напиток, который избавит их от чувства долга или обязательства перед ближними, морали, добродетели или искусства. Уверенная в своей неминуемой победе, Дулнесс раздаёт своим последователям титулы и указы и позволяет тьме и хаосу овладеть всем.
Список персонажей
Дулнесс
Богиня, порождение Хаоса и Ночи; правительница мира с первобытных времён. Ее лицо скрыто за туманной пеленой, скрывающей её личность. Поэт поручил ей привнести в обезумевшее общество тот элемент, который даёт богине её имя. После смерти Юсдена, поэта-лауреата, она назначила Байеса королём тупости. Ей поклоняются повсюду, и она является врагом порядка, искусства и науки. Дулнесс часто связывают с главными царствующими женскими фигурами, такими как Гера и Дева Мария, с помощью таких символов и образов, как гвоздики, Аргус и спящий Киббер, которого она держит на коленях, как младенца Иисуса.
Призрак Элканаха Сеттла
Поуп впервые напал на Сеттла в стихотворении под названием «Автору поэмы, озаглавленной «Наследство"» за произведение Сеттла, в котором восхвалялись члены Ганноверского дома. В значительной степени «Дунсиада» является реакцией на то, что Поуп считал пониженными стандартами британской монархии при коррумпированном короле Георге II, ганноверце. Персонаж Сеттла появляется в виде призрака в последовательности снов, в которых он открывает королю Дульнессу образы будущего.
Блудница
Появляясь только в четвёртом томе «Дунсиады», блудница действует как агент информации. Информация, которую она поставляет, неполная, но целенаправленная: как Дульнесс одержал победу над итальянской оперой, подвергнув Генделя остракизму. После того как великий композитор был сослан в Ирландию, музыка хаоса теперь может господствовать.
Просветитель
Просветитель – это человек, благодаря которому «Дунсиада» получила своё название, а королевство – свою стойкость. Просветитель – шотландский философ Джон Дунс Скотус, которого Поуп и другие осуждали за схоластический подход к образованию, уделяя слишком много внимания тонкостям грамматики, а не передаче смысла.
Элиза, поэтесса
Элиза – это приз за соревнование по писанию, которое происходит во второй книге. Ее описывают как необыкновенно красивую и сравнивают с Юноной, женой Иова, говоря о её плодовитости. Поэтесса, таким образом, ценится исключительно как вдохновительница мужчин. Это также, вероятно, ссылка на Элизу Нидхэм, владелицу одного из самых печально известных борделей Англии. Элиза также может быть блудницей, которую мы видим в четвёртой книге.
Кёрл
Кёрл в этом стихотворении – это Эдмунд Кёрл, книготорговец и издатель, у которого были неприязненные отношения с Поупом. Кёрл опубликовал рукопись Поупа в составе большого тома, несмотря на то, что Поуп просил его не делать этого. В ответ Поуп отравил Кёрла, чтобы тот жестоко заболел во время их встречи, и напечатал свои собственные труды, чтобы попытаться склонить общественное мнение в свою пользу. Кёрл в ответ обрушился на Поупа с нападками на его религиозные взгляды. Эти двое оставались злейшими соперниками до конца своей карьеры.
В этой поэме Кёрл участвует более чем в одной из гонок Книги II, побеждая в гонке за призрачного поэта, хотя и не без предварительного подсыпания отходов своей жены и призывания помощи богов для победы. Клоацина откликается и помогает ему, чтобы он победил.
Иов
Самый могущественный из римских богов и богинь. Иов используется в призыве первой книги, а также появляется во второй книге, где он может решать, вмешиваться или нет от имени участников состязания. Он решает приглушить крики Кёрла во время гонки за призрачным поэтом.
Клоацина
Клоацина – второстепенная римская богиня канализации. Именно она отвечает на крики Кёрла во время гонки за призрачного поэта во второй книге. Она также является служанкой Иова и богиней, известной тем, что защищает сексуальные отношения в браке. Поуп пишет, что Кёрл черпает свои произведения из канализации Клоацины – острый укол.
Бавий
Бавий и Мавий были печально известными плохими римскими поэтами, известными тем, что жестоко критиковали вышестоящих авторов. В данном тексте Бавий выступает в качестве фигуры, ответственной за то, чтобы притупить души поэтов в подземном мире, прежде чем они будут отправлены на Землю, чтобы прожить человеческую жизнь. Он также помазывает царя Киббера маком в знак того, что он вызовет видения Хаоса, которые Киббер видит в подземном мире.
Аристарх
Аристарх выступает от имени университетов в «Дунсиаде», объясняя Дульнессе, как они служат ей, удерживая умы на бессмысленных занятиях и спорах. Аристарх, однако, был известен тем, что исследовал Вселенную с помощью науки и математики и выдвинул самую первую гелиоцентрическую модель нашей Солнечной системы (модель с Солнцем в центре). Хотя Коперник получил заслугу за эту идею, сам он приписывал её Аристарху.
Силенус
Силенус, который появляется в четвёртой книге, был сатиром из греческой мифологии, который выступал в качестве наставника Диониса, бога веселья и вина. Сам Силенус часто был пьян или спал, и в этой поэме его тоже приходится будить для выполнения своих обязанностей. В тексте он ведёт группу молодых людей в Дулнесс, чтобы они могли испить из чаши Мага.
Анний и Муммий
Анний и Муммий – два торговца древностями, которые в четвёртой книге «Дунсиады» торгуют крадеными или поддельными товарами. Оба пытаются убедить Дульнессу помочь им в их деле против другого, но она умиротворяет и радует их обоих, поэтому оба мирятся и уходят с собеседования с ней рука об руку.
Учёный Ричард Нэш утверждает, что эти два персонажа могут отражать модное в то время в Англии увлечение импортными древностями. Поуп подразумевает, что одержимость физическими реликвиями древности, такими как древние монеты и мумии, идёт в ущерб истинной оценке духа прошлого, его подлинной ценности.
Молодой дворянин
Молодого дворянина вызывают для дачи показаний перед Дулнессом в четвёртой книге о его опыте обучения за границей. Он подтверждает, что ничему не научился, что его интеллектуальные способности в результате пострадали, и что он лишь расширил свои познания в области изысканных обедов и вечеринок. Далнесс довольна и поздравляет его.
Сивилла
Сивилла в греческой мифологии была оракулом, часто связанным с определённым пророческим местом или группой, например, Дельфами или Самосом. Сивиллы могли давать пророчества и выходить за пределы различных царств мифологии. Однако есть особенно известные Сивиллы, такие как проводник Орфея в подземный мир. В «Дунсиаде» Сивилла ведёт короля Киббера в подземный мир. Она описана как «башмачник», что означает либо её неорганизованность и отсутствие заботы или продуманности, либо то, что её обувь изношена. Это роднит её с Дульнессой, а также с опытом, который она приобрела, совершая путешествие в подземный мир много раз.
Темы
Литературная критика как личное нападение
Одним из долгосрочных последствий «Дунсиады» стало то, что она узаконила и санкционировала практику критики произведений автора путём критики самого автора. Хотя «Дунсиада» была облечена в аллегории, аллюзии и символизм, которые затруднили бы для большинства современных читателей определение объекта его насмешек, и даже первоначально была опубликована анонимно, читателям XVII века стали ясны истинные цели насмешек Поупа и, следовательно, его собственная тайная личность как автора.
В четвёртой книге, добавленной к первым трём в издании, опубликованном 14 лет спустя, Поуп выбрал новые цели, чтобы убедиться, что его нападки все ещё попадают в нужное место.
Критика коммерции
«Дунсиада» – особенно последнее издание с добавлением четвёртой книги – может быть подвергнута критике за то, что в некоторых местах она почти переходит в клевету, но в целом она также является одной из первых органично организованных критических статей о коммерциализации искусства.
В первом издании Поуп рисует аллегорию, которая подразумевает сговор коррумпированной короны и правительства с руководством британской торговли с целью снижения стандартов качества литературы. С выходом четвёртой книги эта критика влияния коммерции на формирование вкусов и желаний постоянно растущей аудитории расширяется и охватывает растущее оскудение искусства в науке, образовании и религии. Поуп утверждает, что, пытаясь привлечь внимание зарождающегося массового рынка, художественность была принесена в жертву большим продажам.
Использование канона в писательском деле
С 1400-х по 1700-е годы началось формирование английского литературного канона. В эти ранние годы английские писатели изучали, заимствовали и переводили классические произведения из Италии, Греции, Франции и других стран. Хотя Поуп также заимствовал канон, используя эпическую форму в своей поэзии, он ввёл новшество в эту форму, включив сложную сатиру в свой собственный эпос. Он предостерегает от чистого копирования канона, отмечая, что так часто поступают дурни.
Он отмечает, что в библиотеке настоящие произведения классического канона были удалены и заменены плохими версиями, имитациями и переводами Сеттла, Бэнкса и Брума. Он также отмечает, что Кэкстон и Уинкин, первые печатники, печатавшие на английском языке и переводившие классические произведения, оставлены без внимания. Вместо того чтобы отдать должное их оригинальным работам, в библиотеке демона они остаются забытыми.
Поуп также показывает, что нужно быть осторожным и не романтизировать всех писателей классического канона. Бавий появляется в тексте как фигура, которая усыпляет души поэтов перед тем, как они отправляются на Землю. Бавий был печально известным плохим римским поэтом, известным тем, что жестоко критиковал лучших писателей, чем он сам. Хотя он является частью истории, которой англичане хотели подражать, он – герой среди тупиц, осторожное предупреждение Поупа, напоминающее читателю о необходимости критического взгляда.
Судьба, время и пророчество
Судьба является центральным вопросом в «Дунсиаде» с самого начала, когда оратор обращается к судьбе, Иову и Дулнессу, чтобы они направляли его перо. Пророчество звучит снова и снова, например, когда Киббер наставляется или встречается с провидцами и пророками, такими как Сибилла, или когда ему показывают видения будущего, которое он поможет осуществить в третьей книге.
В первой книге читателям сообщается, что судьба «дана» Дульнессу, и это ставит главный вопрос: верит ли читатель, что результаты, представленные в четвёртой книге текста, действительно так неизбежны и определены судьбой? Поуп пишет сатиру, которая может показать, что это не так. Однако то, как в «Дунсиаде» работает время, усложняет эту задачу. Книги I – III написаны в настоящем времени, но в них рассказывается о видениях Киббера о будущем. В четвёртой книге, также написанной в настоящем времени, нам представлены описания, которые якобы относятся к современной Англии. Это говорит о том, что хаотическое пророчество уже свершилось, и все, что было прочитано ранее, передано читателю, когда уже слишком поздно что-то менять.
Образы также усиливают эту мысль. Текст полон образов ветра и порывов, подобных ветрам судьбы, а повторяющиеся круговые образы и движения в тексте намекают на то, что может быть один исход, к которому читатель возвращается снова и снова, несмотря на любое сопротивление.
Религия
Хотя книга формирует религиозное отношение к Дулнессу, она также включает в себя основные образы и аллюзии как из религии и мифологии греков и римлян, так и из христианства. Поэма часто призывает к вмешательству Иова, самого могущественного из всех греческих и римских богов, и других главных и второстепенных богов, таких как Венера, Клоацина и Аполлон.
Однако Дульнессу часто сравнивают с Девой Марией, с её голубой вуалью и королём Киббером, сидящим на её коленях, как Христос. Церковь часто становится мишенью для Дульнесса наряду с театром и судами. Эта связь очевидна ещё и потому, что, когда он начинает сомневаться в своей способности служить Дульнессе как поэт, Киббер подумывает о том, чтобы присоединиться к церкви и сделать алтарь, религиозную жертву Дульнессе.
Важно отметить, однако, что в четвёртой книге Религия приковывает к себе внимание наряду с другими добродетелями, искусствами и силами порядка. Поуп, кажется, предполагает, что истинная природа религии и морали была испорчена Дулнес. Изображения Богини намекают на то, что она находится в своеобразной маскировке, используя религию как завесу для своей истинной безнравственной деятельности.
Звук и его связь с хаосом
Поуп часто использует звук, чтобы изобразить эффект, который Дульнес может оказать на письмо. Это интересный выбор, учитывая, что Поуп в основном обращается к печатным средствам, но он придаёт ясность хаосу, который он стремится изобразить. Он часто пишет о звуках шумных толп и «пустых звуках», лишённых смысла, которые создаёт хаос.
Звук также призван отвлекать и нарушать читательский опыт, втягивая аудиторию Поупа в чувственный мир хаоса. Читатель вынужден постигать мир, который критикует Поуп, продираясь сквозь повторяющиеся и хаотичные звуки текста.
Наука и логика
Наука и логика, по мнению Поупа, жизненно важны как один из сдерживающих факторов для Дулнесса и Хаоса. Науки и математика не только находятся в тюрьме, когда Хаос захватывает власть, но в четвёртой книге Дулнесс заявляет, что, хотя некоторые бессмысленные научные работы, такие как небольшие исследования бабочек, безвредны, более глубоких исследований Вселенной следует избегать. Тем не менее, очевидно, что сатира Поупа имеет место, когда его собеседник использует научный язык, который показывает, что, возможно, он тоже начал исследовать это царство логики.
В третьей книге Сеттл говорит Кибберу, что Далнесс когда-то уступила Науке, но та постепенно отвоёвывает её. Эта опасность жизненно важна для аргументации Поупа, показывая, что хотя Дулнесс может претендовать на победу, у Науки все ещё есть потенциал, чтобы отвоевать некоторые позиции, что соответствует мести, которую История обещает в четвёртой книге, видя, как Дулнесс потерпела поражение раньше.
- «Теэтет» Платона, краткое содержание
- «Размышления о Ганди» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Кориолан» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Тонио Крёгер» Томаса Манна, краткое содержание
- «Об общественном договоре» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- Чарльз Джервас, ирландский портретист Художник: Биография, Живопись
Комментирование недоступно Почему?