«Об общественном договоре» Жан-Жака Руссо, краткое содержание читать ~8 мин.
В 1762 году Руссо опубликовал философский трактат «Об общественном договоре» и ещё одну большую работу – «Эмиль, или О воспитании». Обе работы критиковали религию и были запрещены во Франции и в его родной Женеве. В результате Руссо был вынужден покинуть свою родину и до конца жизни жить под чужой защитой.
Во многом Руссо стал философом благодаря своим аргументам против религии и своим связям с другими деятелями Просвещения, разделявшими те же антиклерикальные взгляды. Он написал несколько статей для «Энциклопедии» Дидро и некоторое время был хорошим другом Вольтера. Позже интеллектуальные разногласия обострили его отношения с обоими людьми и сделали его в некотором роде изгоем среди деятелей французского Просвещения.
Идея общественного договора существовала по меньшей мере с эпохи Возрождения, но предыдущие версии утверждали, что существует обязательный договор между правителями и управляемыми. Другие версии общественного договора рассматривали договор как договор между людьми, но при этом утверждали, что они обязаны подчиняться своему правительству. Эта теория заложила основу просвещённого деспотизма, в котором король был сувереном и правил в интересах народа. Однако Руссо не удовлетворился оправданием этих старых теорий суверенитета. Он утверждал, что суверенитет принадлежит народу и что правительство является лишь представителем суверена, которому поручено исполнять общую волю. Хотя сегодня эта идея является общепринятой, она шокировала современных читателей работ Руссо.
«Общественный договор» оказал влияние на правительства по всей Европе и способствовал продвижению политических реформ и революций. Хотя Руссо, по большей части, избегает обсуждения современных политических вопросов, его критика роскоши и акцент на народном суверенитете, безусловно, способствовали идеалам Французской революции. Кроме того, многие политические лидеры считали, что политические теории Руссо закладывают прочный фундамент для любого государства. Руссо был приглашён для разработки конституций Корсики и Польши, хотя его рекомендации так и не были реализованы из-за иностранных вторжений.
Во многом «Об общественном договоре» является продолжением «Рассуждения о происхождении и основании неравенства между людьми». В предыдущей работе Руссо нападает на частную собственность за то, что она является причиной неравенства и эксплуатации. Эти пороки ответственны за «цепи», о которых Руссо говорит в первом предложении трактата «Об общественном договоре». Признавая, что некоторая потеря свободы неизбежна, Руссо стремится установить законную политическую власть. Таким образом, в «Общественном договоре» рассматривается вопрос о том, что представляет собой такая власть.
Содержание
Руссо начинает «Об общественном договоре» с примечательной фразы «Человек рождается свободным, но повсюду он в цепях». Поскольку эти цепи не встречаются в состоянии природы, они должны быть конструкцией конвенции. Таким образом, Руссо ищет основу для законной политической власти, при которой люди должны отказаться от своей естественной свободы. Он выдвигает два условия для законной власти и создаёт несколько положений, обеспечивающих их выполнение. Во-первых, в государстве не должно быть отношений особой зависимости, а во-вторых, подчиняясь законам, человек подчиняется только самому себе.
Решением проблемы законной власти Руссо считает Общественный договор – соглашение, по которому люди объединяются для взаимной защиты. Этот акт объединения создаёт коллективный орган, называемый «сувереном». Суверен является верховной властью в государстве и обладает собственной жизнью и волей. Интересы суверена, или «общая воля», всегда направлены на общее благо. Это противоположно частной воле каждого гражданина, которая стремится только к личной выгоде.
Закон выражает общую волю и должен принимать только те постановления, которые касаются всего населения. Цель законодательства – защита свободы и равенства и содействие общему благу. Однако народ не всегда знает, как добиваться общего блага, и ему может понадобиться помощь законодателя, который направит его в законотворчестве. Законодатель предотвращает влияние частных интересов на законодательство и помогает населению взвесить краткосрочные выгоды и долгосрочные затраты.
Хотя суверен осуществляет законодательную власть, государству также необходима исполнительная власть для реализации общей воли. Существует три основных типа правления: демократия, аристократия и монархия. Выбор типа зависит от нескольких факторов, включая население и климат. Маленькие правительства имеют больше силы, чем большие, а население становится все более неуправляемым по мере его роста. Поэтому Руссо утверждает, что в целом должна существовать обратная зависимость между размером правительства и численностью населения. Таким образом, в больших государствах должна быть монархия, в промежуточных – аристократия, а в малых – демократия.
Руссо утверждает, что создание правительства не является, как утверждали такие философы, как Гоббс и Гроций, договором. Суверен нанимает правительство как представителя народа, ответственного за исполнение общей воли. Таким образом, суверен может изменять форму правительства и заменять его лидеров по своему усмотрению.
Поскольку естественной тенденцией любого правительства является узурпация суверенитета и аннулирование общественного договора, интересы правительства всегда находятся в конфликте с интересами суверена. Лучшим средством сдерживания исполнительной власти является проведение периодических собраний. Хотя это может показаться трудным, Руссо ссылается на Древний Рим, чтобы показать, что этого можно добиться даже в больших государствах. Когда народ собирается, он должен решить, одобряет ли он текущую форму правления и своих лидеров.
Периодические собрания могут продлить жизнь государства, но в конце концов каждое государство падёт из-за узурпации власти. Однако все граждане должны выполнять свои гражданские обязанности, пока существует государство. Они не могут нанимать представителей для выражения общей воли, поскольку суверенитет не может быть передан. Они также не могут использовать деньги, чтобы избежать своих обязанностей, потому что это развращает государство и разрушает гражданскую свободу.
При голосовании каждый человек должен оценивать, соответствует ли закон общей воле, а не тому, поддерживает ли он его частные интересы. Таким образом, он обязан соблюдать даже те законы, на которые не даёт своего согласия. В здоровом государстве люди разделяют общие настроения и проявляют единодушие в собраниях. В упадочном государстве люди ставят свои частные интересы выше общего блага и пытаются манипулировать законодательным процессом.
Хотя суверен должен допускать религиозные свободы своих членов, он может навязать набор ценностей, необходимых для того, чтобы быть «хорошим» гражданином. Эта система убеждений, которую Руссо называет «гражданской религией», состоит из веры в Бога и загробную жизнь, всеобщей справедливости и уважения к святости общественного договора. Государство имеет право изгнать из государства любого, кто выступает против догматов гражданской религии.
Темы
Суверенитет
Теория суверенитета Руссо кардинально отличается от тех, которые исповедовали другие политические философы. В отличие от Гоббса и Гроция, Руссо утверждает, что народ должен осуществлять суверенное управление, а не подчиняться прихотям абсолютного монарха. Объединившись, народ создаёт «публичную личность», называемую «сувереном», которая стремится к общему благу. Каждый человек является одновременно «гражданином» (в том смысле, что он член суверена) и «подданным» (в том смысле, что он должен подчиняться его решениям).
Для обеспечения легитимности политической власти Руссо предъявляет к суверену ряд требований. Суверен должен поддерживать равенство, без которого свобода не может существовать. Он может рассматривать только те вопросы, которые касаются всего населения, и не может требовать от одного подданного больше, чем от другого. Суверен также должен следить за тем, чтобы народ подчинялся только себе и оставался таким же свободным, каким он был до заключения общественного договора. Таким образом, суверенитет не может быть передан отдельному лицу или группе лиц, поскольку только народ может выражать общую волю. Суверенитет также неделим, поскольку часть суверена не может издавать законы для целого.
Легитимная политическая власть
В первой книге Руссо устанавливает два условия легитимной власти. Во-первых, не существует отношений особой зависимости. Во-вторых, подчиняясь законам, люди подчиняются только самим себе. Чтобы выполнить эти два условия, Руссо создаёт несколько правил для суверена и правительства, которое должно выполнять его решения.
Руссо утверждает, что между народом и его правительством не существует договора. Чтобы народ подчинялся только себе, суверен должен быть верховной властью в государстве. Поскольку договор создаёт обязательства для обеих сторон, народ перестал бы быть верховной властью, если бы ему пришлось подчиняться правительству. Ещё одно положение, обеспечивающее легитимную политическую власть, гласит, что закон может касаться только тех вопросов, которые затрагивают все население. Суверен не может устанавливать правила, которые распространяются только на определённых людей, поскольку это нарушает второе условие легитимной власти.
Мораль
Руссо подчёркивает важность морали на протяжении всего трактата. В отличие от Гроция, Руссо утверждает, что право должно порождать чувство моральной обязанности. Таким образом, сила не может создать право. Рабы подчиняются своим хозяевам, потому что боятся физической расправы, а не потому, что чувствуют, что должны им подчиняться.
Гражданское общество заменяет моральное существование, в котором люди имеют обязательства друг перед другом и перед государством, на независимое существование в состоянии природы. Руссо восхваляет это преобразование, которое заставляет человека прислушиваться к разуму, прежде чем действовать в соответствии с физическими импульсами. Он утверждает, что только после заключения общественного договора человек становится полностью человеком. Однако Руссо критикует и то влияние, которое гражданское общество оказывает на человека. Наиболее чётко он излагает свои возражения в «Рассуждении о происхождении и основании неравенства между людьми».
- «Рассуждение о происхождении неравенства» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Исповедь» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Эмпайр Фоллз» Ричарда Руссо, краткое содержание
- Анри Руссо (1844-1910)
- В Египте обнаружены русские иконы
- Коллекционер из Люксембурга требует $6,5 млн. за поддельные русские картины
- Sotheby’s показал в Москве топ-лоты июньских торгов русского искусства
Комментирование недоступно Почему?