«Падение дома Ашеров» Эдгара Аллана По, краткое содержание читать ~8 мин.
Рассказ «Падение дома Ашеров» был одним из первых материалов Эдгара Аллана По для журнала «Burton’s Gentleman’s Magazine», в котором он был помощником редактора. Рассказ был напечатан в 1839 году, чуть более чем через год после «Лигейи», которую По всегда считал своим лучшим рассказом.
И «Ашер», и «Лигейя» принадлежат к готической традиции, но в обоих присутствует язык такой лирической красоты, что они стали вневременными. Следует также отметить, что в обоих случаях речь идёт об умерших близких, как и в произведении, которое в конечном итоге сделало По звездой литературы, – «Вороне». Вдохновив две бесспорно великие экранизации 1928 года – одну Джеймса Сибли Уотсона и Мелвилла Уэббера, другую французского сюрреалиста Жана Эпштейна – и множество других фильмов, комиксов и подражаний, «Падение дома Ашера» с его суровой, но таинственной хроникой душевного распада, поразительной образностью и ужасающим финалом, сегодня, вероятно, является самым известным и самым почитаемым рассказом По.
Содержание
Безымянного героя (рассказчика) вызывают в отдалённый особняк его друга детства Родерика Ашера. Охваченный чувством ужаса при виде самого дома, рассказчик воссоединяется со своим старым товарищем, который страдает от странного психического расстройства, а его сестра Мэдлин близка к смерти из-за загадочной болезни. Рассказчик составляет компанию Ашеру, пока тот рисует и играет на гитаре, проводя все дни в доме, избегая солнечного света и задумываясь о разумности неживого.
Когда Мэдлин умирает, Ашер решает временно похоронить её в одном из больших хранилищ своего дома. Однако через несколько дней она выходит из своей временной могилы и убивает своего брата, а рассказчик спасается бегством. Дом Ашеров раскалывается на части и рушится, уничтожая последние остатки древнего рода.
Список персонажей
Рассказчик
Нам мало что известно о его происхождении, мы даже не узнаем его имени. Он был другом детства Родерика Ашера. Он приезжает в дом верхом на лошади с намерением помочь. Хотя он точно описывает природу безумия Ашера, по ходу повествования возникает мысль, что он тоже может потерять рассудок. Действительно, учитывая его испуганное описание ужасного дома в начальных фрагментах повести, читатель должен задуматься, был ли он в здравом уме с самого начала.
Родерик Ашер
Вместе со своей больной сестрой Мэделин, он последний живой потомок Ашеров, богатой и престижной семьи, известной как меценат и благотворитель, но также страдающей особым темпераментом, который, кажется, течёт в их крови. Никогда не пересекавшаяся с другими семьями, фамилия Ашер полностью принадлежит «по прямой линии происхождения», так что после смерти Мэдлин, Родерик остаётся единственным живым представителем своей семьи. В начале повествования он уже страдает от тяжёлого психического расстройства, которое по мере развития сюжета неуклонно усугубляется. После смерти сестры он, кажется, окончательно впадает в безумие. Однако до этого стремительного падения он занимается живописью и проявляет себя как искусный гитарист. Культурный и эрудированный человек, Родерик Ашер проводит дни в своём мрачном и пещерном особняке, избегая солнечного света и запахов цветов, и зацикливаясь на «разумности всего растительного».
Мэдлин
Сестра Родерика Ашера. Она страдает от загадочной болезни, каталептической по своей природе, которая никак иначе не объясняется. Однако самое важное в этой истории – это то, насколько Родерик её любит. Кажется, он не может смириться с мыслью о её смерти. Тот факт, что они живут вместе без супругов в большом семейном особняке, наводит на мысль о возможности кровосмесительных отношений, учитывая необычность этих двоих и их необычную семейную историю.
Темы
Смертность
Сюжет повести По разворачивается в основном вокруг женщины, которая умирает, её хоронят и она восстаёт из могилы. Но умерла ли она вообще? Ближе к ужасному финалу сказки Ашер кричит: “Мы поместили её живую в могилу!”
Преждевременное погребение было чем-то вроде навязчивой идеи для По, который рассказывал об этом во многих своих рассказах. В «Падении дома Ашеров», однако, неясно, в какой степени сверхъестественное объясняет странность происходящих в рассказе событий. Возможно, Мэдлин действительно умерла и воскресла как вампир – так же, как Ашер, похоже, обладает вампирическими свойствами, поднимаясь «с дивана, на котором он лежал во весь рост», когда рассказчик впервые видит его, избегая дневного света и пищи, и бродя по своей обители, похожей на склеп. Но более реалистичная версия событий предполагает, что её могли принять за мёртвую – и ей посчастливилось выбраться из своей могилы. В любом случае, грань между жизнью и смертью в творчестве По очень тонкая, и исследование Ашера «разумности всех растительных существ» вполне соответствует заботам самого По.
Безумие
По пишет, что Ашер “довольно подробно рассказал о том, что, по его мнению, является причиной его болезни”. Что именно представляет собой его «недуг», мы так и не узнаем. Даже Ашер кажется неопределённым, противоречивым в своём описании: “По его словам, это было конституционное и семейное зло, от которого он отчаялся найти средство – простое нервное расстройство, добавил он тут же, которое, несомненно, скоро пройдёт”. Рассказчик отмечает «непоследовательность» и «противоречивость» своего старого друга, но он не предлагает практически никакого научного объяснения этого состояния. В результате грань между здравомыслием и безумием становится размытой, что прокладывает путь к безумию самого рассказчика.
Страх
Если бы мы попытались дать точное определение болезни Родерика Ашера, мы могли бы поставить ему диагноз «острая тревога». Кажется, что Ашера пугает сам страх. “Для аномального вида ужаса, – пишет По, – я нашёл его закованным рабом”. Ашер пытается объяснить рассказчику, что он боится “событий будущего, не самих по себе, а их результатов”. Он боится неосязаемого и непознаваемого; он боится именно того, чего нельзя бояться рационально.
Страх без видимой причины, за исключением двусмысленности, сам по себе является важным мотивом в рассказе По, который, в конце концов, начинается с описания рассказчиком своего собственного иррационального страха: “Не знаю, как это случилось, но с первым взглядом на здание меня охватило чувство невыносимого мрака”. Позже Ашер называет сам страх тем, что убьёт его, предполагая, что его собственная тревога – это то, что вызывает в нём окровавленную Мэдлин – или что она просто является проявлением его собственных глубочайших неврозов.
Инцест
Что связывает Ашера с Мэдлин, и что заставляет его бояться её? Если он вызывает её призрак, восставший из могилы, чтобы свести его в могилу, то почему он это делает? В отношениях между братом и сестрой прослеживается явный кровосмесительный подтекст. Не имея супругов, они живут вместе в большом семейном доме, и каждый из них угасает в тёмных комнатах здания. Рассказчик описывает странные свойства семьи Ашеров – то, что она никогда не дала «ни одной долговечной ветви», что «вся семья лежит в прямой линии происхождения». Подразумевается, что кровосмешение является нормой для Ашеров, и что странные болезни Родерика и Мэдлин могут быть следствием их инбредных генов.
Дружба
Рассказчик приезжает в дом Ашеров, чтобы навестить друга. Хотя отношения между ним и Родериком никогда не объясняются до конца, читатель узнает, что они были друзьями в детстве. То, что Ашер пишет рассказчику письмо, призывая его составить ему компанию в трудную минуту, говорит о близких отношениях между этими двумя людьми.
Но рассказ По – это хроника как отдаления, так и отождествления. Иными словами, рассказчик вроде бы духовно отдаляется от Ашера, ужасаясь его дому, его болезни, его внешности, но по ходу повествования он не может не втянуться в извращённый мир Ашера. Увы, семья (если не инцест) берет верх над дружбой в конце, когда Ашер и Мэдлин воссоединяются, а рассказчик в одиночку отбрасывается в бушующий шторм.
Погребение
В «Падении дома Ашеров» есть три изображения потенциальных «могил» или «склепов». Сам дом отгорожен от дневного света, его пещерные комнаты превращены в просторные склепы, в которых угасают персонажи, никогда не казавшиеся полностью живыми – Мэдлин и Ашер. Во-вторых, на картине Ашера изображён «огромный длинный и прямоугольный свод или туннель», предвещающий третий образ гробницы, реальный образ временного погребения Мэдлин. Таким образом, По создал своего рода mise-en-abime (рассказ в рассказе) – гробницы представлены внутри гробниц. Подтекст, особенно когда весь дом Ашеров погружается в новую могилу под тарном, заключается в том, что сам мир является своего рода склепом.
Искусство
Несмотря на своё безумие (или благодаря ему), Ашер разбирается в музыке и, по-видимому, неплохо рисует. Рассказчик сравнивает «фантасмагорические представления» Родерика с работами настоящего художника Фюзели, и рассказчик кажется одновременно очарованным и напуганным ими. “Если когда-либо смертный рисовал идеи, – предлагает он, – то этим смертным был Родерик Ашер”.
В той мере, в какой искусство может считаться попыткой бессмертия, одержимый смертью Ашер, уверенный в собственной кончине, стремится ухватиться за само время, создавая произведения, которые могут существовать и после него. А поскольку искусство само по себе является мимолётным благом, Ашер может, по крайней мере, претендовать на частичку красоты посреди своих тревог. Однако, по иронии судьбы, единственная его картина, которую описывает рассказчик, изображает гробницу, и все окончательно разрушается при обрушении Дома. Казалось бы, искусство подводит Родерика Ашера.
- «Чёрный кот» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Бес противоречия» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Повествование Артура Гордона Пима из Нантакета» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Сон во сне» Эдгара Аллана По
- «Бочонок Амонтильядо» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Сон во сне» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Об общественном договоре» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Кориолан» Уильяма Шекспира, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?