«Исповедь» Жан-Жака Руссо, краткое содержание читать ~16 мин.
«Исповедь» Руссо, впервые опубликованная в 1782 году, представляет собой своеобразный синтез автобиографии и романа. Предметом её является жизнь самого Руссо, конкретного человека, определённой личности. Автор осмысливает и уточняет, художественно обобщает свой жизненный путь, свою историю. Он выявляет в ней черты, характерные не только для данного человека, но и для человека вообще. Так автобиография сближается с романом.
Жан-Жак Руссо – самый яркий представитель радикального крыла французского Просвещения, один из основоположников европейского сентиментализма. Его идеологические разногласия с ведущими деятелями эпохи часто принимали форму открытого конфликта.
Вольтер высмеивал демократические идеи Руссо; Руссо, в свою очередь, непримиримо осуждал Вольтера за, как он считал, уступки аристократическим взглядам. Руссо не принимал материализм энциклопедистов; рационализму Вольтера и Дидро он противопоставлял чувства. В то время как большинство просветителей видели кафедру и трибуну в театре, Руссо обвинял театр в падении нравов; из-за этого он поссорился с д’Алембером и отказался участвовать в «Энциклопедии».
«Исповедь», по мнению критиков, не утратила своей блестящей актуальности, в отличие от ряда других, также известных произведений Руссо. «Исповедь» Руссо – это вечно живое, удивительное предвосхищение аналитической прозы. Исповедь – это почти всегда литература, предлагающая читателю в будущем или в настоящем своеобразный сюжет настроения образа действительности и образа человека. Динамика вперёд сменяется ретроспективной динамикой. Читатель проходит через жизнь персонажа, в которой почти неразрывно переплетаются характеры автора и героя книги.
Образ автора, как известно, не обязательно состоит из личных черт биографических событий, в художественной литературе материалом служит общее, историческое, но обязательно факт личного духовного опыта. Без этой подлинности внутреннего опыта духовность не может существовать, а есть лишь мёртвая словесная шелуха. Осознанное отношение к проблемам моделирования личности началось с романтизма и было обусловлено его романтическим пониманием.
Эта книга, конечно, выходила за рамки биографии. Задуманная как анализ человеческой души, она в то же время проложила путь социально-психологическому роману XIX века. «Исповедь» рассказывает о подлинных душевных событиях Руссо, но с его героем может происходить и то, чего на самом деле с Руссо не было. Кроме того, именно постаревший автор, а не герой, анализирует свои поступки. Автор и герой представляют собой центральный образ «Исповеди», на котором сконцентрирована творческая память Руссо, он сам объявил свой образ уникальным – в первых и столь знаменитых строках своих мемуаров.
Для Руссо человек – это сложный многокомпонентный механизм, который непрерывно реагирует на разнообразные внешние раздражения, постоянно приспосабливается к окружающей среде и стремится к удовлетворению своих потребностей и желаний. Человек одновременно подвержен различным воздействиям, от чисто физиологических до чисто духовных, поскольку идеалы и нравственные ценности присущи человеку так же неотъемлемо, как желание есть и пить. Душевная жизнь, таким образом, представляет для Руссо синхронное сочетание различных уровней, что порождает столько воображаемых парадоксов, которые его занимали. Эта концепция человека привела Руссо к первоначальному открытию психического механизма.
Сюжет
В 1712 году Жан-Жак рождается у своих родителей в Женеве. В детстве ему пришлось нелегко: мать и отец погибли при родах и в тюрьме, соответственно. Руссо растёт под опекой своего дяди Бернара. Несмотря на то, что дядя Бернар готов быть опекуном мальчика и ценит общение с сыном – Бернаром-младшим, – он не желает прилагать все усилия, чтобы обеспечить своего племянника. Таким образом, в подростковом возрасте Руссо ищет подмастерье, чтобы научиться ремеслу, заработать на еду и ночлег. Он предоставлен сам себе. Работая у мастера-гравера, Руссо быстро разочаровывается в этом деле. У него не хватает терпения или страсти стать гравёром, поэтому он начинает бездельничать.
К счастью для Руссо, его друг Понтверр прикрывает его и сводит его с богатой пожилой аристократкой по имени госпожа де Варенс. Она влюбляется в Руссо и беспрестанно флиртует с ним. Она предлагает ему стипендию и проживание с ней, если он только даст ей то, что она хочет. Руссо, однако, не убеждён, что должен прибегнуть к такому договору, чтобы прокормить себя. Он бежит в Турин, где проворачивает аферу с местной католической общиной. Хотя он не католик, он позволяет лидерам общины провести его через сложный процесс «обращения», чтобы быть принятым ими всеми. Они относятся к нему как к своему собственному, заботятся о нем, чтобы он мог тайно бездельничать и веселиться в свободное время. На самом деле Руссо не переходит в католичество, а только делает вид, что перешёл.
В Турине Руссо получает работу у графини де Верселлис. Он переводит для неё письма на французский язык. У них возникает законное соглашение, но оно недолговечно, так как престарелая графиня вскоре умирает. Вновь отчаявшись, Руссо возвращается к мадам де Варенс, пересмотрев её предложение. Между ними завязываются любовные отношения. Через некоторое время Руссо узнаёт, что у госпожи де Варенс уже есть другой ухажёр по имени Клод Ане (он был добрым парнем и вскоре после этого трагически умирает). Желая сохранить свои сладкие связи, Руссо соглашается на секс с мадам де Варенс, чтобы завоевать её расположение. Госпожа де Варенс поручает Руссо заботу о её финансах, и эта работа требует большого внимания и поездок. После возвращения из особенно длительного путешествия Руссо обнаруживает, что мадемуазель заменила его другим молодым человеком. Такова непостоянная природа использования романтики для получения экономической выгоды.
К этому времени Руссо приобрёл некоторые навыки и сделал себе скромное имя, поэтому он устраивается на работу к графу в Венеции. Вскоре он узнаёт, что этот человек нестабилен. Граф обвиняет его в самых разных вещах, вплоть до воровства. Разочарованный, Руссо переезжает во Францию. Почти сразу же он женится на красивой девушке по имени Тереза. Его безумно влечёт к ней, но это прихоть. После женитьбы на ней он ничего не меняет в своих личных привычках и продолжает заводить многочисленные романы. Примерно в это время он обращает своё внимание на искусство. Он пишет оперу под названием «Деревенская прорицательница», которая настолько хорошо принимается, что сам король Франции желает встретиться с драматургом. Не желая снова общаться с избалованными аристократами, Руссо отклоняет просьбу и импульсивно отправляется в отпуск за границу.
Вернувшись во Францию, Руссо начинает жить с богатой старухой по имени мадам д’Эпинэ. К этому моменту его брак уже практически расторгнут, но он должен поддерживать свою репутацию, делая вид, что соблюдает супружеские обеты. Когда он начинает ухаживать за мадам д’Юдето, Руссо публично осуждает свою благодетельницу д’Эпинэ. Она узнает об интрижке и возмущается, поскольку оба уже женаты. Узнав правду об интрижках Руссо, почти все его друзья покидают дом. Он вынужден съехать из дома мадам д’Эпинэ и снова прокладывать себе дорогу самостоятельно.
Руссо, по-прежнему желая продолжать работать художником, нанимается к новым покровителям – Люксембургам. Он ещё не научился контролировать свои порывы, поэтому снова попадает в беду. Люксембурги – не те люди, с которыми стоит шутить, и Руссо быстро это понимает. Он публикует несколько порочащих их книг.
«Эмилия» – вторая книга, которая привлекает гораздо больше внимания, чем первая. Руссо получает повестку в суд по делу о богохульстве, но он бежит на родину, в Швейцарию. К этому времени о нём так много пишут в прессе, что даже в Швейцарии люди узнают и ненавидят его. Разъярённые граждане нападают на него в его доме. Руссо пытается бежать на остров на севере страны, но сам губернатор сообщает Руссо, что его изгоняют из Швейцарии. Бежав в Англию, Руссо, наконец, решает сделать там постоянное место жительства. У него появляется несколько друзей, которым он читает свою «Исповедь» – эту книгу, – на что его встречают с лёгким весельем. Никто не верит его диким подвигам.
Список персонажей
Жан-Жак Руссо
Главный герой и рассказчик, Руссо – находчивый, импульсивный парень. Он вырос сиротой и с раннего возраста учится заботиться о себе сам. Повзрослев, он постоянно попадает в неприятности в обществе из-за неспособности контролировать свои сексуальные импульсы. Он договаривается с несколькими богатыми старухами-аристократками о том, чтобы стать их мальчиком-игрушкой в обмен на провизию.
Каждый раз, когда он попадает в беду, его решение – сбежать. Он не умеет брать на себя ответственность или решать свои проблемы. С другой стороны, он становится выдающимся писателем и успешным художником. Его многочисленные приключения сделали его ужасно интересным человеком, и он никогда не испытывает недостатка в друзьях.
Дядя Бернард
Он воспитывает Руссо после того, как отец мальчика вынужден скрываться от закона. Бернар не терпит неудобств, чтобы обеспечить Руссо, поэтому он усложняет жизнь ребёнка. Однако он позволяет своему сыну Бернару завязать крепкую дружбу со своим кузеном.
Понтверр
Пока Руссо работает подмастерьем, он дружит с Понтверре. Это негодяй, который замышляет недоброе. Хотя он и устраивает Руссо на новую работу, но с богатой старухой в качестве его «сахарной мамочки».
Мадам де Варенс
Богатая пожилая аристократка, увлекающаяся молодыми мужчинами. При первой встрече она влюбляется в Руссо. Она дикая, грязная старуха, которая делает свои намерения очевидными. После пребывания Руссо в Турине она принимает его обратно. К этому моменту она нашла себе нового ухажёра, но использует его, чтобы заставить Руссо ревновать. Получив от него то, чего она хочет, она награждает его должностью главы всех своих огромных финансов, которую он послушно исполняет до тех пор, пока однажды, вернувшись из поездки, не обнаруживает, что его заменил ещё более молодой человек.
Клод Ане
Это очаровательный, красивый молодой человек, который становится любовником госпожи де Варенс во время первого отсутствия Руссо. Хотя ему не нравится его положение в обществе, Ане искренне заботится о мадемуазель. Он трагически погибает как раз в тот момент, когда Руссо вновь общается со старой дамой.
Граф
Этот человек нанимает Руссо в Венеции для присмотра за своим поместьем. К сожалению, у него ужасный характер, и он не любит Руссо с самого начала, поэтому создаёт для него всевозможные проблемы. В конце концов он обвиняет Руссо в воровстве и выгоняет его из дома.
Тереза
Руссо влюбляется в неё с первого взгляда и женится на ней. Однако, не желая полностью посвятить себя ей, он продолжает заводить многочисленные романы на протяжении всего их брака. На второй год Тереза живёт одна в доме Руссо, а он – со своей новой благодетельницей, мадам д’Эпинэ.
Госпожа д’Эпинэ
Она владеет дорогим поместьем под названием Эрмитаж. Увидев успешную пьесу Руссо, она приглашает его жить у неё. Руссо, привыкший к подобным условиям, соглашается. Она пользуется его неустойчивым психическим состоянием в свете неудачного брака. Именно госпожа д’Эпинэ ставит Руссо в неловкое положение, сплетничая о его романе с госпожой д’Удето.
Госпожа д’Удето
Несмотря на помолвку с Сен-Ламбером, она начинает роман с Руссо. Она очарована его страстными словами и опасностью романа.
Люксембурги
Эта пара нанимает Руссо, чтобы он создавал для них произведения искусства. Однако они ему не нравятся, и он выставляет их дураками своими книгами. После того как распространяются слухи о постыдном содержании книг, Люксембурги выходят из себя и организуют суд над Руссо за богохульство.
Темы
Беспринципность
То ли из-за своей молодости, то ли из-за отсутствия обязанностей, Руссо оказывается довольно импульсивным парнем. Он следует каждому своему порыву, но не желает принимать последствия своих поступков. С самого начала книги читатели узнают о непостоянстве натуры Руссо, когда он бросает своё ученичество, трудное и в некоторой степени незаконное предприятие. Он не может набраться терпения, которое необходимо для того, чтобы стать успешным гравёром, поэтому Руссо просто собирает вещи и уходит. Он совершенно спокойно принимает благотворительность от других людей, даже обманывает их, как он это делает с католиками в Турине.
Когда Руссо из-за плохого контроля импульсов попадает в затруднительное положение, он предпочитает исключительно бегство. Например, он заводит роман с мадам д’Эпинэ, в то время как он и она оба женаты на других людях. После публичного позора за эту связь Руссо собирает вещи и переезжает в другую страну, снова перевоплощаясь, надеясь, что его репутация не опередила его. Это кажущееся неуважение к причинно-следственным связям приводит к тому, что он сжигает большинство своих знакомых и даже целые страны, где ему больше не рады.
Репутация
И снова Руссо придаёт большое значение репутации. Социальная эпоха, к которой он принадлежит, – это эпоха чётко выраженных и суровых социальных классов. Возможно, после того, как Руссо вырос сиротой, он чувствует, что должен доказать обществу свою состоятельность. Он не считает, что его следует причислять к низшему классу, но его постоянные ошибки мешают ему убедить кого-либо в этом. Ему предоставляется возможность за возможностью устроиться на приличную работу и заслужить уважение сверстников и старших, но он не в силах противостоять желанию вести себя плохо.
В конце концов Руссо понимает, что на нынешнем пути ему не добиться успеха. Не желая совладать со своими импульсами, он решает проявить себя другим способом – через искусство. Он становится необычайно успешным художником, ожидая, что в результате люди будут относиться к нему по-другому. Однако он не очень хорошо относится к своим покровителям и поклонникам, и вскоре они один за другим покидают его.
Отчаянно нуждаясь в удовлетворении, Руссо пишет эту книгу, чтобы доказать своей новой социальной сфере в Англии, что он заслуживает уважения после такой насыщенной событиями и находчивой жизни.
Отсутствие материнского влияния
Мать Руссо умирает во время его родов. Выросший без матери и с отсутствующей фигурой отца, он лишён женского влияния, в котором так нуждался в детстве. Во взрослой жизни это выливается в ярко выраженную, ищущую внимания сексуальную распущенность. Руссо вступает в десятки романов с самыми разными женщинами, но каждый раз он ищет какого-то подтверждения. Он хочет, чтобы эти женщины были его матерью, заботились о нём и поддерживали его. Когда это не удаётся, женщины отбрасываются в сторону и унижаются Руссо.
Он не добрый человек, что опять же, вероятно, связано с отсутствием раннего материнского влияния. Это становится болезненно очевидным, когда Руссо начинает встречаться с женщинами старшего возраста. У него три отдельных романа с пожилыми женщинами, которые приглашают его в свои дома на длительное время. Хотя эти отношения ему легко поддерживать, Руссо явно не заботится о них. Он уходит всякий раз, когда какая-то другая позиция кажется ему более привлекательной или более лёгкой. Он надеялся, что эти пожилые дамы будут относиться к нему как к сыну, но они хотели секса и чтобы их заставили снова почувствовать себя молодыми и желанными.
Эскапизм
В этом тексте Руссо почти тревожит полное отсутствие личной ответственности. Хотя Руссо сам пишет эту книгу, он не очень-то выставляет себя в выгодном свете. Кажется, он не осознает, что его действия демонстрируют полное отрицание ответственности за свои неудачи. Для такого парня, как Руссо, стремящегося испытать все, что может предложить жизнь, он не справляется с последствиями своих действий изящно. Каждый раз, когда он совершает ошибку – например, изменяет своей жене, – он убегает, переезжает в другой город или даже страну.
Вместо того чтобы пустить корни и разобраться со своими проблемами, Руссо ведёт преходящий, временный образ жизни. Однако он не может уйти от своих проблем навсегда. К тому времени, когда он возвращается в свой родной город в Швейцарии, его разыскивают власти, а общественность признает его обманщиком и лжецом.
Автобиография Жан-Жака Руссо под собственным названием «Исповедь» («Признания») была опубликована через четыре года после его смерти. Легитимность информации, содержащейся в книге, не поддаётся проверке, хотя в основном признается правдивой.
Выросший без родителей, Руссо учится быть находчивым. Он подходит к жизни нестандартно. После неудачи с ученичеством он попадает к богатой старухе, которая делает его своим мальчиком-игрушкой, к чему он неоднократно возвращается. Он постоянно переезжает, спасаясь от своих проблем.
Во Франции он публикует оперу, которая становится настолько успешной, что сам король просит о встрече с ним, но Руссо снова убегает. Он не хочет быть в центре внимания, зная, сколько скелетов он прячет в своём шкафу. После ужасно неудачного и скоропалительного брака с француженкой по имени Тереза, Руссо продолжает заниматься своим искусством. В основном он работает для меценатов, пока все они не начинают расстраиваться из-за его вспыльчивого характера. С последними покровителями, супружеской парой, Руссо пишет две книги, в которых тщательно позорит их.
Спасаясь от суда, он отправляется в свой родной город в Швейцарии, но на этот раз он не может убежать от своих проблем, потому что его репутация опережает его. В итоге Руссо ищет убежище в Англии, где и заканчивает писать эту рукопись.
Хотя «Исповедь» так и не была опубликована при его жизни, она была важна для него. Известно, что он исполнял фрагменты этого документа на публичных мероприятиях. Похоже, что он был постоянно озабочен репутацией, желая, чтобы его уважали за то, какой он есть. К несчастью для Руссо, его жизненный выбор просто не был социально приемлемым в то время.
Вместо того чтобы отказаться от надежды на успех, Руссо решает продолжать продвигать себя через искусство. Поскольку его опера получила такой широкий отклик, он чувствует в себе стимул к более смелому творчеству, но вскоре он узнает, что люди больше уважают художника за его историю, чем за его или её работу.
И снова Руссо не удаётся избежать ошибок своего прошлого. Тем не менее, он пишет эту увлекательную автобиографию. Наконец-то он может рассказать о том, что он делал и почему. Он пытается искупить свою вину перед обществом, публикуя благоприятный рассказ, надеясь стать сенсацией. Нет нужды говорить, что его различные приключения занимательны, даже если характер Руссо оказывается разочаровывающим.
- «Первая исповедь» Фрэнка О’Коннора, краткое содержание
- «Исповедь» Льва Толстого, краткое содержание
- «Исповедь художника» в галерее «Хазинэ» посвящена памяти Ильдара Зарипова
- Исповедальня на колёсах, изобретатели кинематографа, модель на ринге
- Исповедь женщины. 6+
- Сергей Есенин «Исповедь хулигана» 6+
- Максим Исповедник
- «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?