«Жёлтое лицо» Конан Дойля, краткое содержание читать ~12 мин.
«Приключение с жёлтым лицом» – это рассказ 1893 года, написанный сэром Артуром Конан Дойлом (в русском языке, почему-то, устоялось произношение его фамилии с мягким знаком на конце), в котором действуют персонажи Шерлок Холмс и Джон Ватсон. Изначально рассказ был написан по заказу журнала «Стрэнд» с оригинальными иллюстрациями Сидни Пэджета. Сидни Пэджет был частым иллюстратором произведений Дойла. Это один из 56 рассказов, повествующих о приключениях Холмса и Ватсона, и третье произведение в «Мемуарах Шерлока Холмса».
К моменту публикации «Приключения жёлтого лица» Холмс был уже сложившимся персонажем британской культуры. Короткие рассказы с его участием публиковались с 1891 года, и люди с удовольствием читали любую историю с упоминанием о нем. Артур Конан Дойл родился в Шотландии в 1859 году. Он учился в школе, чтобы со временем стать врачом. Все это время он писал и публиковал короткие рассказы и научные статьи. Начало творческой деятельности Дойла было положено, когда он написал рассказ «Алый цвет» (A Study in Scarlet) и отправил его в компанию Ward Lock and Co. Компания купила все права на рассказ всего за 25 фунтов. Позже Конан Дойл отмежевался от Ward, так как считал, что компания эксплуатировала его и недоплачивала ему за работу. После этого Дойл публиковал свои рассказы о Холмсе в журнале «Стрэнд».
«Приключение с жёлтым лицом» примечательно тем, что это один из немногих рассказов, в которых дедуктивные способности Холмса оказываются неверными. В ходе расследования Холмс делает ошибочный вывод. Однако в конце концов Холмсу удаётся выправить положение, что он демонстрирует в цитате, сказанной Ватсоном: “Там, где он терпел неудачу, слишком часто случалось, что никто другой не преуспевал… Однако время от времени случалось, что даже когда он ошибался, истина все равно обнаруживалась”.
«Приключение с жёлтым лицом» – один из самых сентиментальных рассказов Дойла. У него восхитительная концовка, в которой Дойл доводит все сюжетные линии до удовлетворительного завершения. Рассказ также известен своим отношением к расе. В нём показан брак между чернокожим мужчиной и белой англичанкой. Хотя межрасовый брак всегда был законным в Англии, его общественное признание не может претендовать на то же самое. Изначально он держится в секрете, но раса мужчины не имеет никакого отношения к этому секрету. Это держалось в секрете из-за боязни реакции нового мужа на ребёнка. Однако такое изображение афроамериканцев в рассказе Дойла контрастирует с его расовой карикатурой на чернокожего мужчину в гораздо более позднем «Приключении в трёх фронтонах». Это было гораздо более стереотипное изображение, в отличие от умеренного изображения в «Приключении жёлтого лица».
Сюжет
«Приключение с жёлтым лицом» сэра Артура Конан Дойла необычно в нескольких отношениях. Во-первых, это один из рассказов в каноне Холмса, который можно рассматривать как неудачу великого сыщика. Во-вторых, диалог, а именно предыстория клиента Холмса, занимает около половины длины рассказа. Тем не менее, от других рассказов его отличает самое главное – тема расизма, к которой не часто обращаются на данном этапе истории.
История начинается с того, что Холмс и Ватсон выходят на прогулку ранним весенним днём. Когда они возвращаются, то обнаруживают, что клиент пришёл и ушёл в их отсутствие, оставив после себя только трубку. Холмс делает несколько быстрых выводов о человеке на основании трубки, и все они оказываются верными. Этот человек, некто Грант Манро, возвращается в крайне взволнованном состоянии и просит у Холмса профессиональной помощи и совета. Мунро пускается в пространные объяснения своей проблемы, которая касается загадочных действий его жены Эффи. Мунро объясняет, что его жена – вдова, муж и ребёнок которой умерли в Америке от жёлтой лихорадки. После счастливого трёхлетнего брака жена Мунро пришла просить у него денег. Он дал ей деньги, но так и не узнал, на что они были потрачены.
Через некоторое время неподалёку от дома Мунро был сдан в аренду пустой дом, и, проходя однажды мимо него, Грант увидел в окне отвратительное жёлтое лицо. Вскоре после этого Манро был разбужен тем, что Эффи ушла из дома посреди ночи, а затем вернулась в состоянии сильного волнения и беспокойства. На следующий день, снова проходя мимо таинственного дома, Грант увидел, как его жена спешно покидает это место. Мужчина попытался войти в дом, но его удержала Эффи. Она отказалась объяснить, что происходит, но попросила Гранта довериться ей, на что тот согласился. Однако через несколько дней после этого, узнав, что его жена снова посещает этот дом, Мунро проник в дом и обыскал его, не найдя ничего примечательного, кроме большой фотографии Эффи.
После рассказа Гранта Холмс задаёт ему вопросы, в частности, о лице в окне. Мунро описывает его как «отвратительное» и «неестественное». Холмс обещает разобраться в этом вопросе, и Грант уходит. Холмс объясняет Ватсону, что, по его мнению, первый муж Эффи все ещё жив и каким-то образом шантажирует её. В ту же ночь они отправляются в Норбери, город, где живут Мунро.
В сопровождении Гранта они проникают в таинственный дом, несмотря на возражения Эффи и странной женщины, которая живёт в доме. Поднявшись наверх, трое находят ребёнка с отвратительным жёлтым лицом. Протянув руку вперёд, Холмс снимает с лица ребёнка маску, которая оказывается маленькой негритянской девочкой. Эффи объясняет, что её муж в Америке на самом деле был негром, и что она спрятала ребёнка, заставив её носить жёлтую маску, чтобы соседи не сплетничали. Эффи утверждает, что вела себя так, как вела, опасаясь реакции мужа. После долгой паузы мужчина подхватывает девочку Люси и заявляет: «Я не очень хороший человек, Эффи, но я думаю, что я лучше, чем ты меня оценила».
Холмс и Ватсон тихо уходят, и Холмс, понимая, что ошибся в своих выводах, советует Ватсону, что если он (Шерлок) когда-нибудь станет слишком самоуверенным в своих силах, просто шепнуть ему на ухо «Норбери».
Список персонажей
Шерлок Холмс
Шерлок Холмс – самопровозглашённый детектив-консультант. Он обладает даром логического мышления и необычной способностью к дедукции. Этим он пользуется в работе с клиентами, которые приходят к нему в лондонскую квартиру, независимо от их статуса и возможности заплатить ему. Он чрезвычайно образован в областях, которые считает важными для своей работы, прежде всего в химии (Уотсон описывает его знания в этой области как «глубокие») и криминалистике, оставаясь одновременно намеренно невежественным в тех вопросах, которые не может использовать. Кроме того, он искусный боец и способен совершать подвиги физической силы, чего не скажешь о его «тонкой» фигуре. Его разумное мышление, однако, не распространяется на его образ жизни, который представляет собой уникальное сочетание пуританского и декадентского – Уотсон отмечает, что “его диета обычно была самой скудной, а привычки простыми до грани аскетизма … за исключением редкого употребления кокаина”. Он требует постоянного занятия и проявляет раздражительность и нетерпение, когда ему не бросают вызов.
В «Приключении с жёлтым лицом» раскрывается та сторона характера Холмса, которую читатель редко видит: возможность того, что он может прийти к неверному выводу. Это один из немногих случаев, когда выводы Холмса оказываются неверными, что он признает и использует, чтобы смирить себя:
“Ватсон, – сказал он, – если вдруг вам покажется, что я слишком уверовал в свои силы или уделяю делу меньше внимания, чем оно того заслуживает, шепните мне на ухо «Норбери», и я буду вам бесконечно обязан”.
Доктор Джон Ватсон
Доктор Джон Ватсон – сосед Холмса по комнате, коллега и друг. Его персонаж выполняет несколько ключевых функций, и все они легко узнаваемы в «Приключении жёлтого лица»:
На уровне повествования он является наблюдателем и летописцем дел Холмса. Его профессия обоснована в рамках повествования, поскольку он часто комментирует свою привычку все записывать и беречь свои бумаги. В рамках рассказа Ватсон также является более человечным аналогом персонажа Холмса. Он обладает способностью выражать чувства, которых иногда не хватает детективу, и у него менее очевидные превосходные навыки и более реалистичные недостатки. Это приводит его к третьей функции – Ватсон выступает в роли читателя, выражая своё удивление и восхищение «необыкновенными дарами» Холмса, как он обычно их называет, и просит подробных объяснений дедукции Холмса в конце большинства рассказов.
В «Приключении с жёлтым лицом» динамика отношений Ватсона и Холмса не меняется. Ватсон остаётся на заднем плане и даёт восхищённые комментарии, сопровождающие сюжет, а Холмс продвигает сюжет вперёд своими дедукциями, всегда учитывая, вовлечён ли Ватсон (и читатель) в повествование:
“Мой друг вывалил информацию в очень непринуждённой форме, но я видел, что он поднял на меня глаза, чтобы убедиться, что я слежу за его рассуждениями”.
Грант Манро
Клиент в «Приключении жёлтого лица» Грант Манро описывается как «хорошо, но спокойно одетый» мужчина лет тридцати, хотя выглядит он несколько моложе, и является торговцем хмелем. Он обращается к Холмсу из-за внезапной, необъяснимой скрытности его жены, Эффи Манро. Он утверждает, что полностью доверяет ей, но случайное требование денег и появление жёлтого лица показывают, что он склонен к ревности и несколько импульсивен, так как вскоре он врывается в коттедж, где впервые заметил жёлтую фигуру. Однако, когда лицо оказывается тайным многорасовым ребёнком его жены, он сохраняет самообладание и не теряет самообладания.
“Поднял маленького ребёнка, поцеловал её, а затем, все ещё неся её, протянул другую руку своей жене и повернулся к двери. Мы можем поговорить об этом более комфортно дома, – сказал он. Я не очень хороший человек, Эффи, но я думаю, что я лучше, чем ты меня оценила”.
Первоначальное впечатление Ватсона о нём как о «сдержанном, замкнутом человеке, с гордыней в характере» меняется по мере того, как его трогает это проявление любви и верности.
Эффи Манро
Персонаж Эффи Манро используется в качестве ключевого неизвестного фактора в деле, которое пытается раскрыть Холмс. На протяжении большей части рассказа она не появляется лично, а лишь рассказывает обо всем случившемся своему мужу. Он описывает её как «нервную, очень взвинченную женщину». Читатель, как и Грант Манро, Холмс и Ватсон, не знает, каковы её мотивы. Она верная и страстная мать, и её желание быть рядом с дочерью и видеть её защищённой движет каждым её действием.
Характер Эффи также является примером современных тревог, связанных с расовой принадлежностью. Она прилагает все усилия, чтобы скрыть свою многорасовую дочь от мужа, хотя и понимает, что это не долгосрочное решение, потому что она не может быть уверена в его верности и принятии. Этот конфликт имеет и феминистский подтекст, поскольку она финансово зависит от мужа и не может рисковать их браком даже по такой важной причине, как благополучие дочери.
Как упоминает рассказчик в начале произведения, это история легендарного Шерлока Холмса, в которой он слишком упрощает дело, и поэтому его догадки терпят неудачу. Поскольку Холмс – человек, который в своих умозаключениях сильно зависит от логики и наблюдений, обычно самые простые из его теорий, когда все факты могут быть подтверждены, работают. Известно, что он подгоняет теории под факты, а не наоборот. Его неудача здесь объясняется не неправильной догадкой, а тем, что он отказывается видеть дальше очевидного.
Когда начинается повествование, становится ясно, что Шерлок Холмс уже стал популярной фигурой. Его методы, хотя и просты, но неопровержимы. Ватсон размышляет о том, что Шерлок редко сталкивался с неудачей в каком-либо из своих дел, а если и сталкивался, то не из-за своих умозаключений. В основном это было связано либо с невезением и неудачным выбором времени («Приключение ритуала Масгрейва», «Палец инженера», «Пять оранжевых фишек»), либо с исключительно остроумным противником («Скандал в Богемии»). И все же в этих случаях его теории оказывались верными, хотя злодею удавалось уйти.
Во время этого дела Шерлок, как говорят, скучал, это было время, когда «дела были скудны, а газеты неинтересны». Шерлок также является человеком, который любит хвастаться своими знаниями, делая случайные наблюдения и наблюдая, последуют ли за ним люди. Это видно из многочисленных наблюдений и умозаключений, которые он делает из трубки, но никогда не спрашивает подтверждения у владельца, как будто знает, что его умозаключения достаточно верны. Это повторяется во всех рассказах о Шерлоке Холмсе, и иногда он покровительствует людям, в основном Ватсону, за это. Таким образом, он является человеком, который знает силу своих знаний, и поскольку он уже работал над рядом подобных дел, у него сформировалось пессимистическое отношение, о чем он позже говорит Ватсону: «Боюсь, что это плохое дело, Ватсон».
Манро – стоковый персонаж. Он суетлив, ненаблюдателен, раздражителен и крайне озабочен, а его срочность в деле повышает напряжение. Требование ста фунтов, смерть мужа в огне, присутствие нечеловеческого лица, знакомство жены Манро с новыми жильцами действительно указывают на версию о шантажисте. Ее фотография в доме, обещание хранить тайну – все это накладывает свой отпечаток на теорию. На самом деле, эти наблюдения достаточно просты, чтобы читатель мог сделать вывод. Обычно в рассказах о Шерлоке Холмсе факты более сложные, и обычному читателю нелегко сформировать предположение. Кроме того, Холмс отказывается разглашать свои умозаключения, пока его теории не подтвердятся. Здесь же он слишком самоуверен.
Таким образом, доказывая, что он ошибается, Дойл не только очеловечивает Шерлока, что даже самый умный детектив может быть подвержен недостаткам, но и играет с сознанием читателей, доказывая, что самая простая дедукция совершенно неверна. Кроме того, в этот момент Дойл пытался «убить» Шерлока, поэтому, создавая историю, в которой дедукция Шерлока терпит неудачу, он, возможно, играл с этой идеей.
- «Знак четырёх» Артура Конан Дойля, краткое содержание
- «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Его прощальный поклон» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- Книга «Архив Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Долина страха» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Собака Баскервилей», краткое содержание
- «Возвращение Шерлока Холмса», краткое содержание
- Большой сюрприз ожидает поклонников творчества Артура Конан Дойла
Комментирование недоступно Почему?