«Преступление и наказание», краткое содержание читать ~12 мин.
«Преступление и наказание» – роман русского писателя Фёдора Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году. В романе рассказывается об отчуждении студента Раскольникова, который решает совершить идеальное преступление, чтобы философски доказать своё превосходство над другими. В романе прослеживаются глубины его душевного распада, когда он приходит к пониманию психологических последствий того, что он убийца.
Достоевский считается одним из величайших писателей психологической драмы в мире и является одним из основополагающих авторов русской литературы. Все его произведения, включая этот нашумевший роман, были адаптированы для кино, телевидения и театра.
Сюжет, кратко
«Преступление и наказание» рассказывает историю Родиона Раскольникова, бывшего петербургского студента, который планирует и осуществляет убийство старухи-процентщицы и её сводной сестры. Борясь со своим чувством вины и рационализаторством, он встречает Соню, молодую женщину, вынужденную заниматься проституцией, и в конце концов сдаётся полиции, обретя искупление через признание вины и каторгу.
Бедный, параноидальный молодой студент Родион Романович Раскольников убеждает себя в том, что он необыкновенный. Он разрабатывает теорию, согласно которой самым необыкновенным людям в мире должно быть позволено совершать любые преступления во имя всеобщего блага человечества. Раскольников живёт в крошечной квартирке, тратит те небольшие деньги, которые у него есть, на странные, альтруистические цели и замышляет какое-то таинственное, ужасное деяние, которое докажет его превосходство.
Наконец, Раскольников решает проверить свою теорию. Он убивает старуху-процентщицу Алёну Ивановну, которую считает пиявкой для общества. Он также убивает безобидную сводную сестру процентщицы, Лизавету, которая неожиданно вторгается на место убийства. Раскольников сбегает с места преступления, но вскоре заболевает лихорадкой и проводит несколько дней без сознания в своей крошечной квартирке.
Когда Раскольников приходит в себя, он думает о том, что его сестра Дуня (Авдотья Романовна) собирается выйти замуж за напыщенного, богатого человека, Петра Петровича Лужина. Раскольников в ярости, считая, что Дуня жертвует своим счастьем ради него. Когда Лужин приезжает к Раскольникову в Петербург, Родион вспыхивает от гнева и бросает оскорбления своему будущему шурину.
Раскольников поднимается с больничной койки и тайком уходит. Каждый день после убийства он лихорадочно читает газеты. Когда он, прибыв по повестке в отделение, встречается с полицейским, он почти признаётся в преступлениях – и его безумные разглагольствования вызывают подозрения в полицейском управлении. В полицию его вызвали из-за долгов за квартиру. Раскольников выбегает из полицейского участка и видит, что его собутыльник, приказчик Мармеладов, лежит на улице, раздавленный экипажем. Родион Раскольников познакомился с Семёном Захаровичем Мармеладовым ранее в трактире.
Мармеладова несут в маленькую квартиру, которую он делит с семьёй. Сочувствуя скорбящей семье, особенно дочери-подростку Мармеладова Соне, Раскольников оставляет все свои деньги, чтобы оплатить похороны.
Раскольников с удивлением обнаруживает на пороге дома мать (Пульхерию Александровну Раскольникову) и сестру (Авдотью Романовну). Они приехали, чтобы подготовить свадьбу Дуни с Лужиным. Разгневанный, Родион запрещает сестре выходить замуж за Лужина.
В Петербург приезжает бывший работодатель Дуни, богач Аркадий Иванович Свидригайлов. Его внебрачная связь с Дуней вызвала скандал, который едва не разрушил её репутацию в провинции. Теперь, когда жена Свидригайлова мертва, он приехал в Петербург в надежде соблазнить Дуню.
Воспоминания об убийствах мучают Раскольникова. Узнав, что местный полицейский судья Порфирий Петрович начал допрашивать всех клиентов скупки, Раскольников просит вернуть ему его собственные заложенные вещи. Его странный разговор с Порфирием только усиливает подозрения. После этого, готовясь к похоронам Мармеладова, Раскольников и Соня Мармеладова готовят разговор о религии и нравственности. Раскольников жалеет Софью Семёновну, которую бедность заставила заниматься проституцией. Раскольников решает рассказать ей, кто убил двух женщин, обещая вернуться на следующий день.
Порфирий снова допрашивает Раскольникова и хотя он уверен, что Раскольников – убийца, он пока не может предоставить доказательств. Раскольников приходит к Соне и рассказывает ей о том, что он сделал. В соседней комнате Свидригайлов подслушивает разговор и узнаёт правду. Позже Свидригайлов пытается использовать свои знания о признании, чтобы шантажом заставить Дуню выйти замуж. Она отказывает ему, обвиняет его в убийстве жены и пытается выстрелить ему в голову. Она промахивается, но Свидригайлов понимает, что Дуня никогда не полюбит его. Он отпускает её и на следующий день кончает жизнь самоубийством. Дуня позже выходит замуж за приятеля Родиона, Дмитрия Прокофьевича Разумихина.
После ареста маляра, ложно признавшегося в убийствах, к Раскольникову приходит Порфирий Петрович и рассказывает, что знает правду. Однако он хочет дать Раскольникову время, чтобы сделать чистосердечное признание. После тревожной ночи и при поддержке Сони, Раскольников приходит в полицейский участок и даёт признательные показания. Его приговаривают к каторге в Сибири на 8 лет, где к нему присоединяется Соня. Там он вновь собирает свою жизнь по кусочкам.
Список персонажей
Родион Романович Раскольников («Родя», «Родька»)
Главный герой романа. Бывший студент, Раскольников теперь нищий, живущий в тесной мансарде на самом верху многоквартирного дома. Основной драматизм романа сосредоточен на его внутреннем конфликте, сначала на том, стоит ли убивать старуху-процентщицу, а затем на том, стоит ли признаться и вернуться к человечеству. На протяжении всего романа Раскольников болен, его переполняют чувства отчуждения и ненависти к себе.
Софья Семёновна Мармеладова («Соня», «Сонечка»)
Любовь Раскольникова и дочь Мармеладова. Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы содержать себя и остальных членов семьи. Она кротка и легко смущается, но сохраняет сильную религиозную веру. Она – единственный человек, с которым Раскольников поддерживает полноценные отношения.
Авдотья Романовна Раскольникова («Дуня», «Дунечка»)
Сестра Раскольникова. Дуня так же умна, горда и красива, как и её брат, но она также нравственна и сострадательна. Она решительна и смела, расторгает помолвку с Лужиным, когда тот оскорбляет её семью, и отбивается от Свидригайлова выстрелами.
Аркадий Иванович Свидригайлов
Развратный бывший работодатель Дуни, у которого она работала гувернанткой. Свидригайлов почти до самого конца романа верит, что сможет заставить Дуню полюбить его. Смерть жены, Марфы Петровны, сделала его великодушным, но в целом он представляет собой угрозу и для Дуни, и для Раскольникова.
Дмитрий Прокофьич Разумихин
Друг Раскольникова. Бедный бывший студент, он отвечает на свою бедность не тем, что отнимает у других, а тем, что работает ещё больше. Разумихин – антипод Раскольникова, своей добротой и дружелюбием показывающая степень отчуждения Раскольникова от общества. В какой-то степени он даже заменяет Раскольникова, вступаясь за Пульхерию Александровну и Дуню и защищая их.
Катерина Ивановна Мармеладова
Жена Мармеладова. Из-за тяжёлой болезни у Катерины Ивановны раскрасневшиеся щеки и постоянный кровавый кашель. Она очень горда и неоднократно заявляет о своём аристократическом происхождении.
Порфирий Петрович
Мировой судья, занимающийся расследованием убийств. Порфирий Петрович тонко разбирается в уголовной психологии и прекрасно понимает душевное состояние Раскольникова на всех этапах пути от преступления до признания. Он – главный антагонист Раскольникова, и, хотя он появляется в романе лишь эпизодически, его присутствие ощущается постоянно.
Семён Захарович Мармеладов
Чиновник-алкоголик, которого Раскольников встречает в трактире. Мармеладов полностью осознаёт, что пьянство губит его самого и его семью, но не может остановиться. Неясно, была ли его смерть от падения под колеса кареты пьяной случайностью или преднамеренной.
Пульхерия Александровна Раскольникова
Мать Раскольникова. Пульхерия Александровна глубоко предана своему сыну и готова пожертвовать всем, даже своим счастьем и счастьем дочери, ради его успеха. Даже после признания Раскольникова она не хочет признаться себе, что её сын – убийца. Она сошла с ума ещё до вынесения приговора её сыну, а после умерла.
Пётр Петрович Лужин
Жених Дуни. Лужин скуп и самолюбив. Его самое заветное желание – жениться на красивой, умной, но отчаянно бедной девушке, такой, как Дуня, чтобы она была ему обязана.
Андрей Семенович Лебезятников
Сварливый сосед Лужина. Лебезятников – молодой человек, убеждённый в правоте «новых философий», таких как нигилизм, которые сейчас бушуют в Петербурге. Хотя он эгоцентричен, запутался и незрел, он, тем не менее, кажется, обладает элементарной щепетильностью.
Алёна Ивановна
Старая, дряхлая процентщица, которую убивает Раскольников. Раскольников называет Алёну Ивановну «вошью» и презирает её за то, что она обманывает бедняков, лишая их денег, и обращает в рабство свою родную сестру Лизавету.
Лизавета Ивановна
Сестра Алёны Ивановны. Лизавета Ивановна проста, почти «идиотка», и является фактически служанкой своей сестры. Позже Соня рассказывает Раскольникову, что они с Лизаветой были подругами.
Зосимов
Доктор Раскольникова и друг Разумихина. Зосимов – молодой, самодовольный человек, мало что понимающий в состоянии своего пациента. Он подозревает, что Раскольников психически болен.
Настасья Петровна («Настенька», «Настасьюшка»)
Служанка в доме, где Раскольников снимает свой «чулан». Настасья Петровна приносит ему чай и еду по его просьбе, помогает ухаживать за ним во время болезни после убийств.
Илья Петрович («Порох»)
Полицейский чиновник, с которым Раскольников сталкивается после совершения убийства и которому он признаётся в конце романа. В отличие от Порфирия Петровича, Илья Петрович довольно забывчив и склонен к внезапным вспышкам гнева (отсюда прозвище «Порох»).
Александр Григорьевич Замётов
Младший чиновник в полицейском участке, который подозревает, что Раскольников является убийцей Алёны Ивановны и Лизаветы.
Николай Дементьев («Миколка»)
Маляр, работавший в пустой квартире рядом с квартирой Алены Ивановны в день убийств. Подозреваемый в убийствах и содержащийся в тюрьме, Николай в конце концов делает ложное признание.
Полина Михайловна Мармеладова («Поля», «Поленька», «Полечка»)
Старшая дочь Катерины Ивановны от прежнего брака.
Темы
Отчуждение от общества
Отчуждение – главная тема романа «Преступление и наказание». Поначалу гордость Раскольникова отделяет его от общества. Он считает себя выше всех остальных людей и поэтому не может ни с кем общаться. В рамках своей личной философии он рассматривает других людей как инструменты и использует их в своих целях. После совершения убийств его изоляция усиливается из-за сильного чувства вины и полудрёмы, в которую его ввергает чувство вины. Раскольников снова и снова отталкивает людей, которые пытаются ему помочь, включая Соню, Дуню, Пульхерию Александровну, Разумихина и даже Порфирия Петровича, а затем страдает от последствий.
В конце концов, полное отчуждение, которое он сам на себя навлёк, становится для него невыносимым. Только в эпилоге, когда он наконец осознает, что любит Соню, Раскольников пробивается сквозь стену гордости и эгоцентризма, отделявшую его от общества.
Психология преступления и наказания
То, как в романе рассматриваются преступление и наказание, не совсем то, что можно было бы ожидать. Преступление совершается в первой части, а наказание приходит через сотни страниц, в эпилоге. На самом деле роман сосредоточен не на этих двух конечных точках, а на том, что находится между ними – на глубоком исследовании психологии преступника.
Внутренний мир Раскольникова, со всеми его сомнениями, бредом, сомнениями, страхом и отчаянием, является сердцем повествования. Достоевского волнуют не реальные последствия убийства, а то, как убийство заставляет Раскольникова справляться с мучительным чувством вины. Действительно, уделяя так мало внимания тюремному заключению Раскольникова, Достоевский, кажется, предполагает, что реальное наказание гораздо менее ужасно, чем стресс и тревога, связанные с попыткой избежать наказания.
Порфирий Петрович подчёркивает психологический аспект романа, поскольку он проницательно понимает, что Раскольников – убийца, и произносит несколько речей, в которых подробно описывает работу сознания Раскольникова после убийства. Поскольку он понимает, что преступник, испытывающий чувство вины, обязательно должен подвергнуться душевной пытке, он уверен, что Раскольников в конце концов сознаётся или сойдёт с ума. Искусные игры разума, в которые он играет с Раскольниковым, усиливают ощущение неизбежности развязки романа в силу особенностей человеческой психики.
Идея сверхчеловека
В начале романа Раскольников считает себя «сверхчеловеком», человеком необыкновенным и потому стоящим выше моральных правил, которыми руководствуется остальное человечество. Его высокая самооценка заставляет его отделиться от общества. Его убийство процентщицы отчасти является следствием его убеждения, что он выше закона, и попыткой утвердить истину своего превосходства – “Тварь ли я дрожащая или право имею?”.
Однако неспособность Раскольникова подавить последующее чувство вины доказывает ему, что он не «сверхчеловек». Хотя он осознает свою несостоятельность в соответствии с тем, что он себе представлял, он, тем не менее, не желает принять полную деконструкцию этой идентичности. Он продолжает сопротивляться мысли о том, что он такой же посредственный, как и все остальное человечество, утверждая для себя, что убийство было оправданным.
Только окончательно сдавшись в любви к Соне и осознав радость такой сдачи, он может окончательно избавиться от своего представления о себе как о сверхчеловеке и от ужасной изоляции, которую навлекла на него эта вера.
Нигилизм
Нигилизм – философская позиция, сложившаяся в России в 1850-1860-х годах, известная тем, что, по словам Лебезятникова, “отрицала большее”. Он отвергал семейные и общественные узы, эмоциональные и эстетические проблемы в пользу строгого материализма, или идеи о том, что вне физического мира нет «разума» или «души».
С нигилизмом связан утилитаризм, или идея о том, что моральные решения должны основываться на правиле наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Раскольников первоначально оправдывает убийство Алёны Ивановны на утилитарных основаниях, утверждая, что «вошь» была удалена из общества. Независимо от того, является ли убийство на самом деле утилитарным поступком или желанием завладеть деньгами, Раскольников, безусловно, нигилист.
Абсолютно несентиментальный на протяжении большей части романа, он не заботится об эмоциях других людей. Точно так же он полностью игнорирует социальные условности, которые противоречат суровому взаимодействию с миром, которого он желает. Однако в конце романа, когда Раскольников обнаруживает любовь, он отказывается от своего нигилизма. Этим поступком роман осуждает нигилизм как пустоту.
- Фестиваль «Александринский» открылся постановкой венгерского режиссёра «Преступление и наказание»
- «Мёртвые души», краткое содержание
- «Отцы и дети», краткое содержание
- «Война и мир», краткое содержание
- «Лолита» Набокова, краткое содержание
- «Архипелаг ГУЛАГ», краткое содержание
- «Капитанская дочка», краткое содержание
- Лев Толстой, «Хозяин и работник», кратко
Комментирование недоступно Почему?