«Его прощальный поклон» Артура Конан Дойла, краткое содержание читать ~10 мин.
«Его прощальный поклон» (в некоторых переводах «Его последний поклон») – приключение Шерлока Холмса, опубликованное Артуром Конан Дойлом в Англии в сентябрьском номере журнала «Стрэнд» за 1917 год и в журнале «Кольерс» в США. Хотя рассказ считается частью официального канона, он выделяется из тех рассказов, которые наиболее знакомы случайным поклонникам Шерлока Холмса, по целому ряду причин. Прежде всего, это то, что «Его прощальный поклон» не является частью записанных доктором Джоном Ватсоном рассказов о величайших делах Холмса и поэтому написан от третьего лица.
Менее очевидным отличием от предыдущих рассказов является одна интересная мелочь о Холмсе, которая происходит в ходе его расследования в этом рассказе: первая, последняя и единственная запись о Холмсе, ехавшем в автомобиле, которую можно найти в официальном каноне. И, наконец, есть факт, что в «Прощальном поклоне» содержится запись дела, расследованного Холмсом после его отъезда в Сассекс для работы над своим объёмистым справочником по пчёлам. Также интерес для более чем случайных поклонников Шерлока Холмса представляет упоминание о том, что в год, в который происходит действие рассказа, ему было 60 лет. Поскольку этот год – 1914-й, достаточно провести несложные математические расчёты, чтобы приблизительно определить год его рождения.
Происхождение «Прощального поклона» также отличает его от подавляющего большинства других рассказов о Шерлоке, написанных Дойлом. Хотя политика вступает на арену различных рассказов о Холмсе в самых разных формах, от явной до едва заметной, ни один из них не был так непосредственно вдохновлён желанием использовать популярность Холмса в качестве политической мыльницы, как этот рассказ. Дойл вспоминал, что именно почти случайный вопрос французского офицера привнёс в дискурс сопротивления во время Первой мировой войны вопрос о том, как сам Шерлок мог бы внести свой вклад в победу над ужасными гуннами.
Ответом на этот загадочный вопрос создателя Шерлока стала пропаганда, которая увеличила важность поддержки военных действий не просто до размеров Холмса, вышедшего из отставки, чтобы сражаться за правое дело, но и до того, что из этой отставки его вытащил не кто иной, как сам премьер-министр.
Поскольку война с Германией – ещё не названная Первой мировой, очевидно, – уже затянулась на три года, и каждый день накапливалось огромное количество жертв, а конца не предвиделось – является фоном для сюжета, реальное задание, которое Холмс получает от премьер-министра, чтобы применить свои дедуктивные способности для решения проблемы, заключается в раскрытии все более опасной немецкой шпионской сети. В результате «Прощальный поклон» больше похож на смягчённую шпионскую историю Джеймса Бонда, рассказанную от третьего лица, чем на более привычный рассказ от первого лица о том, как Холмс выясняет, кто, как и почему совершил убийство. Как военная пропаганда, «Прощальный поклон» гораздо более приятен, чем как необходимое дополнение к канону самых важных дел великого детектива.
Один из самых интересных аспектов, который следует иметь в виду, рассматривая историю того, как «Прощальный поклон» стал частью этого канона, – это то, как он предвосхищает вопрос о том, как Холмс мог бы внести свой вклад в усилия по остановке немецкой агрессии в совершенно другой войне пару десятилетий спустя. Образ, который этот роман не может не вызвать в сознании читателя, скорее всего, не так бросается в глаза и гораздо более органично вписывается в общий мысленный образ, возникающий при чтении рассказов у тех, кто знаком с серией фильмов о Шерлоке Холмсе, снятых студией Universal в 1940-х годах.
Образы Бэзила Рэтбоуна в роли Холмса и Найджела Брюса в роли неумеренно неуклюжего доктора Ватсона, преследующего нацистов, на самом деле лучше подходят к этому роману, чем к оригинальным историям об убийствах и безумии на улицах викторианского Лондона. Это особенно касается фильма «Шерлок Холмс и голос террора», который претендует на то, чтобы быть основанным на «Прощальном поклоне», но за исключением необходимого изменения сюжета с Первой мировой войны на Вторую содержит очень мало сходства с реальным повествованием, за исключением загадочного замечания Холмса (немного слишком загадочного для умственных способностей Ватсона, когда он появляется в конце) о ветре, идущем с востока.
Сюжет
В этом редком рассказе от третьего лица о навыках Шерлока Холмса, написанном не его компаньоном Джоном Ватсоном, легендарный детектив-консультант выходит из своей самоотставки в Сассексе, чтобы разводить и изучать пчёл. В центре событий – герр фон Борк, агент немецкой разведки, который уже четыре года ведёт гнусную деятельность в Англии, ничуть не опасаясь наказания и попутно сколачивая довольно значительное и внушительное состояние.
Барон фон Херлинг сидит с фон Борком в роскоши своего дома в Харвиче, наслаждаясь яростью, которую его друг направляет на самый основной элемент характера британцев. Его работа близка к завершению, осталось лишь встретиться с ирландско-американским агентом по имени Альтамонт, чьё презрение к англичанам почти совпадает с презрением немца. В основе шпионажа лежит передача секретных морских сигналов Англии в руки Германии.
Фон Херлинг уходит, а экономка фон Борка Марта удаляется на вечер, позволяя Альтамонту прибыть со своим шофёром, не опасаясь излишнего напряжения. К несчастью для фон Борка, Альтамонт не на шутку встревожен: сыплются вопросы, ставящие под сомнение то, что немец принял все необходимые меры безопасности. Он также выражает беспокойство по поводу того, как немцы, похоже, регулярно сводят счёты с жизнью агентов сразу после того, как осознают, что они больше не могут быть полезны. Альтамонт хочет получить деньги до поставки товара. Фон Борн хочет осмотреть товар перед тем, как получить вознаграждение.
Возникает противостояние.
Недоверие фон Борка к Альтамонту оказывается идеально обоснованным. Разведывательные данные, которые он стремится получить и передать своему начальству в Германии, оказываются не совсем тем, чего он ожидает. Посылка, переданная Альтамонтом, оказывается книгой. Книга под названием «Практическое руководство по культуре пчёл». Это, конечно, неожиданный поворот событий, но то, что происходит дальше, ещё более неожиданно: к его лицу прижимают тряпку, пропитанную хлороформом.
Ирландско-американский Альтамонт оказывается не кем иным, как Шерлоком Холмсом в одном из многочисленных обличий. А шофёр, доставивший его в роскошный дом фон Борка? Не кто иной, как доктор Ватсон. Только после раскрытия истинной личности Альтамонта выясняется, что Шерлок Холмс в течение двух лет шёл по горячим следам немецкого агента в рамках расследования, в ходе которого он побывал от Ирландии до Чикаго и Восточного побережья Англии. Джон Ватсон не только был завербован для участия в тайной операции, но и предположил, что сама миссис Хадсон вполне могла быть экономкой фон Борка, которая также участвовала в игре, затеянной прямо под носом у немца.
Список персонажей
Фон Борк («Его прощальный поклон»)
Фон Борк имеет честь быть последним преступником, привлечённым к ответственности благодаря детективной работе Шерлока Холмса. Действие рассказа происходит накануне Первой мировой войны и хронологически является последним делом Шерлока Холмса, о котором писал Артур Конан Дойл. Фон Борк живёт в Англии, собирая важную информацию, которая будет использована против них в военных действиях, но его планам вернуться в Германию мешает последний преступник, обманутый персонажем, который на самом деле является переодетым Шерлоком Холмсом.
Леди Фрэнсис Карфакс («Исчезновение леди Фрэнсис Карфакс»)
Леди Карфакс – титульная фигура в рассказе сборника, который даёт разгадку её таинственного исчезновения. Леди Карфакс – дева средних лет со скромным достатком, которая внезапно пропадает во время пребывания на курорте в Швейцарии.
Калвертон Смит («Умирающий детектив»)
Калвертон Смит – ещё один из длинной череды преступных мастеров, чьи гнусные планы ставят в небытие единственное реальное появление профессора Мориарти в рассказе Холмса. Смит – микробиолог-любитель, чьи знания о мельчайших орудиях убийства, доступных человеку, послужили стимулом для Холмса, выдающего себя за того, о ком говорится в названии. Даже доктор Ватсон не в состоянии понять, что кажущиеся смертельными симптомы, проявляющиеся у Холмса, на самом деле являются лишь необходимой уловкой для того, чтобы заманить Смита в ловушку.
Майкрофт Холмс («Планы Брюса-Партингтона»)
Вплоть до таинственного исчезновения трёх из десяти самых важных страниц, составляющих «Планы Брюса-Партингтона» для новой революционной конструкции подводной лодки, Шерлок полагал, что Майкрофт его брата занимает довольно ограниченную должность на государственной службе в британском правительстве. Его расследование о местонахождении пропавших страниц постепенно открывает шокирующую правду: положение Майкрофта в правительстве Ее Величества не только не имеет гораздо большего значения, чем он когда-либо представлял, бывали времена, когда можно было с уверенностью сказать, что Майкрофт является самым важным человеком во всей бюрократической системе.
Джузеппе Горджано («Красный круг»)
Горджано – один из самых известных международных преступников, чьи пути пересекаются с Шерлоком, хотя в очередной раз не его дедуктивные способности приводят человека к правосудию, а месть обиженной стороны. Горджиано – что примечательно – не сицилиец, а неаполитанец и принадлежит не к сицилийской «Чёрной руке», а к «Красному кругу». Под любым другим именем итальянский мафиози, на счету которого до 50 убийств.
Дон Мурильо («Вистерия Лодж»)
На самом деле «Вистерия Лодж» состоит из двух частей одного рассказа. Вначале он известен только как Хендерсон, богатый иммигрант. В ходе расследования убийства другого иммигранта раскрывается истинная личность Хендерсона – «Тигр из Сан-Педро», а также его печально известное прошлое как одного из самых жестоких и деспотичных диктаторов Центральной Америки до его свержения. Это ещё один человек, которому удаётся избежать привлечения Холмса к ответственности, вырвавшись из лап британского закона всего на несколько минут. Однако Ватсон сообщает, что спустя шесть месяцев правосудие наконец настигло Тигра от рук его врагов в Мадриде.
Доктор Леон Стерндейл («Нога дьявола»)
Доктор Стерндейл присоединяется к удивительно большому списку известных или признавшихся преступников, которых Шерлок Холмс осуждает как жюри присяжных и объявляет невиновными по причине оправдания. Стерндейл открыто признается в том, что стал причиной ужасной смерти Мортимера Трегенниса, но когда Холмс узнает, что Мортимера заставили умереть точно в таком же ужасе, в каком он сам убил, среди прочих, женщину, которую любил Стерндейл, Холмс тронут. Был бы он так же тронут, если бы Стерндейл не был также уважаемым исследователем Африки и искателем приключений?
«His Last Bow: Some Reminiscences of Sherlock Holmes» – один из последних рассказов о Шерлоке Холмсе. Написанный сэром Артуром Конан Дойлом в 1917 году, он представляет собой сборник некоторых ранее опубликованных рассказов с титульным рассказом «Его прощальный поклон», где Холмс выступает в качестве шпиона, а не консультирующего детектива, что является его рабочим титулом.
Общим мотивом всех этих рассказов является некая международная связь. Либо герои – иностранцы, либо они отправляются в чужие страны, либо действие происходит в чужой стране. В «Его последнем поклоне» Холмс играет роль шпиона под прикрытием в британской разведке, переигрывая немецкого шпиона. Это было сделано в первую очередь для поднятия боевого духа британского населения во время Первой мировой войны.
В этих рассказах также присутствует общий мотив описания Холмса в серых тонах. Он умён, но совершенно не чувствителен к человеческим эмоциям. Он эгоистичен, высокого мнения о себе, процветает среди преступлений, поскольку это даёт ему занятие для ума. Он рассматривает преступление как возможность, а не как трагедию. В одном из моментов «Приключения в красном круге» он говорит: “Это искусство ради искусства, Ватсон”. В итоге, раскрытие преступлений для него – это искусство, это головоломка со слегка зловещими результатами.
- Книга «Архив Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Долина страха» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Собака Баскервилей», краткое содержание
- «Возвращение Шерлока Холмса», краткое содержание
- «Этюд в багровых тонах» сэра Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Мемуары Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- Большой сюрприз ожидает поклонников творчества Артура Конан Дойла
Комментирование недоступно Почему?