«Джонни взял ружьё» Далтона Трамбо, краткое содержание читать ~5 мин.
«Джонни взял ружье» – знаменитый антивоенный роман, написанный в 1938 году американским писателем Далтоном Трамбо. Главный герой романа – Джо Бонэм, американский солдат времён Первой мировой войны. Проснувшись, Джо обнаруживает, что находится в госпитале, раненный снарядом.Постепенно к нему приходит осознание того, что он потерял руки и ноги. Затем он понимает, что он также глухой, слепой и немой.
Поначалу растерявшись, Джо удаётся сохранить рассудок, научившись определять время по ощущениям на коже. Он также пытается общаться, ударяя головой о подушку, чтобы произносить сообщения азбукой Морзе. Когда медсестра наконец видит, что он делает, Джо думает, что спасён. Однако власти отклоняют его просьбу о том, чтобы его вывели на улицу и показали публике. Джо понимает, что их отказ связан с тем, что они не хотят, чтобы его увидела общественность, потому что боятся, что его состояние оттолкнёт других от участия в следующей войне.
Роман «Джонни взял ружье» получил Национальную книжную премию в 1939 году, а затем был адаптирован в фильм в 1971 году, режиссёром и сценаристом которого выступил сам Далтон Трамбо.
Роман «Джонни взял ружье» состоит из двух книг и двадцати глав. В главах 1-6 Джо Бонэм, главный герой романа, во время работы в пекарне в Лос-Анджелесе слышит телефонный звонок. Ответив на звонок, он узнаёт, что его отец умер, и Джо возвращается в семейный дом. Однако, когда он продолжает слышать телефонный звонок, он понимает, что это воспоминание, которое он пережил заново. На самом деле Джо – американский солдат времён Первой мировой войны – находится в госпитале после ранения разорвавшимся снарядом.
Джо теряет сознание и понимает, что у него нет рук, потому что они были ампутированы. Почувствовав, что его тело разбалансировано, он понимает, что его ноги также ампутированы. Когда он пытается закричать от шока, то обнаруживает, что не может этого сделать, потому что у него нет ни рта, ни челюстей. Постепенно по ощущениям в том, что осталось от его лица, он понимает, что он потерял оба глаза и теперь он слеп.
В главах 6-10 Джо, теперь уже полностью осознавший себя, оценивает свои травмы. Он удивляется, как они не убили его, и замечает напряжение на лице, которое, как он понимает, вызвано прикреплённой к нему маской. Он также чувствует небольшую незажившую рану на боку и считает, что по нему ползёт крыса и поедает его плоть.
После того как его разбудила медсестра, Джо понимает, что крыса была лишь сном. Однако он беспокоится, что этот сон повторится. Поэтому Джо пытается придумать, как различать состояния сна и пробуждаться от них. В качестве способа достижения этой цели он выбирает концентрацию на активной мысли. Джо размышляет о войне и её причинах. Он утверждает, что заявленные идеалы, используемые для её оправдания – такие как свобода, демократия и честь – никогда не уточняются людьми, стоящими у власти, или являются лишь субъективными, и поэтому существуют как пустая риторика. Более того, ни одна из этих ценностей не стоит того, чтобы за неё отдавать жизнь.
В главах 11-14 Джо сосредотачивается на важности учёта времени, чтобы он мог найти себя в общем мире с другими людьми. Сначала он пытается делать это, считая секунды, минуты и часы между визитами медсестёр. Он обнаруживает, что при таком методе слишком легко сбиться со счета. Вместо этого он использует оставшиеся ощущения в коже на шее, которые могут отличить горячее от холодного. Таким образом, Джо может, оценивая изменения температуры, определить время восхода солнца. На основе этой вновь обретённой способности отслеживать время Джо может построить своё собственное представление о проходящих месяцах и временах года.
На четвёртый год пребывания в больнице Джо чувствует вибрацию, когда в его палату входят пять человек. Они прижимают что-то тяжёлое к его груди. Джо понимает, что это медаль, а посетители – генералы. Однако из этой встречи он понял, что может использовать вибрации для общения, постукивая спиной о свою кровать в качестве азбуки Морзе. К сожалению, никто из навещающих его медсестёр не понимает, что он пытается сделать.
В главах 15-20 Джо узнает, что у него новая дневная медсестра, по различным вибрациям, которые он ощущает при её приближении. Она пальцами выводит на его коже надпись «Счастливого Рождества». В надежде, что она сможет понять, что он делает, он аккуратно выводит «S.O.S.». Медсестра замечает, что он пытается ей что-то сказать, и в конце концов понимает, что Джо выстукивает азбуку Морзе.
Медсестра бежит за человеком, который понимает этот код. Этот человек спрашивает Джо, чего он хочет. Джо объясняет, что хочет, чтобы его вывели на улицу, чтобы он был среди людей, а не в больнице. Однако человек отвечает, что эта просьба противоречит правилам.
Джо чувствует себя жестоко преданным и оказывается под действием наркотика, когда пытается вымолвить слова мольбы о том, чтобы они передумали. Наркотик вызывает в Джо видение себя как Христа с вестью о грядущей новой войне. В этот момент Джо понимает причину, по которой его не выпускают: Власти планируют новую войну и не хотят, чтобы его вид отговаривал других людей от участия в ней.
- «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла, краткое содержание
- «Деньги на обед» Эндрю Клементса, краткое содержание
- «Покажи мне знак» Энн Клэр Лезотт, краткое содержание
- «Семнадцать слогов» Хисае Ямамото, краткое содержание
- «Просто христианство» Клайва Льюиса, краткое содержание
- «Родной сын» Ричарда Райта, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?