«Этюд в багровых тонах» сэра Артура Конан Дойла, краткое содержание читать ~17 мин.
Роман «Этюд в багровых тонах» был написан в 1886 году и опубликован Артуром Конан Дойлом в журнале «Beeton’s Christmas Annual» в 1887 году. Дойл трижды получал отказ от издателей; наконец, в 1886 году «Уорд, Лок и компания» приняла его, но с оговоркой, что публикация будет отложена до следующего года, поскольку рынок наводнён «дешёвой беллетристикой». Это был первый из рассказов Дойла о Шерлоке Холмсе и лишь один из четырёх полнометражных романов с его участием. Название произведения происходит от строки из романа, где Холмс описывает дело: “Сквозь бесцветный клубок жизни тянется алая нить убийства, и наш долг – распутать её, изолировать и разоблачить каждый дюйм”.
Это произведение считается одним из первых (или даже первым) детективным романом. Интересно, что «Этюд в багровых тонах» был лишь слегка популярен при первоначальном издании. Популярность к нему пришла, когда Дойл опубликовал несколько рассказов о Шерлоке Холмсе в журнале Strand Magazine в 1891 году.
В романе присутствуют многие черты характера и элементы сюжета, которые будут наблюдаться в более поздних рассказах о Холмсе. Холмс показан как блестящий и эксцентричный человек, чей успех в раскрытии преступлений обусловлен его способностями к наблюдению и дедуктивным рассуждениям. Ватсон – его верный и постоянный компаньон, который ведёт повествование и является универсальным человеком для читателя. В его произведениях встречаются конкретные аллюзии на события и напряжённость эпохи, в которую писал Дойл, а также ссылки на других популярных писателей, философов и музыкантов. Политические проблемы часто были центральными элементами сюжета.
У персонажа Холмса не было особых предшественников в творчестве Дойла, кроме гуру Рам Сингха из «Тайны Клумбера», написанной в 1883 году, хотя было несколько литературных предшественников и современников, которые оказали влияние на создание этого необычного персонажа. Дойл работал над поиском наилучшего типа рассказчика для своих историй до «Этюд в багровых тонах» и отверг несколько идей, пока не пришёл к своему доктору Джону Ватсону, созданному по образцу реального доктора П.Х. Ватсона.
Этот доктор Ватсон, хирург Королевского лазарета в Эдинбурге, опубликовал несколько статей о своих путешествиях и исследованиях, которые читал Дойл. Некролог Дойла, написанный в 1930 году, подытожил открытие Дойла о том, как писать его рассказы: “(он) пришёл к идее детектива-любителя, который должен применять методы Джозефа Белла для разгадывания тайн, с чем-то вроде медицинского Босуэлла в качестве шоумена”.
Этот роман известен своей очень острой и явной атакой на организованную религию. Святые последних дней – злодеи, причём очень пагубные. Многие характеристики мормонов, описанные Дойлом, являются сенсационными и преувеличенными, и в адрес книги прозвучало несколько критических замечаний от прошлых и современных рецензентов. Неизвестно, признал ли Дойл свою вину в предвзятом отношении к мормонам, но это не помешало некоторым школьным советам возражать против включения книги в списки для чтения (в 2011 году она была исключена из списка для чтения в США в штате Вирджиния для учащихся 6-го класса и перемещена в список для 10-го класса).
Роман «Этюд в багровых тонах» был несколько раз адаптирован для экранизации, первый раз – в 1914 году в виде немого фильма. Этот фильм утрачен, так как был снят очень плохо. Была снята и вторая немая версия, но и она была также утеряна. В 1933 году был снят ещё один фильм, но так как у него были права только на название, почти не было узнаваемости сюжетных элементов из романа. В 1968 году во втором сезоне сериала BBC «Шерлок Холмс» была сделана теле-адаптация. Была также удачная советская экранизация, была анимационная версия, сценическая постановка, графический роман и различные радиоверсии. В других адаптациях используется часть романа, например, встреча Ватсона и Холмса. В первом эпизоде сериала «Шерлок» на BBC герои Холмса и Ватсона действуют в 21 веке; сюжет более или менее совпадает с романом, но некоторые элементы изменены, чтобы отразить технологические, социальные и политические изменения в обществе.
Сюжет
Роман начинается с того, что доктор Джон Ватсон, рассказчик, поселяется в Лондоне, чтобы оправиться от ранения и болезни, которые он получил, работая военным врачом во время Второй афганской войны. Однажды в баре он сталкивается со своим знакомым Стэмфордом. Ватсон признаётся своему другу, что ему нужно новое жилье, так как прежнее слишком дорого. Стэмфорд отвечает, что другой его друг тоже выразил такое желание, и отводит Ватсона в университетскую лабораторию, где его друг – Шерлок Холмс – работает над экспериментом.
Стэмфорд сообщает некоторую справочную информацию о Холмсе, например, что его настоящая профессия неизвестна, что он эксцентричен и гениален, а его знания специализированы, но разнообразны. Обсудив свои личные идиосинкразии, Холмс и Ватсон решают жить вместе. Ватсон наблюдает за загадочным Холмсом и отмечает его странное поведение и интересы. Совместное проживание оказывается приятным для обоих мужчин.
Однажды утром Ватсон замечает статью об искусстве дедукции, основанном на наблюдении. Мельчайшая деталь может дать множество информации. Ватсон насмехается над этой теорией, но с удивлением узнает, что автором статьи был Холмс. Холмс объясняет, что он – консультирующий детектив; его способности к рациональному, обоснованному наблюдению и дедукции позволяют ему помогать клиентам и даже раскрывать преступления. Он сетует, что в последнее время было очень мало хороших дел.
Однако вскоре ему выпадает хороший случай, когда детектив Скотланд-Ярда Грегсон просит его помочь ему раскрыть преступление, совершенное совсем недавно. Холмс просит Ватсона сопровождать его, и они отправляются в пустой дом в одном из районов Лондона. Там они наблюдают место преступления: отпечатки такси на улице и следы ног во дворе, в комнате лежит труп человека, который был отравлен, но не ограблен, а на стене кровью написано слово RACHE (немецкое слово, означающее месть). Обручальное кольцо женщины падает с тела, когда его поднимают. Имя убитого – Енох Дреббер, он был из Кливленда. Была записка его секретарю, Джозефу Станжерсону.
В течение следующих нескольких дней Ватсон наблюдал, как все больше кусочков головоломки становится на свои места для Холмса. Он сообщил Ватсону, как на основании своих наблюдений определил возраст и рост убийцы, а также цвет лица. Беседа с констеблем, дежурившим в ту ночь, показала, что пьяный мужчина на улице на самом деле, скорее всего, был убийцей, вернувшимся за кольцом. В середине расследования другой детектив Скотланд-Ярда, занимавшийся этим делом, по имени Лестрейд, которого Холмс уважал, врывается в квартиру Холмса и Ватсона и объявляет, что Стэнжерсон также был убит. Оказалось, что это произошло в результате ножевого ранения, а не от яда. В комнате Стенджерсона лежала коробка с таблетками, которые Холмс определил как способ смерти Дреббера. Получив эту информацию, Холмс с радостью объявляет, что его расследование завершено. Мгновением позже за ним приехал таксист, которого Холмс вызвал. Холмс выдаёт, что этот человек, Джефферсон Хоуп, и есть убийца Дреббера и Стенджерсона. С помощью Ватсона и детективов мужчина был усмирён. На этом первая часть заканчивается.
Вторая часть начинается с яркого описания дикой, изолированной и опасной великой американской пустыни. После смерти своих спутников двое путешественников – высокий и исхудавший Джон Ферьер и его маленькая и милая приёмная дочь Люси – пытались выжить. От голодной смерти их спас огромный караван – Святые последних дней, отправившиеся в путь. Их лидер Бригам Янг разрешил Ферьеру ехать с ними, если он обратится в христианство; тот согласился. Караван продолжил путь в Юту.
В последующие годы население и богатство выбранного мормонами места – Солт-Лейк-Сити – резко возросло. Феррье процветал среди мормонов, но отказывался жениться. Люси росла красивой и независимой. Однажды её спас от смерти в стаде бьющегося скота красивый, одинокий и трудолюбивый охотник/добытчик Джефферсон Хоуп. Они полюбили друг друга, и Феррье разрешил им пожениться, когда Хоуп вернётся из нескольких месяцев путешествия.
Это было неприемлемо для Бригама Янга, который лично посетил Феррье и велел Люси выйти замуж за одного из сыновей старейшин, Еноха Дреббера или Джозефа Станжерсона. Он дал Феррье месяц на то, чтобы она приняла решение. Поведение Янга было типичным для поведения мормонов; когда-то они были гонимыми, но теперь превратились в преследователей. Их община была скрытной, жестокой, контролирующей и исключительной. Ферриер давно ненавидел мормонов и обещал своей дочери, что ей не придётся выходить замуж ни за одного из сыновей и что они смогут сбежать.
Дреббер и Станжерсон нагло посетили дом Феррье, чтобы поговорить с ним о Люси, но он выгнал их. Этот вопиющий акт неуважения усилил слежку и угрозы в адрес Феррье и его дочери. Наконец, в ночь перед окончанием месяца Джефферсон Хоуп явился в их дом посреди ночи, и все трое сбежали в горы. К несчастью, когда Хоуп отправился на охоту за дичью, чтобы накормить голодных беглецов, он вернулся в пустой лагерь – Феррье был убит, а Люси похищена для замужества.
Хоуп вернулся в Солт-Лейк-Сити и узнал, что Люси несколько дней назад вышла замуж за Дреббера. Через месяц она умерла от сердечной тоски. Хоуп поклялся, что всю жизнь будет мстить за убийства (он считал смерть Люси виртуальным убийством). Сняв перед погребением обручальное кольцо с мёртвого пальца, Хоуп бежал из Юты, чтобы разработать план и собрать деньги.
Он разыскал Дреббера и Стенджерсона по всей Европе. Эти два человека входили в отколовшуюся группу мормонов. Они также знали, что Хоуп уже много лет преследует их по пятам, и им всегда удавалось опережать его на шаг. Наконец Хоуп узнал, что они находятся в Лондоне, и привёл в действие свой план по их убийству.
В этот момент повествование возвращается к Холмсу, Ватсону, детективам и их задержанному. Хоуп был доставлен в полицейский участок, но попросил рассказать свою историю, потому что ему не светит ни суд, ни тюрьма. Мужчины узнали, что это произошло потому, что у Хоупа была аневризма аорты, которая могла разорваться в любой день. Ему разрешили закончить своё повествование.
Хоуп рассказал, как он устроился на работу таксистом и выследил Дреббера и Стенджерсона. Однажды ночью он застал Дреббера пьяным и убил его ядом. Он попытался сделать то же самое со Станжерсоном, но был вынужден ударить его ножом в целях самообороны, когда тот сопротивлялся. Несколько дней он оставался за рулём такси, чтобы не вызывать подозрений. На следующий день Хоупа обнаружили мёртвым от аневризмы, на его лице была спокойная улыбка.
Холмс поговорил с Ватсоном о своей способности рассуждать задним числом; этот метод помог ему раскрыть дело. Далее он рассказал о том, как ему удалось выяснить некоторые аспекты дела, в частности, что речь идёт о женщине. Роман заканчивается тем, что Холмс и Ватсон читают газетную статью о завершении расследования; в ней Холмс упоминается только как детектив-любитель, оказавший помощь, но основная заслуга принадлежит Лестрейду и Грегсону.
Список персонажей
Шерлок Холмс
Блестящий и эксцентричный «консультирующий детектив», Холмс – довольно загадочная фигура. Его знания специализированы и в то же время разнообразны. Он талантливый скрипач и химик, хорошо разбирается в сенсационной литературе. Подразумевается, что он причастен к употреблению наркотиков (опиума), хотя прямо об этом никогда не говорится. Его успех в раскрытии преступлений обусловлен его способностью наблюдать и делать выводы на основе метода дедукции. Он склонен к угрюмости и иногда испытывает глубокую депрессию; он также очень уединен.
Доктор Ватсон
Военный врач, получивший ранение во время второй афганской войны. Его отправляют на излечение в Лондон, где он знакомится с Холмсом и становится его соседом по комнате. Он умён, рассудителен, спокоен и непоколебим.
Стэмфорд
Старый военный друг Ватсона, который знакомит Ватсона и Холмса, когда оба упоминают, что ищут соседа по комнате.
Джон Ферриер
Путешественник, направляющийся на Запад, который присоединяется к мормонской вере, когда мормоны во главе с Бригамом Янгом спасают его из пустыни. Приёмный отец Люси Ферьер, он осознает опасность мормонов и пытается бежать из Солт-Лейк-Сити вместе с Люси и Джефферсоном Хоупом.
Люси Ферьер
Красивая и очаровательная приёмная дочь Джона Феррье, Люси влюбляется в чужака и язычника – Джефферсона Хоупа. В конце концов её заставляют выйти замуж за одного из сыновей старейшины, Еноха Дреббера. К сожалению, она умирает через месяц от разрыва сердца.
Енох Дреббер
Сын одного из мормонских старейшин, Дреббер добивается руки Люси Ферьер. Джефферсон Хоуп преследует его до смерти. Его тело находят в заброшенном доме в Лористон Гарденс, положив начало тайне.
Джозеф Станжерсон
Сын одного из мормонских старейшин, Стэнжерсон также претендовал на руку Люси Ферьер, но проиграл Дребберу. В конце концов он стал личным секретарём Дреббера и путешествовал с ним по Европе. Он также был убит мстительным Джефферсоном Хоупом.
Бригам Янг
Харизматичный, властный и жестокий вождь мормонов. Утверждая, что говорит от имени Джозефа Смита, и считая себя пророком, Янг управлял избранными железным кулаком. Он не позволил Люси Ферриер выйти замуж за язычника и послал своих Ангелов-мстителей за Ферриерами, когда они сбежали из Юты.
Инспектор Лестрейд
Детектив Скотланд-Ярда, получающий консультации Холмса по расследованиям. Между ним и Грегсоном существует ожесточённое соперничество.
Грегсон
Детектив Скотланд-Ярда, который не особенно любит Холмса, но считает его лучшим из детективов. Между ним и Лестрейдом существует ожесточённое соперничество.
Джефферсон Хоуп
Молодой, сильный и способный охотник. Он встречает Люси Ферьер, влюбляется в неё и пытается помочь ей и её отцу бежать. Позже Хоуп превращается в одержимого жаждой мести человека, который выслеживает Дреббера и Стенджерсона, двух людей, ответственных за смерть Феррье, в Лондоне. В конце концов он убивает обоих, но через несколько дней после задержания умирает от аневризмы аорты.
Джон Рэнсом
Констебль, дежуривший в ночь убийства; он обнаружил труп Дреббера в пустом доме на Брикстон-роуд.
Мадам Шарпантье
Владелица пансиона, в котором Дреббер и Станжерсон остановились в Лондоне.
Артур Шарпантье
Сын владелицы пансиона, в котором остановились Дреббер и Станжерсон в Лондоне. Поначалу его подозревают в убийстве Дреббера, потому что он угрожал ему за то, что тот развратно разговаривал с Алисой Шарпантье, его сестрой.
Темы
Дедуктивные и абдуктивные рассуждения
Успех Холмса в раскрытии преступлений обусловлен его способностью анализировать мелкие улики и делать из них выводы. Абдуктивные рассуждения – более точный способ описать то, что делает Холмс, поскольку это тип логического вывода из догадок. Рассказ о Шерлоке Холмсе обычно начинается с демонстрации удивительных его способностей. Ватсон поражён тем, что Холмс знает, что он приехал из Афганистана и что человек, выходящий на улицу, – отставной военный. Ещё больше его поражают действия Холмса на месте преступления: он составляет портрет убийцы и просвещает детективов Скотланд-Ярда по нескольким важным составляющим дела. В конце романа Холмс называет свои навыки рассуждениями задом наперёд, а не вперед.
Неэффективность полиции
Хотя Холмс признаёт, что действительно уважает Лестрейда и Грегсона как лучших сыщиков Скотланд-Ярда, в целом официальная правоохранительная система не кажется ему особенно эффективной. Эта тема присутствует во многих других произведениях канона о Шерлоке Холмсе, но своё начало она берет в первом романе, «Этюд в багровых тонах».
Лестрейд и Грегсон делают поспешные выводы и ошибочные предположения. Кроме того, они приходят с предубеждениями, обвиняют в преступлении не того человека и упускают нюансы места преступления. Они часто пренебрежительно и ревниво относятся к Холмсу – их собственная гордость иногда мешает им признать, что Холмс на самом деле гораздо лучше справляется со своей работой, чем они.
Констебль Джон Рэнсом, который обнаружил тело Дреббера в доме, совершенно не замечает, что пьяный мужчина на улице – это Джефферсон Хоуп, убийца. Холмс не терпит ограниченности своих способностей. Таким образом, этот роман демонстрирует, что острый ум и уникальные способности Холмса возвышают его над обычными полицейскими.
Опасности организованной религии
Артур Конан Дойл воспитывался в католической семье, но со временем решил оставить эту веру. Позже в жизни он погрузился в спиритизм. Он никогда не был поклонником организованной религии, что очень заметно в этом произведении. Мормоны – ужасающие злодеи. Их лидер Бригам Янг – молодой и вспыльчивый, обладающий высокомерием и властностью. Банда данитов, или ангелы-мстители, терроризируют всех, кто не согласен с вероучением.
Вера характеризуется скрытностью, угнетением, коррупцией, взяточничеством, лицемерием и насилием. Каждому, кого считают богохульником, грозит смерть или таинственное исчезновение. Ходят слухи об убитых иммигрантах и похищенных женщинах. Дойл предполагает, что организованная религия подавляет независимость, самостоятельность и свободу мысли. Те, кого преследовали, легко могут обратиться к преследованию тех, кто, по их мнению, угрожает им.
Месть
В конце концов Шерлок Холмс приходит к выводу, что убийцей Дреббера и Стенджерсона движет либо политика, либо любовь. Действительно, Джефферсоном Хоупом движет любовь, но более подходящий способ охарактеризовать его мотивацию – месть. Будучи одиноким, замкнутым, сильным и независимым человеком, он плохо воспринимает судьбу Люси и Джона Ферье. Он решает, что посвятит свою жизнь тому, чтобы предать их убийц правосудию. Страсть к мести движет им на протяжении десятилетий. Ничто, включая отсутствие денег или информации о местонахождении выбранных им жертв, или необходимость объехать всю Европу в погоне за ними, не остановит его. Он называет себя судьёй, присяжным и палачом. Он не верит, что Бог или закон смогут привлечь людей к ответственности за их действия. Это желание отомстить почти первобытно, оно всепоглощающее и, скорее всего, непосредственно приводит к смертельной аневризме аорты у Хоупа.
Модернизм
Действие рассказов о Шерлоке Холмсе происходит в историческую эпоху, характеризующуюся рационализацией, бюрократией и научным прогрессом. Теория эволюции Дарвина недавно стала представлять собой серьёзную угрозу господству религиозной логики. Промышленная революция навсегда изменила то, как британцы жили и работали. Бум населения и сопутствующее ему неравенство между богатыми и бедными были важными аспектами того времени.
Развитие технологий проникло в криминалистику, и именно здесь Холмс утверждает своё главенствующее положение. Он впервые разрабатывает новый метод анализа крови и часто работает в лаборатории над другими экспериментами. Его метод раскрытия преступлений основан на разуме и рациональности. Он использует свои глаза и интеллект, чтобы получить доказательства из того, что он наблюдает. Его метод упорядочен и прагматичен, подчёркивая тем самым, что дедуктивное рассуждение считается наиболее эффективным способом принятия решений и суждений в обществе в целом.
Криминалистика
Шерлок Холмс занимается криминалистикой ещё до того, как она стала широко распространённой дисциплиной. О нём часто говорят как о человеке, оказавшем большое влияние на учёных-криминалистов. В этом романе он впервые открывается Ватсону и читателю во время напряжённой работы в своей лаборатории над анализом крови. Он говорит об анализе капли воды, чтобы определить её происхождение. Он смотрит на следы ног и табачный пепел, чтобы сделать выводы. Он нюхает рот покойного на предмет яда. В других работах он использует лупу и микроскоп. Он изучает документы и проводит баллистическую экспертизу. Эти романы поднимают искусство раскрытия преступлений на новую высоту, делая акцент на науке как способе раскрытия преступления и установления личности преступника.
Дружба
Шерлок Холмс и доктор Джон Ватсон имеют одну из самых известных дружеских связей в литературе. Этот роман рассказывает об их первой встрече и закладывает основу для их дальнейшего общения на протяжении десятка рассказов о Шерлоке Холмсе. Их отношения успешны благодаря взаимному уважению и интеллектуальной совместимости, а также взаимодополняющим личностям.
Холмс эксцентричен, Ватсон стабилен и сдержан. Холмс непостоянен, Ватсон спокоен. Холмсу нужна аудитория, Ватсон предпочитает изучать человечество. Их пороки и недостатки не мешают им легко жить вместе. Их также объединяет интерес к музыке. Ватсон – восхитительный и способный помощник Холмса в его расследованиях, служащий эффективным летописцем. Из-за своей эксцентричности Холмс не имеет много друзей, и Ватсон практически одинок в Лондоне. Их решение снимать комнаты вместе положило начало их знаменитой дружбе.
- «Мемуары Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Повествование Артура Гордона Пима из Нантакета» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Возвращение Шерлока Холмса», краткое содержание
- «Собака Баскервилей», краткое содержание
- «Долина страха» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- Книга «Архив Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Его прощальный поклон» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- Большой сюрприз ожидает поклонников творчества Артура Конан Дойла
Комментирование недоступно Почему?