«Надвигается беда» Рэя Брэдбери, краткое содержание читать ~30 мин.
«Надвигается беда» («Something Wicked This Way Comes») – одно из самых популярных произведений Рэя Брэдбери. В нём рассказывается история двух друзей, Джима Найтшейда и Уилла Хэллоуэя, которым по тринадцать лет и которые мечтают стать старше. Таким образом, повесть рассматривает темы взросления и старения, концентрируясь на промежутке между детством и взрослой жизнью. В книге также рассказывается об отце Уилла, Чарльзе, который чувствует себя старым и хочет снова стать молодым, тем самым обращая вспять желание младшей пары. Их переживания по поводу старения и взрослой жизни разворачиваются на фоне таинственного карнавала, который приезжает в их городок.
Роман «Надвигается беда» легче всего описать как историю ужасов, наполненную монстрами и саспенсом, хотя он затрагивает и более традиционно «литературные» темы, такие как детство и невинность. В своей основе роман – это история о взрослении и принятии себя таким, какой ты есть. Эта «серьёзная» сторона книги вытекает из её личного происхождения: на её страницах много воспоминаний о детстве самого Брэдбери, а город, в котором происходит действие романа, вымышленный Зелёный городок, штат Иллинойс, создан по образцу дома детства самого Брэдбери – города Уокеган, штат Иллинойс. Во многих отношениях «Надвигается беда» можно рассматривать как роман-компаньон к более лёгкому «Вину из одуванчиков», в котором рассказывается история двух молодых парней в течение волшебного и идиллического лета.
В кратком «Послесловии» Брэдбери объясняет происхождение романа. В 1950 году, сразу после публикации «Марсианских хроник», Брэдбери ужинал с актёром и певцом Джином Келли, звездой фильма «Поющие под дождём». Несколько лет спустя Джин пригласил автора на частный показ фильма «Приглашение на танец». Эти события пробудили в Брэдбери желание поработать с Келли над фильмом. Брэдбери порылся в своих файлах и нашёл неопубликованный десятистраничный рассказ под названием «Чёрный Феррис», о двух мальчиках на ночном карнавале. В течение следующих нескольких недель Брэдбери переработал рассказ в полнометражный сценарий под названием «Тёмный карнавал». Он отправил его Джину, который безуспешно пытался договориться о финансировании картины. Следующие пять лет Брэдбери посвятил написанию романа «Надвигается беда» по сценарию «Тёмного карнавала».
В российском прокате снятый в 1983 году фильм по сценарию Рэя Брэдбери называется «Именно так зло и приходит» или «Что-то страшное грядёт».
Название романа происходит от замечания «странных сестёр» в шекспировском «Макбете»: “By the pricking of my thumbs, Something wicked this way comes”. В 1983 году по роману был снят диснеевский фильм с Джонатаном Прайсом в роли Мистера Дарка, Пэм Гриер в роли Пыльной Ведьмы и Джейсоном Робардсом в роли Чарльза Хэллоуэя.
Сюжет
Уилл Хэллоуэй и Джим Найтшейд, два тринадцатилетних мальчика, родившиеся с разницей в две минуты (Уилл – за минуту до полуночи 30 октября, Джим – через минуту после полуночи 31 октября), лежат на траве возле своих домов. Уилл осторожен и невинен; Джим мрачен, импульсивен и считает, что должен знать все. Вдалеке разражается гроза, и Том Фьюри, странствующий продавец громоотводов, дарит мальчикам громоотвод и предсказывает, что дом Джима будет поражён этой ночью. Уилл убеждает Джима установить громоотвод на его крыше.
Мальчики отправляются в библиотеку, где отец Уилла, Чарльз Хэллоуэй, работает уборщиком. Ему 54 года, и он озабочен тем, что считает своей старостью. Его отношения с сыном неловкие. И Чарльз, и мальчики замечают рекламу «Шоу теней Кугера и Дарка ‘Пандемониум’» и отмечают, что это странно, что карнавал приезжает в город осенью. Они также замечают вывеску с рекламой «Самой красивой женщины в мире». Однако все, что они видят, – это глыба льда с пустым пространством посередине размером с человека.
В тот вечер Уилл подслушивает разговор своих родителей о нем: Чарльз говорит, что Уилл заставляет его чувствовать себя старым. Засыпая, Уилл слышит, как его отец уходит из дома в библиотеку. Джим тем временем сидит в своей комнате и размышляет о том, чтобы убрать громоотвод из своего дома, чтобы посмотреть, что произойдёт. На другом конце города Том Фьюри проходит мимо витрины магазина и видит красивую женщину, застывшую в глыбе льда. Он размышляет, сможет ли он растопить её теплом своих рук.
В три часа ночи мальчики просыпаются от далёкого звука поезда. Выглянув в окна, они видят поезд, который кажется невероятно старым, времён Гражданской войны. Мальчики бросаются ему навстречу. Играет каллиопа, но за клавишами никого нет. Поезд издаёт свисток, который звучит как предсмертный вопль тысяч людей одновременно. Поезд останавливается на лугу, и, как по волшебству, зловеще собирается цирк. Мальчики бегут домой. Чарльз находится в библиотеке и видит, как они пробегают мимо. Идя домой, он смотрит в окно, где когда-то лежала глыба льда. Все, что осталось, – это лужа воды.
Утром мальчики возвращаются на луг и обнаруживают, что там проходит обычный карнавал. Они сталкиваются со своей учительницей, мисс Фоули. Она ищет своего племянника Роберта, который гостит у неё несколько дней. Они оба вспоминают, что от Зеркального лабиринта у них мурашки по коже. Мисс Фоули входит в Лабиринт, и вскоре мальчики слышат её крик о помощи. Они бросаются внутрь и вытаскивают её за руку, похожую на руку старухи. Она рассказывает мальчикам, что внутри увидела маленькую девочку, похожую на неё саму, когда она была моложе. Девочка выглядела так, будто тонула в зеркалах.
В сумерках Джим исчезает. Уилл идёт к Зеркальному лабиринту, и Джим оказывается там. Уилл вытаскивает его. Джим заворожён тем, что он увидел, но не хочет говорить Уиллу, что это было. По дороге домой они спотыкаются о сумку-молниеотвод Тома Фьюри. Тома нигде не видно. Джиму нужно узнать больше о карнавале. Ребята подходят к карусели, которая прикована цепью с табличкой «не работает». Когда Джим садится на неё, крупный мужчина с рыжими волосами, мистер Кугер, оттаскивает его. На помощь Джиму приходит второй мужчина, мистер Дарк, у которого по всему телу татуировки. Мистер Дарк вручает мальчикам визитную карточку, которая волшебным образом меняет цвет. Джим и Уилл предлагают вымышленные имена. «Шоу окончено», – говорит мистер Дарк и велит ребятам бежать домой ужинать.
Вместо этого Джим прячется на ближайшем дереве, а Уилл неохотно следует за ним. Мистер Кугер садится на карусель и катается на ней задом наперёд около тридцати раз. Когда он слезает, то выглядит на тридцать лет моложе, мальчику около двенадцати лет. Мальчики следуют за юным мистером Кугером и оказываются у дома мисс Фоули. Они звонят в колокольчик, но решают не предупреждать её, пока не убедятся.
Мисс Фоули говорит о молодом мистере Кугере так, как будто он её племянник Роберт. Они решают позвонить мисс Фоули и предупредить её, когда вернутся домой, но по возвращении их наказывают за опоздание и отправляют немедленно спать. Лёжа в постели, Уилл узнает в мелодии карусели «Похоронный марш» Шопена.
Позже той же ночью Уилл видит, как Джим крадётся через окно. Уилл следует за ним и снова оказывается в доме мисс Фоули. Джим подзывает к окну мистера Роберта Кугера. Уилл понимает, что Джим хочет прокатиться на карусели вперёд, чтобы стать старше. Два мальчика начинают драться. Роберт появляется в окне наверху и сбрасывает украшения мисс Фоули на лужайку, подставляя их под ограбление. Роберт кричит, чтобы вызвали полицию, а затем бежит по улице. Уилл и Джим следуют за ним.
Они следуют за мистером Кугером к карусели. Мальчики пытаются остановить его, чтобы он не поехал вперёд, с помощью рычагов управления, но они ломаются, и карусель выходит из-под контроля. Когда она наконец останавливается, мистер Кугер оказывается двухсотлетней мумией. Они убегают и вызывают полицию. Когда они возвращаются, мистера Кугера там уже нет.
Затем они входят в палатку, а мумия находится в углу, сидя на стуле и выглядит мёртвой. Мистер Дарк говорит им, что это всего лишь их новейший карнавальный аттракцион «Мистер Электрико». Он щёлкает выключателем, и 100 000 вольт электричества проходят через тело мистера Кугера. Он оживает и медленно начинает говорить, желая обоим мальчикам «короткой и печальной жизни». Полицейские смеются, а мальчики убегают. Тем временем мисс Фоули звонит в полицию и сообщает, что Уилл и Джим пытались ограбить её дом.
Мальчиков высаживают возле полицейского участка и они слышат, как мисс Фоули и Чарльз разговаривают с полицией. Уилл принимает мудрое решение сдать себя и Джима полиции. Вернувшись домой, Уилл и его отец ведут задушевный разговор о жизни, смерти и счастье. Уилл говорит отцу держаться подальше от карнавала, а затем показывает отцу лестницу, которую он спрятал сбоку дома, и оба поднимаются по ней в комнату Уилла, Чарльз снова чувствует себя почти молодым.
Проснувшись через час, Уилл обнаруживает, что Джим убрал громоотвод. Он чувствует снаружи большой воздушный шар, который пилотирует Пыльная Ведьма, карнавальная уродка с зашитыми глазами. Она видит, размахивая руками и пальцами. Она чистит крышу Джима и красит её серебряной краской. Два мальчика смывают крышу из шланга, а затем Уилл преследует воздушный шар и сбивает его стрелой. Он улетает умирать на карнавальную поляну.
На следующее утро мальчики натыкаются на плачущую девочку. В ужасе они понимают, что это мисс Фоули. Она катается на карнавале задом наперёд. Мальчики обещают позвать на помощь, но тут они слышат парад. Это карнавал ищет их в городе. Они убегают, чтобы спрятаться в ливневой канализации вдоль маршрута парада. Позже они возвращаются, но её уже нет. Больше в романе она не появляется.
Чарльз находится в баре, когда появляется мистер Дарк и спрашивает бармена, не видел ли он Уилла и Джима. Чарльз встаёт и тихо уходит. Он идёт прямо над ливневой канализацией, в которой прячутся Уилл и Джим. Он замечает мальчиков, но тут к ним подходит мистер Дарк. Чарльз замирает и делает вид, что ничего не замечает. Пыльная ведьма приближается, ощупывая землю пальцами. Кажется, она чувствует мальчиков внизу, но Чарльз пускает ей в лицо дым и начинает громко говорить, отвлекая её. Мистер Дарк уходит вместе с Пыльной ведьмой, а Чарльз говорит мальчикам, чтобы они встретились с ним в библиотеке.
В библиотеке Чарльз просматривает старые газеты и книги о зле. Мальчики приходят и рассказывают Чарльзу обо всем, что произошло за последние несколько дней. Он верит им. Затем Чарльз рассказывает им о своих исследованиях. Мистер Кугер и мистер Дарк управляют одним и тем же карнавалом по меньшей мере сто лет, а возможно, и больше. Дарк говорит ребятам, что, по его мнению, карнавал питается страхами и желаниями людей и существует в той или иной форме уже тысячи лет. В основном карнавал питается страхом смерти. Этот страх вызывает у людей желание прокатиться на карусели. Когда все идёт не так, как они планировали, Мистер Дарк обещает вернуть их в исходное состояние – но только если они отработают неопределённое количество времени в качестве карнавальных уродцев. Затем они слышат, как открывается и закрывается дверь библиотеки, и мальчики убегают и прячутся.
Мистер Дарк предлагает Чарльзу стать моложе, если он расскажет ему, где прячутся мальчики. Чарльза прельщает мысль о том, что он станет моложе, но он отказывается. Мистер Дарк сжимает руку Чарльза и выходит из комнаты, а Чарльз пытается бежать за ним, но чувствует острую боль в груди. Проходя по залам и стеллажам библиотеки, мистер Дарк кричит Уиллу, что его мама каталась на карусели и что теперь она маленькая девочка. Уилл рыдает, и мистер Дарк находит их обоих высоко на полке. Он хватает их и выходит из библиотеки. Снаружи мистер Дарк говорит Пыльной Ведьме, чтобы она вошла и убила мистера Хэллоуэя.
Вернувшись в библиотеку, Чарльз лежит на полу, когда к нему подходит Пыльная Ведьма. Она кладёт свои пальцы ему на грудь, и он чувствует, как его сердце начинает замедляться. В тот момент, когда оно вот-вот остановится, на его лице появляется улыбка, и он начинает хихикать. Он смеётся над кажущейся бессмысленностью жизни и неважностью смерти, смеётся над нелепым образом Пыльной Ведьмы, стоящей над ним и «щекочущей» воздух. Пыльная ведьма отшатывается от смеха, словно обожжённая, и убегает.
Мальчики попадают под чары мистера Дарка и делают то, что он им говорит. Он ведёт их через зеркальный лабиринт и в музей восковых фигур, где они стоят, как восковые статуи. Через несколько минут за ними следует Чарльз.
Мистер Дарк говорит оставшимся посетителям карнавала, что сейчас он покажет удивительный фокус с волшебной пулей. Он просит добровольцев из числа зрителей. К нему подходит Пыльная Ведьма и говорит, что Чарльз не умер, и чтобы он отменил фокус. Мистер Дарк уже собирается выполнить просьбу, когда появляется Чарльз и, выпрыгнув на сцену, вызывает добровольца. Нехотя мистер Дарк продолжает. Чарльз говорит зрителям, что ему нужен кто-то, кто поможет ему держать пистолет, так как его рука сильно ранена. Он зовёт своего сына, и вскоре все зрители делают то же самое. Появляется Уилл, все ещё находящийся под действием заклинания, но он поднимается на сцену.
Мистер Дарк даёт Чарльзу пулю и говорит, чтобы он пометил её своими инициалами. Вместо этого он пометил её полумесяцем. Он подстрекает толпу к приступам смеха, что освобождает Уилла от чар мистера Дарка. Чарльз знает, как работает трюк с волшебной пулей, и когда настоящая металлическая пуля заменяется восковой, он вынимает её из пистолета и снова помечается улыбкой. Он направляет пистолет на Пыльную ведьму и стреляет. Восковая пуля, как и ожидалось, плавится в стволе, но Пыльная Ведьма падает на землю мёртвой.
Джим все ещё находится в музее восковых фигур, и Чарльз с Уиллом бегут через зеркальный лабиринт, чтобы найти его. Однако вскоре Чарльз видит себя в бесконечных отражениях, каждое из которых старше другого. Свет гаснет. Чарльз в отчаянии и хочет, чтобы свет не гас, чтобы не видеть отражения, но Уилл зажигает спичку и говорит отцу, что любит его. Чарльз смотрит прямо в своё отражение и разражается невероятным смехом. Зеркала разбиваются. Однако они все ещё не могут найти Джима.
Они идут к карусели. По пути они видят группу карнавальных уродов, которые несут мистера Электрико (мистера Кугера). Что-то пугает их. Они роняют его, и он растворяется в облаке пыли. Уилл и Чарльз замечают, как Джим, все ещё частично находящийся под чарами мистера Дарка, идёт к карусели, которая движется вперёд. Джим колеблется, а затем хватается за неё одной рукой. Уилл подбегает, чтобы попытаться оторвать его, но промахивается, и Джим делает один оборот вокруг карусели. Уилл хватает Джима, когда тот делает оборот, но каким-то образом они оба оказываются на карусели. Они проезжают ещё пол-оборота, прежде чем Уиллу удаётся сбросить себя и своего друга. Джим постарел на полтора года, а Уилл – на шесть месяцев.
Джим не двигается, кажется, что он умер. Чарльз и Уилл собираются заняться им, когда к Чарльзу подходит маленький мальчик. Он говорит, что мистер Дарк преследует его, и начинает уводить Чарльза. Но Чарльз хватает мальчика и задирает его рубашку, обнажая татуированное тело мистера Дарка. Чарльз обнимает мальчика, чтобы лишить его страха, необходимого для выживания. Мистер Дарк замертво падает на землю.
Джим по-прежнему не двигается. Уилл плачет, но Чарльз говорит сыну, чтобы тот смеялся. Это занимает некоторое время, но в конце концов ему удаётся, и этот смех возвращает Джима в сознание. Теперь все трое смеются и танцуют, и они бегут к железной дороге. Чарльз чувствует небольшую боль в груди, но не обращает на неё внимания и мчится вместе с мальчиками. Затем они вместе идут в город.
Список персонажей
Джим Найтшейд
Джим родился через минуту после полуночи 31 октября (Хэллоуин). В начале романа ему тринадцать лет. Из двух друзей в книге Джим мрачный, задумчивый, более импульсивный и нетерпеливый, чем Уилл. Он хочет все знать и одержим идеей взросления. Карусель с её способностью делать людей старше, таким образом, имеет особое влияние на Джима на протяжении всего романа.
В кульминации романа он совершает полтора оборота карусели, старея на полтора года. Однако к концу книги Джим начинает принимать свой возраст и ограничения – и радости – которые с ним связаны.
Уилл Хэллоуэй
Уилл родился за минуту до полуночи 30 октября. В начале романа ему также тринадцать лет, он всего на две минуты старше Джима. Из двух мальчиков Уилл более осторожен и невинен. В отличие от Джима, он не чувствует необходимости взрослеть, и карусель его не особенно соблазняет.
В кульминационный момент романа он катается на карусели пол-оборота, старея на полгода. Как и Джим, Уилл меняется на протяжении всей книги. В то время как Джим становится все более и более одержимым карнавалом, Уилл начинает больше утверждаться и проявляет больше мудрости и интеллекта. У него также складываются близкие отношения с отцом, Чарльзом, от которого он поначалу был весьма далек.
Чарльз Хэллоуэй
Чарльз – отец Уилла. Ему пятьдесят четыре года, и он чувствует каждый прожитый год. Уже не тот атлетически сложенный молодой человек, каким он был раньше, в начале романа Чарльз смотрит на своего сына и впадает в депрессию, желая стать тем мальчиком, которым он был когда-то. Как и Джима, его привлекает карнавал и обещание изменить возраст. Однако Чарльз хочет прокатиться на карусели задом наперёд. По мере развития сюжета Чарльз устанавливает более близкие отношения со своим сыном. Как и Джим, Чарльз тоже начинает примиряться со своим возрастом к концу романа.
Том Фьюри (Карлик)
Том Фьюри – продавец осветительных приборов в первой главе. Он дарит мальчикам бесплатный громоотвод, потому что беспокоится об их безопасности. Он также появляется на короткое время позже в романе, как раз перед тем, как в город приезжает карнавал. Позже он вновь появляется в образе Карлика, безумного существа, очевидно, превращённого карнавалом за какой-то проступок, хотя точная причина его изменения неясна.
Мисс Фоули
Мисс Фоули – школьная учительница мальчиков. Как и Чарльз, мисс Фоули жаждет стать моложе, и её привлекает меняющая возраст сила карнавала. Ее племянник, Роберт, живёт в её доме в течение недели, хотя Роберт оказывается не кем иным, как переодетым мистером Кугером. В итоге мисс Фоули катается на карусели задом наперёд, пока не становится маленькой девочкой. Мальчики находят её рыдающей под деревом и обещают помочь ей, но когда они возвращаются, её уже нет. Больше она не появляется до конца романа.
Мистер Дарк
Мистер Дарк – вместе с мистером Кугером – является владельцем карнавала. Он живёт уже несметное количество лет, возглавляя карнавалы по всей стране. Он катается на карусели, чтобы сохранить молодость. Его карнавал питается страхами и желаниями других людей, и, будучи лидером карнавала, мистер Дарк, как можно представить, делает то же самое.
Его тело покрыто татуировками, которые извиваются и танцуют, когда он напрягает мышцы; поэтому он также известен как «Иллюстрированный человек».
Когда мальчики узнают злую тайну карнавала, он выслеживает и похищает их. В кульминационный момент романа он делает себя моложе на карусели и подходит к Чарльзу как мальчик. Когда Чарльз обнаруживает этот обман, он обнимает теперь уже юного мистера Дарка, «морит» его голодом, лишая страха и желаний, необходимых ему для выживания, и таким образом убивает его.
Мистер Кугер (Роберт, Мистер Электрико)
Мистер Кугер – совладелец тёмного карнавала. Мальчики прячутся на дереве, когда он садится на карусель и едет назад, превращаясь в двенадцатилетнего мальчика. Они следуют за ним в дом мисс Фоули, где он маскируется под её племянника Роберта. Он выдаёт Джима и Уилла за грабителей, а затем бежит обратно к карусели, чтобы стать старше. Пока он катается на карусели, мальчики берут управление на себя и старят его, пока он не превращается в сморщенную мумию. Мальчики думают, что мистер Кугер умер, но мистер Дарк воскрешает его с помощью разряда в 100 000 вольт и называет его «мистер Электрико». В конце истории мумифицированный мистер Кугер превращается в облако пыли.
Пыльная ведьма
Пыльная ведьма играет самую заметную роль среди всех участников карнавала. Ее глаза зашиты, но она может «видеть», размахивая руками и пальцами, ощущая не только препятствия, но и эмоции. Она пилотирует воздушный шар, чтобы пометить дом Джима Найтшейда в интересах Мистера Дарка, а также посылается Мистером Дарком в неудачной попытке убить Чарльза. В конце концов она погибает во время исполнения «трюка с волшебной пулей», когда Чарльз отмечает восковую пулю рисунком своей улыбки и убивает её ею.
Темы
Принятие
Принятие – одна из двух основных тем романа. Большая часть повествования непосредственно вращается вокруг этой центральной темы принятия жизни такой, какая она есть, без попыток изменить её, и это играет ключевую роль в кульминации романа.
В романе три разных персонажа испытывают трудности с принятием реальности и неизбежности своей жизни: Чарльз, Джим и мисс Фоули. Все трое ведут борьбу со своим возрастом: Чарльз и мисс Фоули чувствуют себя старыми и хотели бы быть моложе; Джим разочарован ограничениями своей молодости и хотел бы быть старше. Никто не может смириться с тем, что возраст – это не то, что можно изменить. Когда появляется карусель, обещающая им контроль над возрастом, все трое испытывают сильное искушение.
Чарльз начинает рассказ с острого сожаления о том, что старость (ему пятьдесят четыре года) лишила его подвижности и энергии. Он мечтает поиграть с сыном в мяч и с завистью смотрит, как Уилл и Джим беззаботно бегают по городу. Эти дни и ощущения Чарльз хочет вернуть. В конце концов, он достигает двух уровней принятия – во-первых, принятия абстрактной идеи смерти, что происходит, когда он смеётся над Пыльной ведьмой, и, во-вторых, принятия процесса старения, что происходит в Зеркальном лабиринте, – которые позволяют ему переступить через свои сожаления и принять свою судьбу.
Мисс Фоули, с другой стороны, не может достичь принятия. Ее желание снова стать молодой приводит к тому, что она катается на карусели задом наперёд, оставляя её грустной и одинокой девочкой. Тогда она соглашается на период каторги в качестве «карнавального уродца» в обмен на помощь. Похоже, что именно так начинали все участники карнавала – как люди, которые не могли принять естественное несчастье жизни, и поэтому взяли на себя ещё большее несчастье – бросить вызов судьбе.
Борьба Джима с принятием не столь однозначна, как у взрослых. Он желает знаний и мудрости, которые, как ему кажется, придут с возрастом, и в какой-то степени способен смириться с тем, что карусель не даст ему этих знаний. Она состарит его физически, но эмоционально он останется прежним. Если Джим и принимает что-то, так это то, что он должен пройти через процесс старения, чтобы достичь мудрости, которая придёт со временем; он не может «обмануть» и пропустить годы, чтобы обрести мудрость.
В то же время Джим находит карусель окончательно непреодолимой, когда он садится на неё в кульминационный момент романа. Таким образом, Джим передаёт бесконечное качество борьбы за то, чтобы противостоять своему положению в жизни. Как говорит Чарльз, хотя в конце книги карнавал исчез, завтра он вернётся. Он имеет в виду, что даже без реального, физического карнавала, искушения, которые он представляет, останутся. Джим, как никто другой, иллюстрирует необходимость постоянно обновлять принятие своей судьбы, сопротивляться карнавалу во всех его обличьях, если хочешь избежать безнадёжности судьбы мисс Фоули.
Приход старости
Книга «Надвигается беда» – это во многом классический роман о наступлении совершеннолетия. В нём речь идёт о двух мальчиках на пороге взрослой жизни, Уилле и Джиме, которые, как говорится в прологе, «повзрослеют за одну ночь». Процесс взросления является как физическим, так и эмоциональным. Оба мальчика физически стареют на карусели. Но что ещё важнее, они также взрослеют.
Движение Уилла к зрелости более поразительно, чем у его друга. Если в начале романа он проявляет невинность и осторожность, то к концу он становится напористым. Он сопротивляется роли «лидера» Джима в их дружбе, а также проявляет большую способность принимать решения, чем его друг. Он также демонстрирует большее сострадание, что является отличительной чертой мудрости.
Взросление Джима проходит сложнее, чем Уилла. Джим начинает роман с наглого самопознания, которое, как он со временем понимает, оказывается несостоятельным в сложных жизненных обстоятельствах. В то время как Уилл с возрастом становится все более уверенным в себе, Джим обнаруживает, что ему нужно стать менее самоуверенным и задуматься о природе вещей, которых он желает, – знаний и возраста.
Через этих двух друзей Брэдбери иллюстрирует парадокс наступления совершеннолетия: человек должен балансировать между самоутверждением и уверенностью в себе и сдержанностью и самообладанием. Только преодолевая эти крайности, как это делает Уилл в конце романа и как пытается сделать и Джим, можно перейти от детства к взрослости.
Знания о добре и зле
Как и во многих других произведениях западной литературы, концепцию знания в этом романе можно разделить на две части: знание добра и знание зла. Это разделение перекликается с историей Эдема, первой сказкой о потерянной невинности, где Адам и Ева получили нравственные знания, откусив яблоко, росшее на дереве познания. Аналогичным образом, герои романа «Нечто злое» подвергаются искушению, поддаются искушению (в большей или меньшей степени) и выходят из истории с возросшим знанием.
Джим в начале романа уже смирился с мировым злом. Он принимает человеческую смертность и обещает никогда не иметь детей, поскольку они будут просто страдать и умирать, как все остальные смертные. Когда таинственные события карнавала приводят Джима в замешательство, он решает, что его незнание этих событий связано с его возрастом, и решает стать старше, чтобы расширить свои знания. Этот наивный взгляд на связь между старением и мудростью показывает, что предполагаемые знания Джима в начале истории на самом деле являются дымовой завесой для его невежества. Джим говорит о многом, но ему не удаётся связать знания с опытом. По мере развития романа ему приходится переосмыслить свои знания, так сказать, включить в них понятия добра, терпения и судьбы.
Уилл, с другой стороны, представляет собой более классический пример невинного человека, который познает зло. Он является полной противоположностью Джима. Если Джим начинает книгу с запасом болезненного цинизма, то Уилл начинает книгу с терпения, скромности и принятия; и если Джим должен усвоить знания, которые уже есть у Уилла, то и Уилл должен столкнуться со злом. Он делает это неохотно, предпочитая отворачиваться от ужасных вещей, которые видят они с Джимом, пока Джим заворожённо смотрит на них, но в конце концов он способен посмотреть в лицо своим страхам и принять тьму человечества, не дрогнув.
Чарльз – ещё один интересный персонаж с точки зрения темы знания. В какой-то степени он сожалеет о тех знаниях, которые у него есть, предпочитая вернуться к невинности своей юности. Это стремление к невинности так же тщетно, как и стремление Джима к знаниям, и оба должны научиться принимать своё место в процессе старения. Таким образом, в какой-то степени, как и Джим, Чарльз получает знания о природе знаний. В то же время Чарльз демонстрирует много знаний, даже даёт окончательное утверждение по этому вопросу: “Действительно знать – это хорошо. Не знать или отказываться знать – плохо, или, по крайней мере, аморально. Вы не можете действовать, если не знаете. Действуя без знания, можно сорваться с обрыва”. Он предлагает мальчикам найти баланс между знанием мира таким, какой он есть, добром или злом – «настоящим знанием» – и терпеливым действием. Таким образом, Брэдбери предлагает, чтобы истинное знание заключалось в балансе между ясной проницательностью и моральной ответственностью, в сочетании знания добра и зла.
Невинность
Невинность дополняет знание. Невинность – это, в конечном счёте, отсутствие знания. По словам Чарльза в главе 3, невинность Уилла всегда будет шокировать его плохими вещами в мире и заставлять искать объяснения. Джим, с другой стороны, уже знает, что в мире есть зло, и он не задаётся вопросом «почему?». Действительно, дихотомия невинности и знания – одна из главных характеристик, отличающих личности Джима и Уилла. Это также один из главных источников напряжённости между двумя мальчиками в начале романа, поскольку неутолимая жажда знаний Джима вступает в конфликт с невинностью и осторожностью Уилла.
Однако по мере развития сюжета этот контраст становится все менее и менее важным. Причина этого в том, что по мере того, как странные и сокрушительные события нарастают, Уилл постепенно начинает терять невинность, которая когда-то доминировала в его личности. Если раньше он позволял себе поддаваться импульсам Джима, то со временем начинает сопротивляться его безудержному поиску знаний, самоутверждаться, вступать в споры и даже драться, чтобы остановить Джима от того, что он считает чередой ошибок. Он также начинает предпринимать конкретные решительные действия.
Свидетельства этого можно найти повсюду. Первое из них – его решение последовать за Джимом, когда тот ночью в одиночку пробирается через окно, чтобы навестить мистера Кугера в доме мисс Фоули. Второй решительный поступок – это его решение сдаться полиции, когда их подставили при ограблении. И третье решающее действие – его решение сбить воздушный шар Пыльной ведьмы из своего лука и стрел.
Таким образом, к концу романа простая дихотомия невинности и знания, с которой мы начали, оказывается не такой уж простой: Безрассудство и цинизм Джима не обязательно являются знанием, даже если он говорит, что это так; а осторожность Уилла – неотъемлемая часть знания. В начале книги оба мальчика теряют невинность. Джим должен потерять своё невинное понимание знаний и наивную опрометчивость, а Уилл должен противостоять злу в мире. В конце романа можно с полным основанием утверждать, что побег Уилла от невинности на самом деле более полный, чем побег Джима.
Страх смерти
Страх смерти – это пища, которой питается карнавал. Именно этот страх, выраженный в процессе старения, приглашает Чарльза и мисс Фоули прокатиться на карусели задом наперёд. Более того, абстрактный страх смерти движет любопытством мальчиков, которые приходят к пониманию человеческой смертности. Чарльз в конечном итоге разрушает карнавал, когда приходит к пониманию природы смерти и действует в соответствии с этим пониманием, отвергая страх в пользу принятия.
Джим выражает свой страх смерти в сдержанной форме, например, в своём решении никогда не иметь детей, поскольку они будут только страдать и умирать. Он делает вид, что принимает и признает смерть, но на самом деле его форма признания – это капитуляция перед страхом: то есть он позволяет своему страху смерти ограничить его планы на будущее.
Взрослые, мисс Фоули и Чарльз, испытывают страх смерти более конкретно, поскольку их настигает процесс старения. Карнавал разжигает страх смерти, показывая людям, как они будут выглядеть через годы в будущем в своих жутких зеркалах, тем самым побуждая их бояться приближения смерти. Это, в свою очередь, соблазняет их прокатиться на карусели.
В то время как мисс Фоули поддаётся этому страху, Чарльз лучше понимает природу смерти. Он понимает, что наш страх смерти – это страх перед «Ничем», перед несуществованием, которое всегда кажется страшным, потому что оно непознаваемо. Но вместо того, чтобы струсить перед лицом этого непознаваемого, Чарльз выбирает противоположную реакцию: рассмеяться. Он смеётся в лицо Пыльной ведьме и в Зеркальном лабиринте, разрушая чары карнавала. Он ясно видит, что бояться смерти – значит бояться Ничто, а какой смысл бояться Ничто? Мы ничего не можем поделать с Ничто, так сказать, так зачем же трусить? Лучше посмейтесь.
Любовь и общее дело
Почему мы должны смеяться перед лицом смерти, как это делают Чарльз и Уилл в нескольких случаях к концу романа? Потому что если вы будете жить, постоянно испытывая страх смерти, вы упустите множество других удивительных вещей, которые может предложить жизнь. Джим затрагивает эту идею, когда говорит матери, что у него не будет детей, потому что они рано или поздно умрут. Главное из того, что вы упустите из-за страха смерти, – это любовь окружающих вас людей. Общее дело, по словам Чарльза, лежит в основе всякой любви.
Через своих героев Брэдбери предполагает, что наша общая борьба со страхом неизбежной смерти и наша общая способность выбирать, смеяться или плакать перед лицом этого страха, связывает нас вместе и делает любовь возможной. Мы все вместе живём на этой земле, и поэтому у нас есть великое «общее дело против ночи», а также бесчисленные мелкие сопереживания, воспоминания и эмоции. Без этого общего дела невозможно заботиться о других. Чарльз утверждает, что если на улице застрелят незнакомца, вы вряд ли пошевелитесь, чтобы помочь ему. Но, с другой стороны, если вы только что провели десять минут с этим человеком, “вы могли бы просто прыгнуть перед убийцей и попытаться остановить его”.
Любовь играет важную роль в том, что Чарльзу в конце концов удаётся победить карнавал. Поворотным моментом здесь является его первый разговор по душам с сыном после их возвращения из полицейского участка. До этого разговора Чарльз подавлен и одинок. Даже его отношения с собственным сыном – источник его отчаяния. Он чувствовал, что у них нет ничего общего, а молодость Уилла контрастирует с его собственной старостью. Этот разговор знаменует собой перелом в их отношениях. С этого момента они становятся партнёрами в борьбе с карнавалом: их объединяет борьба со страхом смерти, и благодаря этой общности они строят любовь и, в конце концов, одерживают победу.
- «Иллюстрированный человек» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Урочный час» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
- «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «И грянул гром» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Всё лето в один день» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Вельд» Рэя Брэдбери, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?