«Герой нашего времени», краткое содержание читать ~5 мин.
«Герой нашего времени» – классическое произведение русской литературы, написанное Михаилом Лермонтовым и опубликованное в 1840 году. В нём на примере распространённого в литературе более позднего времени «лишнего человека» показано, что человек, обладающий большим талантом и гением, не может выразить эти таланты здоровым образом в силу каких-то общественных обстоятельств.
Книга состоит из пяти частей с тремя основными повествователями.
В первой части молодой солдат путешествует по Кавказским горам, документируя свои передвижения для последующего использования. Он встречает пожилого, умудрённого опытом солдата, капитана по имени Максим Максимыч, который показывает ему образ жизни войск в этом регионе и как взаимодействовать с местными жителями, осетинскими племенами.
Пока они вместе путешествуют по горам и впоследствии ищут укрытие от бури, Максим рассказывает историю Григория Александровича Печорина, младшего офицера и главного героя книги. Печорин влюбляется в дочь местного вождя, Беллу. Он уговаривает её брата похитить её в обмен на украденную лошадь. В конце концов она влюбляется в него, но её убивает хозяин животного. Печорин впадает в глубокую депрессию, становится физически больным.
Максим – второй рассказчик. Во втором рассказе он и безымянный рассказчик снова встречаются. Они сталкиваются с грубым слугой и узнают, что его хозяин – человек по имени Печорин. Максим просит о встрече с ним, но Печорин не рад его видеть. Максим носил для него дневники, но оказывается, что они ничего не значат для Печорина, и Максим бросает их на пол. Безымянный рассказчик подбирает их после того, как оба мужчины уходят.
Здесь безымянный рассказчик сообщает нам, что Печорин умер. Он объясняет, что следующие несколько рассказов будут взяты непосредственно из дневников Печорина, и находит его умным, интроспективным человеком. Дневники ценны из-за неослабевающей честности Печорина. Однако по причинам, которые он не может нам раскрыть, он публикует только рассказы Печорина о его пребывании на Кавказе.
Здесь мы начинаем слушать самого Печорина. В рассказе «Тамань» он ненадолго приезжает в одноимённую прибрежную станицу, но не может найти ночлег. Он останавливается в хижине на берегу моря. Он просит показать ему хозяина дома, но слепой мальчик говорит ему, что старуха находится в деревне. В ту ночь он не может заснуть и следует за тенью к месту, которое оказывается контрабандистским предприятием. Когда он угрожает раскрыть их деятельность властям, женщина целует его и пытается утопить. На следующий день он уезжает, никому ничего не сказав, потому что боится быть униженным.
В следующей повести, «Княжна Мери», Печорин встречает старого знакомого, Грушницкого. Они не испытывают друг к другу никаких нежных чувств и Печорин решает соблазнить любовный интерес Грушницкого. Ему кажется, что это будет занимательно и он сможет общаться с потерянной любовью, Верой, потому что она входит в ближний круг княжны Мери. Он завоёвывает её, несмотря на то, что не испытывает к ней никаких чувств, и между ним и Грушницким происходит дуэль. Он убивает Грушницкого, но счастливого конца нет, потому что он теряет и Веру.
В последнем рассказе Печорин находится в казачьей станице. Он и несколько его сверстников обсуждают предопределение и делятся историями, доказывающими и опровергающими его. В какой-то момент старый солдат стреляет из ружья себе в висок, но оно даёт осечку. Они предполагают, что оно, должно быть, не было заряжено, но он стреляет снова, и пуля попадает в стену. Позже он умирает, когда казак разрубает его пополам. Печорин должен задержать убийцу, что он и делает, рискуя собой. Ему удаётся это сделать, получив лишь незначительные ранения.
В последней сцене повести Максим и Печорин беседуют, Печорин рассказывает о своих впечатлениях. Он разочарован, потому что Максим предлагает лишь поверхностные рассуждения и, кажется, не способен предложить глубокий разговор, которого жаждет Печорин.
Отчасти привлекательность Печорина заключается в том, что он антигерой. Он проявляет многие черты героя, например, храбрость и остроумие, но он также манипулирует и хитрит. Он использует персонажей повести, чтобы развлечь себя, как пешки в игре. Мы знаем, что идея лишнего человека указывает на то, что если бы у Печорина был лучший выход для его таланта и интеллекта, он мог бы совершить великие дела, но он умирает молодым после серии военных приключений.
Печорин, кажется, никого не любит и не заботится о тех, кто его окружает, хотя в некоторые моменты повести мы понимаем, что он испытывает очень глубокие чувства. Когда умирает Белла, это становится катализатором сильного расстройства и, в конечном итоге, приводит к его смерти. Его способность глубоко чувствовать замаскирована его манипуляциями и кажущимся пренебрежением к жизненному опыту. Ему скучно, но на него влияют события, происходящие вокруг него.
Печорин считает себя неспособным завести друзей и поэтому отдаляется от тех, кто мог бы считать его другом. Когда он снова встречает Максима, он холоден, и это разбивает Максиму сердце, потому что он высоко ценил Печорина. Печорин не может или не хочет глубоко общаться с другими людьми и поэтому оставляет за собой след душевной боли.
Печорин остаётся интересным персонажем благодаря своим недостаткам и мы заканчиваем роман с чувством потери от того, что он так и не смог найти применение своим талантам. Обидно, когда человек теряет чувство человечности и не может вернуть интерес к жизни.
- На сцене музыкального театра Омска прошла премьера мюзикла «Герой нашего времени»
- На афише Большого театра появилось название спектакля «Герой нашего времени», подружившего оперу и балет
- Раритетное издание с автографом Лермонтова из разграбленной усадьбы Шеншина
- Неожиданная находка в Пензе — дар профессора из Гарварда русской княгине
- Шотландия празднует 200-летие Лермонтова
- К фестивалю «Маскарад» в театре Пензы восстанавливают спектакль «Вадим»
- В усадьбе Середниково отметили юбилей Лермонтова спектаклем и концертами
- В год юбилея Лермонтова в Пензенской драме поставили «Героя нашего времени»
Комментирование недоступно Почему?