«Крыжовник» Чехова, краткое содержание читать ~4 мин.
«Крыжовник» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Он был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» и является второй частью «Маленькой трилогии», в которую также входят произведения «Человек в футляре» и «О любви».
Повествование ведётся от лица ветеринарного врача Ивана Ивановича Чимши-Гималайского. Он делится с друзьями историей жизни своего младшего брата, Николая Ивановича.
Николай Иванович, чиновник из казённой палаты, всю жизнь стремился к одной цели — купить имение с садом, где обязательно будет расти крыжовник. Ради этой мечты он жил впроголодь, экономил на всём и женился на нелюбимой, но богатой вдове. Овдовев, он наконец приобретает усадьбу. Посетив брата, Иван Иванович с горечью видит, как тот опустился, растолстел и превратился в самодовольного барина. Мечта Николая Ивановича сбылась, но сделала его жизнь бессмысленной и пустой, ограниченной заботами лишь о себе. Эта история приводит рассказчика к мысли о том, что личное счастье не должно строиться на забвении о страданиях других.
История начинается в пасмурный день. Иван Иванович и его спутник, учитель Буркин, идут по полю. Когда Иван Иванович собирается начать свой рассказ, начинается сильный дождь. Друзья спешат укрыться в ближайшем имении, принадлежащем их знакомому помещику Алёхину.

Алёхина они застают за работой, испачканного землёй. Он радушно приглашает гостей в дом. Прислуживает им горничная Пелагея, которую рассказчик находит очень красивой. Хозяин и гости отправляются в купальню. Алёхин, по его словам, давно не мылся, и рассказчик с Буркиным замечают, как темнеет от грязи вода вокруг него. Сам же Иван Иванович, окунувшись, внезапно испытывает прилив восторга от чистоты и свежести воды и с упоением бросается в реку под дождём.
Вернувшись в дом, за чаем, Иван Иванович наконец начинает свой рассказ. Он вспоминает их с братом детство в деревне, в отцовском имении. После смерти отца имение пришлось продать за долги, и братья покинули родные места, переехав в город.
Николай служил в казённой палате, но ненавидел свою работу. Он тосковал по деревенской жизни и мечтал купить усадьбу, чтобы вновь ощутить счастье, знакомое ему с детства. Городская жизнь с её ограничениями и условностями тяготила его.
Мечта о собственном имении, где он будет есть свой крыжовник, переросла в одержимость. Ради неё Николай женился на богатой, но некрасивой и немолодой вдове, которую, по словам Ивана Ивановича, морил голодом. Сам Иван Иванович не разделял стремлений брата, считая их формой эскапизма. Он верил, что человек должен быть активным членом общества, а не запираться в уединённой усадьбе.
После смерти жены Николай немедленно купил имение и посадил двадцать кустов крыжовника. Когда Иван Иванович приехал навестить его, он нашёл брата изменившимся до неузнаваемости: располневшим, обрюзгшим и самодовольным. Он стал похож на барина. Вся усадьба производила удручающее впечатление, а встретившие Ивана собака и кухарка были поразительно похожи на свиней, как и сам хозяин.
С гордостью Николай Иванович угостил брата первым урожаем. Крыжовник был жёстким и кислым, но счастливый помещик ел его с наслаждением, повторяя: “Как вкусно!”. Для Ивана Ивановича эта сцена стала символом самообмана и духовной деградации брата.
Этот визит оставил у Ивана Ивановича тяжёлое впечатление. Он увидел самодовольство счастливого человека, который не замечает и не хочет замечать чужого горя. Рассказчик приходит к знаменитому выводу, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-то с молоточком, чтобы стуком напоминать о несчастных.
Монолог Ивана Ивановича — это призыв к действию и протест против социального равнодушия. Он обращается к Алёхину, молодому и сильному, с просьбой не успокаиваться и делать добро. Счастье, по мысли Чехова, не может быть полным, пока в мире существует страдание. Эта идея о личной ответственности каждого за происходящее вокруг — одна из центральных в творчестве писателя.
Заканчивая рассказ, Иван Иванович размышляет и о своей жизни. Он признаёт, что раньше тоже был склонен к благодушию, веря, что перемены к лучшему произойдут сами собой. Теперь же он понимает, что заблуждался, но чувствует, что сам уже “стар и не годится для борьбы”. Поэтому он страстно призывает Алёхина не поддаваться успокоенности и действовать.
Однако страстная речь Ивана Ивановича не находит отклика у его слушателей. И Буркин, и Алёхин не испытывают ни волнения, ни интереса; им хочется спать. Эта реакция подчёркивает главную мысль рассказчика: сытые и довольные люди глухи к призывам о помощи. Повествование завершается образом непрекращающегося ночного дождя, стучащего в окна, словно тот самый молоточек, о котором говорил Иван Иванович.
Комментирование недоступно Почему?