Роберт Крили – «Во имя любви» читать ~4 мин.
Стихотворение Роберта Крили «Во имя любви» (опубликовано в 1962 году, но написано раньше), якобы адресованное жене Крили Бобби, начинается с простой предпосылки: “Я думал о том, что значит для меня твоя любовь”. Однако через запутанную логику своего сердца поэт в конце концов признаёт, что каждая попытка дать определение этому эмоциональному переживанию, которое само по себе утверждается на фоне пустой и тонкой жизни, полной боли и одиночества, в конечном итоге приводит его к разочарованию.
Поэты, начиная с Петрарки в XIV веке, претендуют на особое владение любовью и её тектоническим воздействием, поскольку они опираются на сложность эмоций. Стихотворение Крили, однако, размышляет о том, что происходит, когда образный язык встречается с трудной реальностью: Переживание любви, богатое противоречиями, существенными тайнами, ускользает от языка.
Само стихотворение отражает мастерское владение Крили свободным и строгим минималистским языком постмодернизма; его тихая поэтика, строки одновременно сложные и эллиптические, лаконичные и чеканные, отмечают Крили как поэта поэтов. Он был плодовит (более 60 томов поэзии за пять десятилетий), но его стихи могут показаться пугающими для непрофессионального читателя. Однако их изучают (и подражают им) уже три поколения поэтов и студентов, что делает Крили одним из самых влиятельных американских поэтов конца тысячелетия.
Биография поэта
Роберт Крили родился в 1926 году в живописном городке Арлингтон к северу от Бостона. Когда ему было два года, он попал в автомобильную аварию, в результате которой ему пришлось удалить левый глаз. Его отец, уважаемый врач, умер два года спустя. Крили воспитывала его мать, медсестра, которая вместе с Крили и его старшей сестрой переехала в сельский городок Уэст-Актон, примерно в 10 милях к западу от Бостона.
Семья испытывала финансовые трудности. С ранних лет Крили проявлял склонность к чтению и опубликовал свои первые стихи и эссе в школьном литературном журнале. Поступив в Гарвард в 1943 году, он оставил колледж, чтобы служить в Американской полевой службе в качестве водителя скорой помощи на театре военных действий в Бирме.
Его возвращение в Гарвард после войны было разочаровывающим для Крили – он чувствовал, что его поэзия была недооценена преподавателями; он опубликовал лишь несколько стихотворений в престижных литературных журналах и покинул Гарвард без степени.
Стремясь погрузиться в захватывающую экспериментальную поэзию послевоенного времени, Крили начал переписку с поэтом-минималистом Уильямом Карлосом Уильямсом, который в свою очередь направил Крили к Чарльзу Олсону, чья концепция «проективного стиха» сыграла важную роль в эволюции Крили.
Находясь на преподавательской должности в колледже Блэк Маунтин в Северной Каролине, Олсон публиковал радикальные манифесты, в которых утверждал, что для американских поэтов настало время отказаться от унаследованных моделей просодии и создать вызывающе новый вид поэзии, сама форма которой будет отражать убеждения и замыслы поэта. Переписка переросла в дружбу, и Олсон предложил Крили должность преподавателя в колледже Блэк-Маунтин и должность редактора его журнала авангардной поэзии.
Более 30 лет Крили преподавал поэзию в различных университетах, в первую очередь в Университете штата Нью-Йорк в Буффало. В течение этого времени он публиковал поэтические сборники со скоростью почти один в год.
Его поэзия становилась все более сдержанной, более наводящей на размышления, его чувство темпа и построение строк в равной степени зависело как от его приятия свободных стихотворных строк, впервые предложенных битлами, так и от его интуитивного восприятия сложной метрики хард-боп джаза. Хотя многие читатели находили его позднюю поэзию заумной и неприступной, более молодые поэты находили его строки мистическими и наводящими на размышления, которые перекликались с восточными понятиями простоты и прямоты.
Признание его влияния и наставничества над молодыми поэтами пришло с публикацией в 1962 году сборника его стихов, в который вошла книга «Во имя любви». В 1970-е и 1980-е годы его творчество только возрастало – более того, в 1999 году он был удостоен Боллингенской премии, своего рода награды за жизненные достижения для поэтов, ежегодно вручаемой преподавателями Йельского университета.
Во время работы писателем-резидентом в престижном Фонде Лэннона в Марфе, штат Техас, своего рода мозговом центре/резиденции для художников, Крили, крепко пьющий и куривший всю жизнь, умер в 2005 году в возрасте 78 лет от лёгочной недостаточности. Он был похоронен на родине на кладбище Маунт-Оберн в Арлингтоне, штат Массачусетс, на его простой мраморной надписи был дан тихий совет в его фирменной точности и ясности: “Посмотри на свет этого часа”.
Стихотворение посвящено Бобби Луизе Холл, второй жене Крили, и предположительно адресовано ей. Стихотворение открывается прямым выражением намерения: вчера, признается поэт, он пытался говорить об «этом», писать о любви между ними двумя, о том “чувстве, которое выше других”, которое так много значит для поэта. Для поэта все, что он знает, «проистекает» из этого чувства и из того, чему оно его учит.
Комментирование недоступно Почему?