«Горе от ума», краткое содержание читать ~5 мин.
Комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — один из шедевров русской драматургии. Действие пьесы разворачивается в московском высшем обществе после Отечественной войны 1812 года. Она наполнена яркими персонажами и остроумными диалогами, в которых сочетаются изящные колкости и едкая социальная критика. Главный герой, Александр Андреевич Чацкий, — ироничный идеалист и сложная романтическая фигура, которая впоследствии найдёт своё отражение в произведениях русской литературы, начиная с Пушкина.
Пьеса повествует о Чацком — молодом дворянине, который возвращается в Москву после трёхлетнего отсутствия. Он сталкивается с лицемерием и косностью аристократического круга. Его попытки обличить пороки общества приводят к конфликтам и в итоге к объявлению его сумасшедшим. Комедия подчёркивает борьбу между консервативными ценностями и прогрессивными идеями в России первой четверти XIX века.
Пьеса «Горе от ума» была написана в 1822–1824 годах и сразу стала сенсацией в читающих кругах. Однако из-за жёсткой царской цензуры она распространялась преимущественно в рукописных списках. Впервые без искажений комедия была опубликована лишь почти сорок лет спустя, в 1862 году. Её влияние на русскую культуру огромно: она стала источником множества афоризмов, вошедших в повседневную речь. По цитируемости «Горе от ума» сравнимо с произведениями Шекспира для английского языка.

Центральный конфликт комедии — это столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, с его передовыми взглядами, свободомыслием и критическим отношением к действительности, олицетворяет новое поколение. Ему противостоит «фамусовское общество» — консервативная московская аристократия, живущая по устаревшим правилам, где ценятся лишь чины, деньги и угодничество. Знаменитые фразы, такие как “Счастливые часов не наблюдают”, “А судьи кто?”, “Свежо предание, а верится с трудом” и “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, до сих пор активно используются в русском языке.
Из-за сложной стихотворной формы и обилия разговорных оборотов пьеса долгое время считалась почти непереводимой. Один из наиболее известных английских переводов, выполненный Бетси Хьюлик, сумел передать искромётное остроумие Грибоедова, живые диалоги и тонкие переходы от высокого стиля к разговорному, адаптировав их для современного англоязычного читателя.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829), которого А.С.Пушкин назвал одним из «самых умных людей России», наиболее известен как автор комедии «Горе от ума». Во время дипломатической миссии в Персии, после завершения Русско-персидской войны 1826–1828 годов, он был зверски убит религиозными фанатиками, напавшими на русское посольство в Тегеране.
Действие пьесы охватывает события одного дня, с раннего утра до поздней ночи, и происходит в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казённом месте. У него есть семнадцатилетняя дочь Софья. Его жена скончалась, когда дочери был всего год. В доме также живёт секретарь Фамусова, Алексей Степанович Молчалин, который является тайным возлюбленным Софьи.
Чацкий возвращается после трёхлетнего путешествия по Европе в надежде возобновить отношения с Софьей, подругой своего детства. Однако за это время она влюбилась в Молчалина, услужливого секретаря своего отца. Чацкий открыто критикует лицемерие и нравы аристократического общества, что приводит к конфликту, в ходе которого его объявляют сумасшедшим.
Текст произведения целиком: Александр Грибоедов – «Горе от ума». Комедия в четырёх действиях, в стихах (Библиотека Комарова)
Пьеса начинается сценой ранним утром. Горничная Лиза дежурит у комнаты своей хозяйки Софьи, поскольку Молчалин провёл там всю ночь. Софья позже объясняет Лизе, что ничего предосудительного не произошло: он лишь держал её за руку, вздыхал, не произносил грубых слов, и так они просидели до рассвета.
Фамусов и не подозревает, насколько близки его дочь и секретарь. По мнению Софьи, Молчалин «уступчив, скромен, тих», он хорошо понимает своё положение и то, кто может помочь ему в продвижении по службе. Фамусов быстро напоминает ему, что без его покровительства тот до сих пор «коптел бы в Твери».
Как выясняется, интерес Молчалина к Софье неискренен: он ухаживает за ней «по должности», как он сам признаётся горничной Лизе, к которой на самом деле испытывает влечение.
На сцене появляется Чацкий, друг детства Софьи. Он не разделяет ценностей косного дворянского общества, не стремится к чиновничьей карьере, которую ему легко могло бы обеспечить происхождение, и не в восторге от возвращения в Москву. Он задаётся вопросом, как можно сохранить рассудок, беспрестанно чередуя обеды, ужины и балы. Фамусов, в свою очередь, не может понять это циничное молодое поколение с его, по его мнению, неверными приоритетами.
Чацкий по-прежнему любит Софью, и его беспокоит наличие у неё других ухажёров — Молчалина и карьериста полковника Скалозуба. Он пытается доказать ей свою страсть, но Софья холодна. Она ценит детские воспоминания, но острый язык и сарказм Чацкого её отталкивают. Сам Чацкий, как ни старается, не может сдержать своих суждений, хотя и сетует, почему он не может быть таким же услужливым и скромным, как Молчалин.
Недоверие Софьи к пылким речам Чацкого ярко проявляется в одном из диалогов. На его заявление о готовности пойти за неё «в огонь» она отвечает едким сомнением, подчёркивая, что не верит его громким словам.
Кульминацией становится вечерний бал. Чацкий продолжает добиваться расположения Софьи, одновременно выражая разочарование её поклонниками. Молчалин гордится своими главными талантами — «умеренностью и аккуратностью», — чертами, которые оставляют энергичного Чацкого равнодушным. Один из старых приятелей, Платон Михайлович, теперь женатый и находящийся под полным влиянием супруги, со вздохом признаётся, что он уже «не тот».
Чацкий постепенно осознаёт, что он чужой в этом мире: “А тот, кто выйдет из рядов вон, мыслями высок и славен… Тотчас клеветой со всех сторон его опутают”. Он видит, что это общество отвергает всякое свободомыслие и преклоняется лишь перед мундиром и чином.
Отчасти это конфликт поколений — Фамусов сетует на нравы молодёжи. Но представители поколения Чацкого, такие как Молчалин и Скалозуб, уже приняли правила системы и стали её частью. Неудивительно, что во время бала Софья в сердцах пускает слух, будто Чацкий сошёл с ума, и это известие мгновенно распространяется среди гостей.
В финале Софья случайно узнаёт об истинной натуре Молчалина, застав его заигрывающим с Лизой. Чацкий, ставший свидетелем этой сцены и окончательно убедившийся в том, что в этом обществе ему нет места, произносит свой знаменитый монолог и навсегда покидает Москву.
- «Горе от ума» с молодыми актёрами в представили в театре им. Моссовета
- В рамках проекта «Театральная провинция» во Владимире показали спектакль «Современника» «Горе от ума»
- Программа Волковского театрального фестиваля открылась спектаклем Малого театра «Горе от ума»
- Русское горе от ума
- «Джекил и Хайд» Стивенсона, краткое содержание
- «Франкенштейн», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?