«Илиада», краткое содержание читать ~31 мин.
«Илиада» – древнегреческая эпическая поэма Гомера, впервые опубликованная около 762 года до нашей эры. Описанные события относятся к бронзовому веку (примерно двенадцатый или тринадцатый век до н.э.). Действие «Илиады» начинается через девять лет после начала Троянской войны. Место действия: Троя (город на территории современной северо-западной Турции) и её ближайшие окрестности.
Сюжет
Через девять лет после начала Троянской войны греческая («ахейская») армия захватывает Хрис, город, союзный с Троей. Во время битвы ахейцы захватывают пару прекрасных дев, Хрисею и Брисею. Агамемнон, предводитель ахейских войск, берет Хрисею себе в качестве приза, а Ахиллес, величайший воин ахейцев, претендует на Брисею. Отец Хрисеи, Хрисей, служащий жрецом бога Аполлона, предлагает огромный выкуп за свою дочь, но Агамемнон отказывается отдать Хрисею. Тогда Хрисей обращается с молитвой к Аполлону, и тот насылает на ахейский лагерь чуму.
После смерти многих ахейцев Агамемнон обращается к пророку Калхасу, чтобы выяснить причину чумы. Узнав, что причиной является Хрисея, он неохотно отдаёт её, но затем требует от Ахиллеса в качестве компенсации Брисею. Разгневанный таким оскорблением, Ахиллес возвращается в свой шатёр в лагере армии и отказывается участвовать в войне. Он жаждет уничтожить ахейцев и просит свою мать, морскую нимфу Фетиду, прибегнуть к услугам Зевса, царя богов, для достижения этой цели. Троянцы и ахейцы объявили друг другу перемирие, но теперь троянцы нарушают договор, и Зевс приходит им на помощь.
Поскольку Зевс поддерживает троянцев, а Ахиллес отказывается сражаться, ахейцы несут большие потери. Несколько дней продолжается ожесточённый конфликт, включая поединки между Парисом и Менелаем и между Гектором и Аяксом. Ахейцы не продвигаются вперёд, даже героизм великого ахейского воина Диомеда оказывается бесплодным. Троянцы оттесняют ахейцев назад, вынуждая их укрыться за валами, защищающими их корабли.
Ахейцы начинают питать надежду на будущее, когда ночная разведка, проведённая Диомедом и Одиссеем, даёт информацию о планах троянцев, но следующий день приносит катастрофу. Несколько ахейских командиров ранены, а троянцы прорываются через ахейские валы. Они доходят до границы ахейского лагеря и поджигают один из кораблей. Поражение кажется неминуемым, ведь без кораблей армия застрянет в Трое и почти наверняка будет уничтожена.
Переживая за своих товарищей, но будучи слишком гордым, чтобы помочь им самому, Ахиллес соглашается на план, предложенный Нестором, который позволит его любимому другу Патроклу занять его место в бою, надев его доспехи. Патрокл – прекрасный воин, и его присутствие на поле боя помогает ахейцам оттеснить троянцев от кораблей и вернуться к городским стенам. Но контратака вскоре заканчивается неудачей. Аполлон сбивает доспехи Патрокла на землю, и Гектор убивает его. Начинается бой, обе стороны пытаются завладеть телом и доспехами.
Доспехи достаются Гектору, но ахейцам, благодаря мужественным усилиям Менелая и других, удаётся вернуть тело в свой лагерь. Когда Ахиллес узнает, что Гектор убил Патрокла, его охватывает такое горе и ярость, что он соглашается примириться с Агамемноном и снова вступить в бой. Фетида отправляется на гору Олимп и уговаривает бога Гефеста выковать для Ахиллеса новые доспехи, которые она вручает ему на следующее утро. После этого Ахиллес выезжает на битву во главе ахейского войска.
Тем временем Гектор, не ожидая, что Ахиллес снова вступит в бой, приказал своим людям разбить лагерь за стенами Трои. Но когда троянцы видят Ахиллеса, они в ужасе бегут за городские стены. Ахиллес рубит всех троянцев, которых видит. Усилившись от ярости, он даже сражается с богом реки Ксанфом, который разгневан тем, что Ахиллес заставил столько трупов упасть в его потоки. Наконец, Ахиллес сталкивается с Гектором у стен Трои.
Устыдившись плохого совета, который он дал своим товарищам, Гектор отказывается бежать с ними в город. Ахиллес трижды преследует его по периметру города, но богиня Афина все-таки уговаривает Гектора повернуться и сразиться с Ахиллесом. В драматическом поединке Ахиллес убивает Гектора. Затем он привязывает тело к задней части своей колесницы и тащит его через поле боя в лагерь ахейцев. По прибытии Ахиллеса торжествующие ахейцы отмечают похороны Патрокла длинной серией атлетических игр в его честь. Каждый день в течение следующих девяти дней Ахиллес тащит тело Гектора по кругу вокруг погребального одра Патрокла.
Наконец, боги соглашаются, что Гектор заслуживает достойного погребения. Зевс посылает бога Гермеса сопровождать царя Приама, отца Гектора и правителя Трои, в ахейский лагерь. Приам слёзно умоляет Ахиллеса сжалиться над отцом, лишившимся сына, и вернуть тело Гектора. Он взывает к памяти родного отца Ахиллеса, Пелея. Глубоко тронутый, Ахиллес наконец сдаётся и возвращает труп Гектора троянцам. Обе стороны соглашаются на временное перемирие, и Гектор получает похороны героя.
Анализ
Илиада начинается in medias res, что в переводе с латинского означает «в середине событий». Гомер сделал этот способ начала эпоса знаменитым, и в случае с «Илиадой» поэт погружается в свою историю через девять лет после Троянской войны, в тот момент, когда между ахейским царём Агамемноном и величайшим ахейским воином Ахиллесом вспыхивает личный спор.
Поскольку поэма начинается в разгар подобных событий, побудительный момент «Илиады» отличается от побудительного момента Троянской войны. Любопытно, однако, что эти два побудительных момента зеркально отражают друг друга. Событие, которое привело Троянскую войну в движение, произошло, когда Парис, принц Трои, сбежал из Спарты с девушкой Еленой.
Точно так же событие, положившее начало «Илиаде», происходит, когда Агамемнон крадёт у Ахиллеса девушку по имени Брисея, которая досталась Ахиллесу в числе прочих трофеев, полученных за победу в битве. Таким образом, начало «Илиады» символически повторяет начало Троянской войны. Однако, несмотря на символическое сходство, эти два похищения имеют противоположные последствия. Если похищение Парисом Елены подталкивает ахейскую и троянскую армии к сражению, то похищение Агамемноном Брисеи настолько разгневало Ахиллеса, что воин полностью устранился от битвы.
Хотя Ахиллес и расстроен потерей любимого приза, больше всего его беспокоит то, как действия Агамемнона нарушают нормы греческой воинской культуры. Агамемнон воспользовался своей властью царя, чтобы отнять у Ахиллеса то, чего тот на самом деле не заслужил. Это не только поражает Ахиллеса как личное предательство, но и указывает на кризис в принципах, которыми руководствуется воинская этика: честь и слава. Агамемнон не поступил благородно и не снискал славы, продемонстрировав храбрость в бою.
Тем не менее, он уходит с лучшим призом просто потому, что находится в положении силы. Поступок Агамемнона учит Ахиллеса тому, что его собственная слава как воина – это не просто вопрос личной честности и исполнительности; она зависит от внешних сил, над которыми он не властен. Оскандалившись, Ахиллес не видит причин продолжать сражаться под командованием Агамемнона. Война – это вопрос жизни и смерти, и если она не может принести тех наград, к которым он привык, то нет смысла рисковать единственной жизнью, которая у него есть. Как говорит Ахиллес в 9-й книге: «Я говорю, что никакое богатство не стоит моей жизни!».
Личный конфликт, лежащий в основе «Илиады», имеет широкомасштабные последствия как для людей, так и для богов. Расстроенный и отказывающийся сражаться Ахиллес просит свою мать, морскую нимфу Фетиду, ходатайствовать от его имени перед Зевсом и попросить предводителя богов переломить ход войны в пользу троянцев, тем самым наказав Агамемнона и ахейцев за то, как Агамемнон обошёлся с ним. Зевс соглашается, что сразу же ставит его в конфликт с его женой, Гера.
Примерно в то время, когда началась Троянская война, троянский принц Парис обидел Геру, отказавшись назвать её самой прекрасной из богинь. Гера, будучи богиней-упрямицей, затаила злобу на Париса и всех троянцев, и поэтому она надеется на победу ахейцев. Остальные боги делят свою верность между Зевсом и Геной, а значит, между троянцами и ахейцами.
Таким образом, миры людей и богов разделены с самого начала, и на протяжении первых двух третей поэмы Гомер описывает войну как непрекращающиеся качели, в которых тактическое преимущество постоянно колеблется между армиями по прихоти богов. И ахейцы, и троянцы несут большие потери.
Только в 16-й книге, когда в бою погибает любимый друг Ахиллеса Патрокл, поэма приближается к своей кульминации. Смерть Патрокла повергает Ахиллеса в пароксизм горя, и он жаждет отомстить Гектору. Гнев Ахиллеса на Гектора затмевает его гнев на Агамемнона, и Ахиллес, наконец, отказывается от своего обещания и снова вступает в бой. Когда Ахиллес наконец встречает Гектора на поле боя, он не довольствуется тем, что просто убил его; убив Гектора, Ахиллес привязывает труп троянца к колеснице и тащит его по грязи в гротескном зрелище насилия. Затем Ахиллес отвозит тело Гектора в свой лагерь.
После смерти Гектора царь Трои Приам пробирается в лагерь ахейцев в надежде выкупить у Ахиллеса тело своего сына. Ахиллес сочувствует Приаму и его потере, и они заключают сделку. Ахейцы соглашаются прекратить войну на время, необходимое троянцам для того, чтобы оплакать и похоронить своего любимого Гектора. Поэма завершается тем, что Приам возвращается в убитую горем Трою, чтобы похоронить своего сына.
Важно отметить, что Гомер не рассказывает о завершении Троянской войны как таковой. Вместо этого поэма заканчивается на ноте скорби и траура и обещанием, что война возобновится в полную силу на следующий день. Таким образом, концовка «Илиады» мощно отражает тему постоянства войны.
Темы
Воинская слава
Можно привести веские аргументы в пользу того, что «Илиада», похоже, прославляет войну. Персонажи становятся достойными или достойными презрения в зависимости от степени их компетентности и храбрости в бою. Парис, например, не любит воевать и, соответственно, получает презрение как от своей семьи, так и от возлюбленной. Ахиллес, с другой стороны, завоёвывает вечную славу, явно отвергая вариант долгой, комфортной, безбедной жизни дома.
Сам текст, похоже, поддерживает этот способ оценки характера и распространяет его даже на богов. В эпосе воинственные божества, такие как Афина, вызывают восхищение читателя, в то время как боги, которые бегут от агрессии, высмеиваются, используя робость Афродиты и Артемиды для создания сцены комического облегчения. Сражаться – значит доказывать свою честь и честность, а избегать войны – значит демонстрировать лень, благородный страх или неправильно расставленные приоритеты.
Конечно, «Илиада» не игнорирует реалии войны. Мужчины погибают ужасной смертью, женщины становятся рабынями и наложницами, оторванными от своих плачущих отцов и матерей, в лагере ахейцев вспыхивает чума и уничтожает армию. Перед лицом этих ужасов даже самые могучие воины иногда испытывают страх, и поэт говорит нам, что обе армии сожалеют о том, что война вообще началась.
Хотя Ахиллес указывает на то, что все люди, будь то храбрые или трусливые, в конце концов, встречают одну и ту же смерть, поэма никогда не просит читателя усомниться в законности продолжающейся борьбы. Гомер никогда не подразумевает, что борьба представляет собой пустую трату времени или человеческой жизни. Напротив, он изображает каждую сторону как имеющую оправданные причины для борьбы и представляет войну как достойный и даже славный способ разрешения спора. Военная слава превыше семейной жизни
Тема в «Илиаде», тесно связанная с воинской славой, – это преобладание воинской славы над семейной. Текст явно восхищается взаимными узами почтения и обязательств, связывающими гомеровские семьи, но гораздо большее уважение вызывает стремление к kleos, «славе» или «известности», которую человек завоёвывает в глазах других, совершая великие дела.
Гомер постоянно заставляет своих героев выбирать между любимыми и стремлением к клеосу, и самые героические персонажи неизменно выбирают последнее. Андромаха умоляет Гектора не рисковать сиротой своего сына, но Гектор знает, что сражение в первых рядах – единственное средство «добыть моему отцу великую славу». Парис же предпочитает проводить время с Еленой, а не сражаться на войне; соответственно, и текст, и другие персонажи относятся к нему с насмешкой.
Ахиллес размышляет о возвращении домой, чтобы спокойно жить со своим стареющим отцом, но он остаётся в Трое, чтобы завоевать славу, убив Гектора и отомстив за Патрокла. Серьёзность решений, которые принимают Гектор и Ахиллес, подчёркивается тем, что каждый из них знает свою судьбу заранее. Герои настолько высоко ценят боевые ценности чести, благородной храбрости и славы, что охотно жертвуют возможностью прожить долгую жизнь с теми, кого они любят. Непостоянство человеческой жизни и её творений
Хотя «Илиада» повествует об очень коротком периоде очень долгой войны, в ней сохраняется острое осознание того, какой конец ожидает каждого из её участников. Трое суждено пасть, как объясняет Гектор своей жене в шестой книге. В тексте сообщается, что Приам и все его дети погибнут – Гектор умирает ещё до окончания поэмы.
Ахиллес тоже встретит ранний конец, хотя и не на страницах «Илиады». Гомер постоянно намекает на это событие, особенно к концу эпоса, давая понять, что даже величайшие из людей не могут избежать смерти. Более того, он предполагает, что самые великие – самые благородные и храбрые – могут умереть раньше других.
Точно так же «Илиада» признает и неоднократно напоминает своим читателям, что творения смертных имеют свою собственную смертность. Слава людей не живёт в их сооружениях, учреждениях или городах. Пророчество Калхаса, а также нежные слова Гектора с Андромахой и споры богов постоянно напоминают читателю, что возвышенные валы Трои падут. Но и греческие укрепления продержатся недолго.
Хотя греки возводят свои оплоты лишь в середине эпоса, Аполлон и Посейдон планируют их разрушение уже в 12-й книге. Таким образом, поэма подчёркивает эфемерность человека и его мира, наводя на мысль, что смертные должны стараться прожить свою жизнь как можно более достойно, чтобы о них осталась добрая память. Ведь если физические тела и материальные творения смертных не могут пережить их, то, возможно, их слова и поступки смогут. Безусловно, существование поэмы Гомера подтверждает эту мысль. Влияние судьбы
Судьба играет важнейшую роль в «Илиаде». Поэт использует судьбу не только как средство повествования, предвещающее будущие события, но и как тематическое средство, подчёркивающее значение героизма. Одна из определяющих черт героизма в «Илиаде» связана с тем, как герои принимают свою судьбу, не дрогнув. Гектор объясняет это своей жене Андромахе, когда она выражает опасение, что он погибнет в бою.
“А судьба?” – риторически отвечает он, – “Никто из живущих ещё не избежал её”. Однако, несмотря на то, что Гектор настаивает на неотвратимости судьбы, поэма также показывает, что судьба не всегда написана на камне. Например, у Ахиллеса две судьбы, что означает, что он должен выбрать свою судьбу. В то время как его мать, Фетида, умоляет его выбрать долгую жизнь, лишённую героической славы, Ахиллес в конечном итоге выбирает смерть героя. Более того, боги обладают силой бросить вызов судьбе.
Перед тем как Патрокл убивает Сарпедона, свирепого троянского воина, который оказался одним из любимых сыновей Зевса, отец богов думает о том, чтобы спасти его и предотвратить гибель. Однако в конце концов Гера предостерегает Зевса от осуществления этого желания, поскольку вызов судьбе Сарпедона создаст опасный прецедент.
Список персонажей
Ахейцы (также называемые «аргивянами» или «данайцами»)
Ахиллес
Сын полководца Пелея и морской нимфы Фетиды. Самый сильный воин в «Илиаде», Ахиллес командует мирмидонами, воинами из его родной Фтии в Греции. Гордый и упрямый, он легко обижается и с яростным негодованием реагирует на то, что его честь ущемлена. Гнев Ахиллеса на Агамемнона за то, что тот отнял у него военный трофей, деву Брисею, составляет главную тему «Илиады».
Хотя Ахиллес обладает сверхчеловеческой силой и имеет близкие отношения с богами, современному читателю он может показаться не таким уж героическим. Он обладает всеми признаками великого воина и действительно оказывается самым могучим человеком в ахейской армии, но его глубоко укоренившиеся недостатки характера постоянно препятствуют его способности действовать благородно и честно.
Он не может контролировать свою гордость и ярость, которая поднимается, когда эта гордость уязвлена. Это свойство настолько отравляет его, что он бросает своих товарищей и даже молится, чтобы троянцы расправились с ними, и все из-за того, что его обидел полководец Агамемнон. Ахиллесом движет прежде всего жажда славы. Часть его жаждет прожить долгую и лёгкую жизнь, но он знает, что его личная судьба заставляет его выбирать между этими двумя вещами. В конце концов, он готов пожертвовать всем остальным ради того, чтобы его имя помнили.
Как и большинство гомеровских персонажей, Ахиллес не получает значительного развития на протяжении эпоса. Хотя смерть Патрокла побуждает его искать примирения с Агамемноном, это не ослабляет его гнев, а наоборот, перенаправляет его на Гектора. Это событие не делает Ахиллеса более обдуманным или саморефлексивным персонажем.
Жажда крови, гнев и гордость продолжают поглощать его. Он безжалостно избивает своих противников, нагло переплывает реку Ксанф, бесчестно оскверняет тело Гектора и жестоко приносит в жертву двенадцать троянцев на похоронах Патрокла. Он не ослабевает в этой жестокости до последней книги эпоса, когда царь Приам, умоляя вернуть осквернённый труп Гектора, взывает к памяти Ахиллеса о его отце Пелее.
Однако остаётся неясным, действительно ли душераздирающие мольбы отца изменили Ахиллеса, или же эта сцена просто свидетельствует о способности Ахиллеса к скорби и знакомстве с муками, которые уже проявились в его сильной скорби по Патроклу.
Агамемнон (также называемый «Атридес»)
Царь Микен и предводитель ахейской армии; брат царя Спарты Менелая. Высокомерный и часто эгоистичный, Агамемнон обеспечивает ахейцам сильное, но иногда безрассудное и своекорыстное руководство. Как и Ахиллесу, ему не хватает внимательности и предусмотрительности. Особенно важно, что его бестактное присвоение военного приза Ахиллеса, девы Брисеи, создаёт кризис для ахейцев, когда Ахиллес, оскорблённый, выходит из войны.
Агамемнон, царь Микен и главнокомандующий ахейской армией, в некоторых отношениях похож на Ахиллеса. Хотя он не так силён, но обладает таким же вспыльчивым характером и гордыней. Когда оскорбительное требование Агамемнона, чтобы Ахиллес отказался от своего военного трофея, Брисеи, заставляет Ахиллеса в гневе покинуть битву, страдания, причинённые греческой армии, в равной степени обязаны упрямству Агамемнона и Ахиллеса.
Но гордость Агамемнона делает его более высокомерным, чем Ахиллес. В то время как гордость Ахиллеса разгорается после того, как его ранят, Агамемнон использует любую возможность, чтобы заставить других почувствовать последствия своей гордости. Он всегда рассчитывает на большую часть награбленного, хотя в бою рискует меньше всех. Кроме того, он настаивает на том, чтобы возглавить армию, хотя реальные претензии к троянцам предъявляет его младший брат Менелай, чью жену Елену украл Парис. Он никогда не позволяет ахейцам забыть о своём царском статусе.
Агамемнон также отличается от Ахиллеса тем, что ценит тонкость. Ахиллес остаётся яростно преданным тем, кто его любит, но преданно злобен к тем, кто причиняет ему зло; он не видит оттенков серого. Агамемнон же в первую очередь заботится о себе, и у него хватает хитрости манипулировать людьми и ситуациями ради собственной выгоды.
Он не доверяет своим войскам слепо, а проверяет их верность, как во второй книге. Хотя в 19-й книге он примиряется с Ахиллесом, он уклоняется от личной ответственности, обвиняя судьбу, гибель и богов. В то время как Ахиллес полностью поглощён своими эмоциями, Агамемнон демонстрирует искусную способность держать себя и других под контролем.
Когда он совершает зло, он делает это не из слепой ярости и разочарования, как Ахиллес, а из аморальной, корыстной хитрости. По этой причине гомеровский портрет Агамемнона в конечном итоге оказывается недобрым, и читатель никогда не испытывает к нему такой же симпатии, как к Ахиллесу.
Патрокл
Любимый друг, спутник и советник Ахиллеса, Патрокл вырос рядом с великим воином во Фтии, под опекой Пелея. Преданный Ахиллесу и делу ахейцев, Патрокл поддерживает разъярённого Ахиллеса, но также надевает страшные доспехи Ахиллеса, пытаясь сдержать троянцев.
Одиссей
Прекрасный воин и самый умный из ахейских полководцев. Наряду с Нестором, Одиссей – один из двух лучших ораторов ахейцев. Он помогает стать посредником между Агамемноном и Ахиллесом во время их ссоры и часто удерживает их от необдуманных решений.
Диомед (также называемый «Тидидес»).
Самый молодой из ахейских полководцев, Диомед смел и иногда бывает импульсивен. После того, как Ахиллес вышел из боя, Афина вдохновляет Диомеда на такую отвагу, что он ранит двух богов – Афродиту и Ареса.
Великий Аякс
Великий Аякс (иногда его называют «тельамонский Аякс» или просто «Аякс») – второй по могуществу ахейский воин после Ахиллеса. Его необычайные размеры и сила помогают ему дважды ранить Гектора, ударяя его валунами. Он часто сражается вместе с маленьким Аяксом, и эту пару часто называют «ахейцами».
Маленький Аякс
Малый Аякс – сын Ойлея (в отличие от Великого Аякса, сына Теламона), ахейский полководец. Он часто сражается вместе с Великим Аяксом, чей рост и сила дополняют маленький рост и быстроту Маленького Аякса. Этих двоих вместе иногда называют «Эантами».
Нестор
Царь Пилоса и самый старый ахейский полководец. Хотя возраст отнял у Нестора много физических сил, он сохранил большую мудрость. Он часто выступает в роли советника военачальников, особенно Агамемнона. Нестор и Одиссей – самые искусные и убедительные ораторы ахейцев, хотя речи Нестора иногда бывают многословными.
Менелай
Царь Спарты; младший брат Агамемнона. Хотя именно похищение его жены, Елены, троянским царевичем Парисом послужило толчком к Троянской войне, Менелай оказался более тихим, менее внушительным и менее высокомерным, чем Агамемнон. Хотя у него крепкое сердце, Менелай не входит в число самых могучих ахейских воинов.
Идоменей
Царь Крита и уважаемый полководец. Идоменей возглавляет поход против троянцев в 13-й книге.
Махаон
Лекарь. Махаон ранен Парисом в 11-й книге.
Калхас
Важный прорицатель. Определение Калхасом причины чумы, опустошающей ахейскую армию в первой книге, нечаянно приводит к разрыву между Агамемноном и Ахиллесом, который занимает первые девятнадцать книг «Илиады».
Пелей
Отец Ахиллеса и внук Зевса. Хотя его имя часто встречается в эпосе, Пелей никогда не появляется лично. Приам мощно ссылается на память о Пелее, когда убеждает Ахиллеса вернуть труп Гектора троянцам в 24-й книге.
Феникс
Старый добрый воин, Феникс помогал воспитывать Ахиллеса, пока сам был ещё юношей. Ахиллес глубоко любит и доверяет Фениксу, и Феникс выступает посредником между ним и Агамемноном во время их ссоры.
Мирмидоны
Воины под командованием Ахиллеса, родом из Фтии, родины Ахиллеса.
Троянцы
Гектор
Сын царя Приама и царицы Гекубы, Гектор – самый могучий воин в троянской армии. В некоторых своих недостатках он повторяет Ахиллеса, но его жажда крови не так велика, как у Ахиллеса. Он предан своей жене Андромахе и сыну Астианаксу, но обижен на своего брата Париса за то, что тот принёс войну в их семью и город.
Гектор – самый могучий воин в троянской армии. Хотя он встретил свою пару в лице Ахиллеса, он сеет хаос в ахейской армии во время отсутствия Ахиллеса. Он возглавляет штурм, который, наконец, прорывает ахейские валы, он первый и единственный троянец, который поджигает ахейский корабль, и он убивает Патрокла.
Однако его лидерство содержит заметные недостатки, особенно к концу эпоса, когда участие сначала Патрокла, а затем Ахиллеса оживляет ахейское войско. Он демонстрирует определённую трусость, когда дважды в 17-й книге убегает от Великого Аякса. Действительно, он восстанавливает своё мужество только после того, как получает оскорбления от своих товарищей – сначала Глаука, а затем Энея. Часто он также может быть эмоционально увлечён, обращаясь с Патроклом и другими своими жертвами с необдуманной жестокостью. Позже, охваченный вспышкой самоуверенности, он по глупости приказывает троянцам разбить лагерь за стенами Трои в ночь перед возвращением Ахиллеса на битву, что приводит к решающему поражению на следующий день.
Но хотя Гектор может оказаться слишком импульсивным и недостаточно предусмотрительным, он не выглядит высокомерным или властным, как Агамемнон. Более того, тот факт, что Гектор сражается на своей родине, в отличие от любого из ахейских полководцев, позволяет Гомеру развить в нём нежного, ориентированного на семью человека. Гектор проявляет глубокую, искреннюю любовь к своей жене и детям. Он даже к своему брату Парису относится с прощением и снисхождением, несмотря на его бездуховность и предпочтение любовных утех воинскому долгу.
Гектор никогда не переходит к насилию над ним, лишь бросая разочарованные слова в адрес своего трусливого брата. Более того, хотя Гектор любит свою семью, он никогда не забывает о своей ответственности перед Троей. Конечно, поначалу он бежит от Ахиллеса и недолго тешит себя иллюзорной надеждой выторговать себе победу в поединке. Однако в конце концов он противостоит могучему воину, даже когда понимает, что боги оставили его. Его отказ бежать даже перед лицом значительно превосходящих сил делает его самой трагической фигурой в поэме.
Приам
Царь Трои и муж Гекубы, Приам – отец пятидесяти троянских воинов, включая Гектора и Париса. Хотя он слишком стар, чтобы сражаться, он заслужил уважение троянцев и ахейцев благодаря своему здравомыслию, мудрости и доброжелательности. Он по-доброму относится к Елене, хотя и сожалеет о войне, которую вызвала её красота.
Гекуба
Царица Трои, жена Приама, мать Гектора и Париса.
Парис (также известный как «Александр»)
Сын Приама и Гекубы и брат Гектора. Похищение Парисом прекрасной Елены, жены Менелая, спровоцировало Троянскую войну. Парис эгоцентричен и часто нелюдим. Он эффективно сражается с луком и стрелами (никогда не сражаясь более мужественным мечом или копьём), но часто не имеет духа для битвы и предпочитает сидеть в своей комнате, занимаясь любовью с Еленой, пока другие сражаются за него, чем заслужил презрение Гектора и Елены.
Елена
Елена, считавшаяся самой красивой женщиной древнего мира, была украдена у своего мужа Менелая и увезена Парисом в Трою. Теперь она ненавидит себя за страдания, которые она причинила стольким троянцам и ахейцам. Хотя её презрение распространяется и на Париса, она продолжает оставаться с ним.
Эней
Троянский дворянин, сын Афродиты и могучий воин. Римляне считали, что Эней впоследствии основал их город (он является главным героем шедевра Вергилия «Энеида»).
Андромаха
Любящая жена Гектора, Андромаха умоляет Гектора выйти из войны и спастись, пока его не убили ахейцы.
Астианакс
Младенец, сын Гектора и Андромахи.
Полидамас
Молодой троянский полководец Полидамас иногда выступает в роли соперника Гектора, проявляя хладнокровие и благоразумие, когда Гектор бросается вперёд. Полидамас даёт троянцам дельные советы, но Гектор редко действует в соответствии с ними.
Глауций
Сильный троянский воин, Глаукс едва не вступает в поединок с Диомедом. Обмен доспехами между мужчинами после того, как они поняли, что их семьи дружат, показывает, какое значение древние придавали родству и товариществу.
Агенор
Троянский воин, который пытается сразиться с Ахиллесом в книге 21. Агенор задерживает Ахиллеса настолько, что троянская армия успевает убежать за стены Трои.
Долон
Троянец, посланный шпионить за лагерем ахейцев в книге 10.
Пандарус
Троянский лучник. Выстрел Пандара в Менелая в четвёртой книге нарушает временное перемирие между двумя сторонами.
Антенор
Троянский дворянин, советник царя Приама и отец многих троянских воинов. Антенор утверждает, что Елена должна быть возвращена Менелаю, чтобы положить конец войне, но Парис отказывается отдать её.
Сарпедон
Один из сыновей Зевса. Судьба Сарпедона кажется переплетённой с причудами богов, привлекая внимание к неясной природе отношения богов к судьбе.
Хрисеис
Дочь Хрисея, жрец Аполлона в союзном Трояну городе.
Брисеис
Военный приз Ахиллеса. Когда Агамемнон вынужден вернуть Хрисею её отцу, он присваивает Брисею в качестве компенсации, что вызывает сильный гнев Ахиллеса.
Хрисея
Жрец Аполлона в союзном Трояну городе; отец Хрисеи, которую Агамемнон забирает в качестве военного приза.
Боги и бессмертные
Зевс
Царь богов и муж Геры, Зевс претендует на нейтралитет в конфликте смертных и часто пытается удержать других богов от участия в нем. Однако большую часть битвы он поддерживает сторону троянцев, после того как надутый Ахиллес попросил об этом свою мать Фетиду.
Гера
Царица богов и жена Зевса, Гера – коварная и строптивая женщина. Она часто действует за спиной Зевса в тех вопросах, по которым они расходятся во мнениях. Она работает с Афиной, чтобы сокрушить троянцев, которых она страстно ненавидит.
Афина
Богиня мудрости, целеустремлённой битвы и женских искусств; дочь Зевса. Как и Гера, Афина страстно ненавидит троянцев и часто оказывает ахейцам неоценимую помощь.
Фетида
Морская нимфа и преданная мать Ахиллеса, Фетида уговаривает Зевса помочь троянцам и наказать ахейцев по просьбе своего разгневанного сына. Когда Ахиллес, наконец, снова вступает в бой, она поручает Гефесту изготовить для него новые доспехи.
Аполлон
Сын Зевса и брат-близнец богини Артемиды, Аполлон – бог солнца и искусств, особенно музыки. Он поддерживает троянцев и часто вмешивается в войну от их имени.
Афродита
Богиня любви и дочь Зевса, Афродита замужем за Гефестом, но поддерживает романтические отношения с Аресом. Она поддерживает Париса и троянцев на протяжении всей войны, хотя в бою оказывается несколько неэффективной.
Посейдон
Брат Зевса и бог моря. Посейдон давно обижен на троянцев за то, что они не заплатили ему за помощь в строительстве города. Поэтому он поддерживает ахейцев в войне.
Гефест
Бог огня и муж Афродиты, Гефест – металлург богов и известен как хромой или калека. Хотя в тексте нет ясного указания на его симпатии в борьбе смертных, он помогает ахейцам, выковав для Ахиллеса новые доспехи и спасая Ахиллеса во время его схватки с богом реки.
Артемида
Богиня охоты, дочь Зевса и сестра-близнец Аполлона. Артемида поддерживает троянцев в войне.
Арес
Бог войны и любовник Афродиты, Арес обычно поддерживает троянцев в войне.
Гермес
Посланник богов. Гермес сопровождает Приама в шатёр Ахиллеса в 24-й книге.
Ирис
Посланница Зевса.
Вопросы и ответы
— Из-за чего началась Троянская война?
Троянская война началась из-за того, что Парис, принц Трои, сбежал с Еленой из Спарты. Елена в то время была замужем за ахейцем Менелаем, но, несмотря на это, богиня любви Афродита пообещала Парису, что Елена будет его. Парис отправился в Спарту, чтобы забрать свою награду, и пока Менелай был за границей, они вместе вернулись в Трою.
После неудачной дипломатической миссии по возвращению Елены после её похищения Агамемнон собрал армию и отправился в Трою. Хотя в «Илиаде» нет полной информации о происхождении Троянской войны, Гомер даёт несколько разрозненных намёков на события, с которых все началось. Самое прямое упоминание содержится в 9-й книге, когда Ахиллес обвиняет Елену и её красоту в Троянской войне: «Зачем нам сражаться с троянцами, мужи Аргоса? Зачем он собрал войско, привёл нас сюда, этот сын Атрея? Зачем, зачем, если не ради Елены с её распущенными и роскошными волосами?».
Гомер делает и другие, менее прямые намёки в других местах поэмы. Например, в шестой книге Елена осуждает себя за свою роль в войне, желая, чтобы «чёрный вихрь унёс меня в горы / в прибой, где ревущие волноломы бьются и тащат / и волны унесли меня до того, как все это случилось!».
— Почему Ахиллес отказывается сражаться на протяжении большей части поэмы?
Ахиллес отказывается сражаться, потому что Агамемнон украл у него прекрасную деву по имени Брисея, которую он получил в качестве приза за свои достижения в битве. В первой книге Агамемнон сталкивается с Ахиллесом и, несмотря на сопротивление великого воина, заставляет его уступить и отдать девушку. Действия Агамемнона поражают Ахиллеса как злоупотребление властью и проявление царской алчности. Преданный и униженный, Ахиллес заявляет, что Агамемнон больше не будет ему верен.
Многие важные герои пытаются переубедить Ахиллеса, включая Одиссея, Аякса и Феникса, которые вместе составляют посольство, отправленное Агамемноном в 9-й книге, чтобы преподнести Ахиллесу огромный дар и загладить свою вину. Тем не менее, Ахиллес сохраняет свою злобу на протяжении всей поэмы. Хотя ярость Ахиллеса поражает многих персонажей (и, вероятно, читателя) как безрассудство и жестокость, стоит отметить, что предательство Агамемнона имеет более важное символическое значение. Насильно отняв Брисею у Ахиллеса и вызвав ярость воина, Агамемнон, по сути, повторяет начало Троянской войны, когда Парис похитил Елену.
— Почему Зевс поддерживает троянцев?
Зевс поддерживает троянскую армию из-за договора, который он заключил с морской нимфой Фетидой от имени её сына Ахиллеса. После того как Агамемнон похищает Брисею, Ахиллес так злится на Агамемнона, что не останавливается ни перед чем, чтобы отомстить царю. Ахиллес не только сам отказывается вернуться в бой, но и просит свою мать обратиться к Зевсу, чтобы тот помог ему переломить ход войны против ахейцев. В конце первой книги Фетида выполняет просьбу сына и обращается к Зевсу: «Приди, даруй троянцам победу за победой, пока ахейские войска не отплатят моему дорогому сыну, возведя выше почести, которые он заслужил!».
Зевс исполняет просьбу морской нимфы, хотя и боится гнева Геры. Хотя Гомер не объясняет, почему Зевс соглашается, греческая мифология говорит нам, что Зевс когда-то влюбился в Фетиду, что делает его более склонным удовлетворять её просьбы. Кроме того, как читатели узнают из пятой книги, один из лучших воинов Трои, Сарпедон, оказался ребёнком Зевса и одним из его любимых сыновей. Величайший из троянцев, Гектор, также имеет отдалённые кровные связи с Зевсом через род своего отца, Приама. Все эти детали способствуют тому, что Зевс поддерживает троянцев на протяжении всей «Илиады».
— Почему Гера защищает ахейцев?
В то время как Зевс поддерживает троянцев, его жена, Гера, защищает ахейцев. Гера имеет зуб на троянцев из-за события, известного как Суд Париса. Когда родители Ахиллеса женились, были приглашены все боги, кроме богини раздора Эрис. Раздосадованная своим исключением, Эрис бросила в толпу золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей».
Три богини, каждая из которых считала себя самой прекрасной, попытались взять яблоко: Гера, Афина и Афродита. Разгорелся спор, и Зевс решил, что Парис, принц Трои, должен определить, кто из богинь прекраснее.
Пытаясь купить его расположение, каждая из богинь обещала Парису взятку, но в итоге он выбрал Афродиту, которая обещала ему руку Елены из Спарты. Решение Париса в конечном счёте помогло начать Троянскую войну, и его решение возмутило Геру, которая теперь искренне желала поражения троянцам.
Хотя Гомер не пересказывает эту историю в «Илиаде», он прямо ссылается на суд Париса в 24-й книге: Парис оскорбил Афину и Геру – обеих богинь. Когда они пришли к его пастуху, он отдал предпочтение Любви, которая висела перед его глазами с похотью, вызвавшей бедствие». Однако даже без этой аллюзии первоначальная аудитория Гомера должна была знать предысторию верности Геры ахейцам.
— Почему Ахиллес в конце концов снова вступает в бой?
Ахиллес окончательно вступает в бой после того, как Гектор убивает его лучшего друга Патрокла. Патрокл обратился к Ахиллесу с предложением вступить в бой, чтобы помочь страдающим ахейцам, и хотя Ахиллес всё ещё отказывался сражаться сам, он одолжил Патроклу свои доспехи и отправил друга в бой. В 16-й книге Патрокл доказывает своё мастерство на поле боя, убивая многих троянцев. Но, как часто упоминает поэт, Патроклу суждено погибнуть в бою, и после того, как бог Аполлон отстраняет его, Гектор наносит ему смертельный удар копьём.
Когда Ахиллес узнает о смерти Патрокла, эта новость сокрушает его. В этот момент объект гнева Ахиллеса переходит от Агамемнона к Гектору, и он решает снова вступить в войну. Поскольку у Гектора теперь есть доспехи Ахиллеса, которые он снял с тела Патрокла, Фетида поручает богу-кузнецу Гефесту изготовить для её сына новые доспехи. Когда он снова полностью экипирован, Ахиллес снова бросается в бой с кровавой местью.
- Гомер, «Одиссея», краткое содержание
- «О первом взгляде на гомера Чепмена» Джона Китса, краткое содержание
- «Темпл Грандин» Сай Монтгомери, краткое содержание
- «Спасибо за спор: чему Аристотель, Линкольн и Гомер Симпсон могут научить нас об искусстве убеждения» Джея Хайнрихса, краткое содержание
- Волковский фестиваль открылся российской премьерой спектакля «Война»
- «Мизантроп» Мольера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?