«Илиада», краткое содержание читать ~22 мин.
«Илиада» (древнегреч. Ἰλιάς) — древнегреческая эпическая поэма, автором которой считается Гомер (древнегреч. Ὅμηρος). Поэма была создана, предположительно, в VIII веке до н.э. и основана на цикле сказаний о Троянской войне. Описанные в ней события относятся к бронзовому веку (примерно XII или XIII век до н.э.). Действие «Илиады» разворачивается на десятом году Троянской войны. Место действия: Троя (город на территории современной северо-западной Турции) и её окрестности.

Сюжет
На десятом году Троянской войны греческая («ахейская») армия захватывает Хрису, город-союзник Трои. Во время битвы ахейцы берут в плен двух прекрасных девушек — Хрисеиду и Брисеиду. Агамемнон, предводитель ахейских войск, забирает Хрисеиду себе, а Ахиллес, величайший из ахейских воинов, — Брисеиду. Отец Хрисеиды, Хрис, жрец бога Аполлона, предлагает огромный выкуп за свою дочь, но Агамемнон отказывается вернуть её. Тогда Хрис молится Аполлону, и тот насылает на ахейский лагерь чуму.
После гибели многих ахейцев Агамемнон обращается к прорицателю Калхасу, чтобы выяснить причину эпидемии. Узнав, что дело в Хрисеиде, он неохотно соглашается отдать её, но взамен требует у Ахиллеса его пленницу Брисеиду. Разгневанный таким оскорблением, Ахиллес уходит в свой шатёр и отказывается дальше участвовать в войне. Он жаждет поражения ахейцев и просит свою мать, морскую нимфу Фетиду, обратиться к Зевсу, царю богов, чтобы тот помог троянцам.
Поскольку Зевс поддерживает троянцев, а Ахиллес отказывается сражаться, ахейцы несут большие потери. Несколько дней идут ожесточённые бои, включая поединки между Парисом и Менелаем, а также между Гектором и Аяксом. Ахейцы не могут развить успех — даже героизм великого воина Диомеда не приносит перелома. Троянцы оттесняют врагов к их кораблям, заставляя укрыться за оборонительными валами.
Надежда появляется, когда Диомед и Одиссей совершают ночную вылазку и узнают о планах троянцев. Однако следующий день приносит катастрофу. Несколько ахейских вождей получают ранения, а троянцы прорывают укрепления и добираются до кораблей, поджигая один из них. Поражение кажется неминуемым: без флота армия окажется в ловушке и будет уничтожена.
Переживая за товарищей, но слишком гордый, чтобы помочь им лично, Ахиллес соглашается на план Нестора. Его друг Патрокл надевает доспехи Ахиллеса и вступает в бой. Присутствие «Ахиллеса» на поле битвы воодушевляет ахейцев, и они оттесняют троянцев от кораблей к стенам города. Но эта атака заканчивается трагически: бог Аполлон сбивает с Патрокла доспехи, и Гектор убивает его. Завязывается битва за тело и доспехи павшего героя.
Доспехи достаются Гектору, но ахейцам, благодаря усилиям Менелая и других воинов, удаётся отбить тело Патрокла и унести его в свой лагерь. Когда Ахиллес узнаёт о гибели друга от руки Гектора, его охватывают такое горе и ярость, что он решает примириться с Агамемноном и вернуться в бой. Фетида отправляется на Олимп и просит бога-кузнеца Гефеста выковать для сына новые доспехи. На следующее утро Ахиллес во главе ахейского войска устремляется в битву.
Тем временем Гектор, не ожидавший возвращения Ахиллеса, приказал своим воинам разбить лагерь за стенами Трои. Увидев Ахиллеса, троянцы в ужасе бегут обратно в город. Ахиллес, охваченный гневом, преследует и убивает всех на своём пути. Он даже вступает в поединок с богом реки Ксанфом, разгневанным тем, что тела убитых воинов заполнили его воды. Наконец, Ахиллес сталкивается с Гектором у стен Трои.
Гектору стыдно за свой опрометчивый приказ, и он отказывается укрыться в городе. Ахиллес трижды преследует его вокруг стен Трои. В итоге богиня Афина обманом убеждает Гектора принять бой. В драматическом поединке Ахиллес убивает его. После этого он привязывает тело поверженного врага к своей колеснице и волочит его через поле в ахейский лагерь. Торжествующие греки устраивают пышные похороны Патрокла с атлетическими играми в его честь. В течение следующих девяти дней Ахиллес ежедневно протаскивает тело Гектора вокруг погребального костра своего друга.
Наконец, боги решают, что Гектор заслуживает достойного погребения. Зевс посылает бога Гермеса, чтобы тот сопроводил царя Приама, отца Гектора, в ахейский лагерь. Приам со слезами умоляет Ахиллеса сжалиться и вернуть тело сына, взывая к памяти об отце Ахиллеса, Пелее. Глубоко тронутый этой мольбой, Ахиллес уступает и отдаёт тело Гектора. Стороны заключают временное перемирие, и троянцы хоронят своего героя с подобающими почестями.
Анализ
«Илиада» начинается in medias res, что в переводе с латыни означает «в середине событий». Гомер сделал этот приём знаменитым, погружая читателя в историю на десятом году Троянской войны, в момент, когда личный спор разгорается между ахейским царём Агамемноном и величайшим воином Ахиллесом.
Поскольку поэма начинается в разгар событий, её побудительный мотив отличается от первопричины самой Троянской войны. Любопытно, что эти два мотива зеркально отражают друг друга. Троянская война началась, когда троянский царевич Парис похитил Елену, жену спартанского царя Менелая. «Илиада» же начинается с того, что Агамемнон отнимает у Ахиллеса пленницу Брисеиду.
Таким образом, завязка «Илиады» символически повторяет начало всей войны. Однако, несмотря на сходство, эти два похищения имеют противоположные последствия. Если похищение Елены Парисом объединило ахейскую армию против троянцев, то поступок Агамемнона настолько разгневал Ахиллеса, что тот полностью отстранился от битвы.
Хотя Ахиллес расстроен потерей ценного трофея, его гнев вызван прежде всего нарушением норм воинской культуры. Агамемнон, пользуясь своей царской властью, отнял у Ахиллеса то, что тот заслужил по праву. Это не только личное предательство, но и кризис основополагающих принципов воинской этики: чести и славы. Агамемнон не проявил доблести в бою, но получил лучший приз лишь потому, что обладал силой.
Действия Агамемнона показывают Ахиллесу, что его собственная слава как воина зависит не только от личной доблести, но и от внешних сил, которые он не может контролировать. Оскорблённый, Ахиллес не видит причин продолжать сражаться. Война — это смертельный риск, и если она не приносит заслуженных наград, то нет смысла рисковать единственной жизнью. Как говорит Ахиллес в девятой песне: “Я говорю, что никакое богатство не стоит моей жизни!”.
Этот личный конфликт имеет далеко идущие последствия как для людей, так и для богов. Разгневанный Ахиллес просит свою мать, морскую нимфу Фетиду, убедить Зевса помочь троянцам, чтобы наказать Агамемнона и ахейцев. Зевс соглашается, что немедленно приводит к его столкновению с женой, богиней Герой.
Гера затаила обиду на троянцев с тех пор, как царевич Парис отказался признать её прекраснейшей из богинь. Поэтому она всей душой желает победы ахейцам. Остальные боги разделяются в своих симпатиях, поддерживая либо Зевса и троянцев, либо Геру и ахейцев.
Таким образом, миры людей и богов оказываются расколоты с самого начала. На протяжении первых двух третей поэмы Гомер описывает войну как качели, где тактическое преимущество постоянно переходит от одной армии к другой по прихоти богов. Обе стороны несут тяжёлые потери.
Вмешательство богов не отменяет ответственности людей за свои поступки, но подчёркивает, что человеческая жизнь находится во власти высших сил. Герои действуют, исходя из собственных представлений о чести, долге и славе, но их судьбы часто предопределены. Этот дуализм — столкновение свободной воли и рока — является одним из центральных философских мотивов поэмы, делая поступки персонажей ещё более трагичными и значимыми.
Кульминация наступает в шестнадцатой песне, когда в бою погибает Патрокл, любимый друг Ахиллеса. Его смерть повергает героя в отчаяние и жажду мести Гектору. Гнев на Гектора затмевает обиду на Агамемнона, и Ахиллес наконец возвращается в бой. Встретив Гектора на поле битвы, он не просто убивает его, но в гротескном проявлении ярости привязывает тело к колеснице и тащит по земле.
После гибели Гектора царь Трои Приам пробирается в лагерь ахейцев, чтобы выкупить тело сына. Ахиллес, тронутый горем старика, отдаёт тело. Ахейцы соглашаются на перемирие, чтобы троянцы могли оплакать и похоронить своего героя. Поэма завершается сценой похорон Гектора в скорбящей Трое, с пониманием, что на следующий день война возобновится с новой силой. Таким образом, финал «Илиады» подчёркивает тему непрекращающейся войны, а не её завершения.
Темы
Воинская слава
«Илиада» во многом прославляет войну. Достоинство персонажей определяется их храбростью и мастерством в бою. Например, Парис не любит воевать, за что его презирают и семья, и возлюбленная. Ахиллес же обретает вечную славу, сознательно отвергая долгую и спокойную жизнь.
Текст распространяет эту систему ценностей даже на богов. Воинственные божества, такие как Афина, вызывают восхищение, в то время как те, кто избегает битвы, например Афродита и Артемида, высмеиваются. Сражаться — значит доказывать свою честь, а уклоняться от войны — проявлять лень или малодушие.
Конечно, «Илиада» не игнорирует ужасы войны. Мужчины гибнут страшной смертью, женщин обращают в рабство, в ахейском лагере вспыхивает чума. Перед лицом этих ужасов даже могущественные воины испытывают страх. Поэт говорит, что обе армии сожалеют о начале войны.
Хотя Ахиллес отмечает, что всех людей, храбрых и трусливых, ждёт одна и та же участь — смерть, поэма не ставит под сомнение законность этой борьбы. Гомер не утверждает, что война — это пустая трата человеческих жизней. Напротив, он показывает, что у каждой стороны есть веские причины для сражения, и представляет войну как достойный способ разрешения конфликта.
Военная слава превыше семейной жизни
Тема, тесно связанная с воинской славой, — это превосходство воинского долга над семейными узами. Текст восхищается семейными узами, но ещё большее уважение вызывает стремление к kleos — «славе», которую человек завоёвывает великими делами. Гомер постоянно ставит своих героев перед выбором между близкими и стремлением к славе, и самые героические персонажи неизменно выбирают второе.
Андромаха умоляет Гектора не рисковать собой, чтобы не оставить их сына сиротой, но Гектор отвечает, что его долг — сражаться в первых рядах, чтобы «добыть моему отцу великую славу». Парис же предпочитает проводить время с Еленой, за что его презирают. Ахиллес, размышляя о спокойной жизни с отцом, всё же остаётся в Трое, чтобы отомстить за Патрокла и завоевать славу. Герои ценят честь и доблесть настолько высоко, что готовы пожертвовать жизнью ради них.
Непостоянство человеческой жизни и её творений
Хотя «Илиада» описывает лишь короткий период долгой войны, она постоянно напоминает о неизбежном конце, который ждёт её участников. Трое суждено пасть. Приам и все его дети погибнут, а Гектор умирает ещё до конца поэмы. Ахиллес также встретит раннюю смерть, хотя и за пределами повествования. Гомер подчёркивает, что даже величайшие из людей не могут избежать смерти.
Точно так же «Илиада» напоминает, что и творения смертных не вечны. Слава людей не живёт в их городах или постройках. Пророчества постоянно говорят читателю, что высокие стены Трои падут. Но и греческие укрепления недолговечны. В двенадцатой песне Аполлон и Посейдон уже планируют их разрушение. Поэма подчёркивает эфемерность человеческого мира, предполагая, что смертные должны стремиться прожить свою жизнь достойно, чтобы о них осталась добрая память.
Влияние судьбы
Судьба играет ключевую роль в «Илиаде». Поэт использует её не только для предсказания будущих событий, но и для подчёркивания значения героизма. Одна из определяющих черт героя — это то, как он принимает свою судьбу. Гектор говорит своей жене Андромахе: “А судьба? Никто из живущих ещё не избежал её”.
Однако поэма также показывает, что судьба не всегда предрешена. Например, у Ахиллеса есть выбор между двумя судьбами: долгой, но бесславной жизнью или короткой, но героической. Он выбирает второе. Более того, боги обладают силой влиять на судьбу. Зевс размышляет о спасении своего сына Сарпедона, но Гера предостерегает его, говоря, что нарушение судьбы одного создаст опасный прецедент для всех.
Список персонажей
Ахейцы (также называемые «аргивянами» или «данайцами»)
Ахиллес
Сын царя Пелея и морской нимфы Фетиды. Сильнейший воин в «Илиаде», предводитель мирмидонян. Гордый и упрямый, он легко обижается и яростно реагирует на любое ущемление своей чести. Гнев Ахиллеса на Агамемнона из-за пленницы Брисеиды составляет главную сюжетную линию поэмы.
Хотя Ахиллес обладает сверхчеловеческой силой, его характер далёк от идеала. Он не может контролировать свою гордыню и гнев. Обидевшись на Агамемнона, он бросает своих товарищей и даже молится об их поражении. Ахиллесом движет прежде всего жажда славы. Он готов пожертвовать всем, чтобы его имя помнили в веках.
Характер Ахиллеса практически не меняется на протяжении эпоса. Смерть Патрокла не делает его более сдержанным, а лишь перенаправляет его гнев на Гектора. Он безжалостно расправляется с врагами, оскверняет тело Гектора и жестоко приносит в жертву двенадцать троянских юношей на похоронах друга. Лишь в последней песне, когда царь Приам взывает к его состраданию, Ахиллес смягчается, но остаётся неясным, было ли это истинным изменением или лишь временным проявлением скорби.
Агамемнон (также называемый «Атрид»)
Царь Микен и предводитель ахейской армии, брат Менелая. Высокомерный и эгоистичный, он является сильным, но часто безрассудным правителем. Его бестактный поступок — отнятие у Ахиллеса военной добычи, Брисеиды, — создаёт кризис для всего ахейского войска, когда Ахиллес отказывается сражаться.
Агамемнон, как и Ахиллес, обладает вспыльчивым нравом и гордыней. Но в отличие от Ахиллеса, чья гордость вспыхивает в ответ на обиду, Агамемнон использует любую возможность, чтобы продемонстрировать свою власть. Он всегда требует большую часть добычи, хотя рискует в бою меньше других. Он также настаивает на верховном командовании, хотя личные счёты к троянцам имеет его брат Менелай.
Агамемнон также отличается хитростью. Он не доверяет своим войскам и проверяет их верность. Примиряясь с Ахиллесом, он уклоняется от личной ответственности, обвиняя во всём судьбу и богов. Если Ахиллес действует под влиянием эмоций, то Агамемнон руководствуется холодным расчётом. Поэтому Гомер изображает его с меньшей симпатией, чем Ахиллеса.
Патрокл
Любимый друг, спутник и советник Ахиллеса. Он вырос вместе с Ахиллесом во Фтии. Преданный другу и делу ахейцев, Патрокл надевает доспехи Ахиллеса, чтобы остановить троянцев, и погибает в бою.
Одиссей
Царь Итаки, один из умнейших ахейских полководцев. Наряду с Нестором, Одиссей — лучший оратор среди ахейцев. Он выступает посредником в ссоре Агамемнона и Ахиллеса и часто удерживает вождей от необдуманных поступков.
Диомед (также называемый «Тидид»)
Самый молодой из ахейских полководцев, смелый и порывистый. После того как Ахиллес покинул поле боя, богиня Афина вдохновила Диомеда на такую отвагу, что он смог ранить двух богов — Афродиту и Ареса.
Великий Аякс
Также известен как Теламонид. Второй по силе ахейский воин после Ахиллеса. Благодаря огромной силе и росту он дважды ранит Гектора, метая в него валуны. Он часто сражается вместе с Малым Аяксом.
Малый Аякс
Сын Оилея, ахейский полководец. Он часто сражается в паре с Великим Аяксом. Его быстрота и ловкость дополняют огромную силу тёзки. Вместе их иногда называют «Эантами».
Нестор
Царь Пилоса и старейший ахейский полководец. Хотя возраст отнял у него физическую силу, он сохранил великую мудрость. Нестор часто выступает советником для других вождей, особенно для Агамемнона.
Менелай
Царь Спарты, младший брат Агамемнона. Именно похищение его жены Елены царевичем Парисом послужило причиной Троянской войны. Менелай более сдержан и менее высокомерен, чем его брат. Он храбрый воин, но не относится к числу самых могучих.
Идоменей
Царь Крита и уважаемый полководец. В тринадцатой песне он возглавляет успешную атаку против троянцев.
Махаон
Врачеватель в ахейском войске. В одиннадцатой песне его ранит Парис.
Калхас
Важный прорицатель. Его предсказание о причине чумы в первой песне становится причиной ссоры между Агамемноном и Ахиллесом.
Пелей
Отец Ахиллеса и внук Зевса. Хотя его имя часто упоминается, сам он в поэме не появляется. Приам взывает к памяти о Пелее, когда умоляет Ахиллеса вернуть тело Гектора.
Феникс
Старый воин, который помогал воспитывать юного Ахиллеса. Ахиллес глубоко доверяет Фениксу, и тот выступает посредником между ним и Агамемноном.
Мирмидоняне
Воины под командованием Ахиллеса, родом из Фтии.
Троянцы
Гектор
Сын царя Приама и царицы Гекубы, могущественнейший воин в троянской армии. Он предан своей жене Андромахе и сыну Астианаксу, но в то же время порицает своего брата Париса за то, что тот навлёк войну на их город.
Гектор — главный защитник Трои. Во время отсутствия Ахиллеса он наводит ужас на ахейцев. Он возглавляет штурм, прорывает вражеские укрепления и убивает Патрокла. Однако у его лидерства есть и недостатки. Он проявляет нерешительность и порой отступает перед Великим Аяксом. Иногда он поддаётся эмоциям и проявляет излишнюю жестокость к поверженным врагам. Его самоуверенность приводит к роковому решению — разбить лагерь за стенами Трои, что оборачивается катастрофой.
В отличие от Агамемнона, Гектор не выглядит высокомерным. Он сражается за свою родину, и Гомер раскрывает его как любящего семьянина. Он проявляет глубокую привязанность к жене и детям. Даже к своему беспутному брату Парису он относится со снисхождением. Хотя Гектор любит свою семью, он никогда не забывает о долге перед Троей. В конце концов, он находит в себе мужество встретиться с Ахиллесом, даже зная, что боги оставили его. Его отказ бежать перед лицом превосходящих сил делает его самой трагической фигурой в поэме.
Приам
Царь Трои и муж Гекубы, отец пятидесяти троянских воинов, включая Гектора и Париса. Он слишком стар, чтобы сражаться, но заслужил всеобщее уважение своей мудростью и добротой. Он по-доброму относится к Елене, хотя и скорбит о войне, которую вызвала её красота.
Гекуба
Царица Трои, жена Приама, мать Гектора и Париса.
Парис (также известный как «Александр»)
Сын Приама и Гекубы, брат Гектора. Его похищение Елены, жены Менелая, спровоцировало Троянскую войну. Парис эгоцентричен и часто избегает битвы. Он искусно владеет луком, но предпочитает проводить время с Еленой, чем сражаться, за что заслужил презрение Гектора и самой Елены.
Елена
Самая красивая женщина древнего мира. Она была похищена Парисом у своего мужа Менелая и увезена в Трою. Елена ненавидит себя за страдания, которые принесла обеим сторонам, и презирает Париса, но продолжает оставаться с ним.
Эней
Троянский военачальник, сын богини Афродиты и могучий воин. Согласно римской мифологии, именно Эней после падения Трои основал Рим (он является главным героем «Энеиды» Вергилия).
Андромаха
Любящая жена Гектора. Она умоляет мужа не участвовать в битве и спасти свою жизнь.
Астианакс
Малолетний сын Гектора и Андромахи.
Полидамант
Молодой троянский полководец, часто выступающий оппонентом Гектора. Он отличается хладнокровием и рассудительностью, но Гектор редко прислушивается к его советам.
Главк
Могучий троянский воин. Его встреча с Диомедом на поле боя заканчивается не поединком, а обменом доспехами, когда они узнают, что их семьи связаны узами дружбы. Этот эпизод подчёркивает важность родства и гостеприимства.
Агенор
Троянский воин, который вступает в бой с Ахиллесом в 21-й песне. Он задерживает Ахиллеса, давая троянской армии время укрыться за стенами города.
Долон
Троянец, посланный шпионить в лагерь ахейцев в десятой песне. Он был пойман Одиссеем и Диомедом.
Пандар
Троянский лучник. Его выстрел в Менелая в четвёртой песне нарушает временное перемирие между сторонами.
Антенор
Троянский старейшина, советник царя Приама. Он считает, что Елену следует вернуть Менелаю, чтобы прекратить войну, но Парис отказывается.
Сарпедон
Один из сыновей Зевса, предводитель ликийцев и союзник троянцев. Его судьба оказывается в центре спора богов, что подчёркивает неоднозначность их отношения к предопределению.
Хрисеида
Дочь Хриса, жреца Аполлона. Агамемнон забирает её в качестве военного трофея, что и становится причиной эпидемии в ахейском лагере.
Брисеида
Пленница, доставшаяся Ахиллесу в качестве военной добычи. Когда Агамемнон забирает её себе, это вызывает гнев Ахиллеса и становится завязкой основного конфликта поэмы.
Хрис
Жрец Аполлона в городе, союзном Трое; отец Хрисеиды.
Боги и бессмертные
Зевс
Царь богов и муж Геры. Зевс заявляет о своём нейтралитете в конфликте, но по просьбе Фетиды, матери Ахиллеса, большую часть времени поддерживает троянцев.
Гера
Царица богов и жена Зевса. Она действует за спиной мужа, помогая ахейцам, поскольку ненавидит троянцев из-за «Суда Париса».
Афина
Богиня мудрости и справедливой войны, дочь Зевса. Как и Гера, она страстно ненавидит троянцев и оказывает ахейцам неоценимую помощь в бою.
Фетида
Морская нимфа и мать Ахиллеса. Она уговаривает Зевса помочь троянцам, чтобы наказать ахейцев. Когда Ахиллес решает вернуться в бой, она просит Гефеста выковать для него новые доспехи.
Аполлон
Сын Зевса, бог солнца, искусств и прорицаний. Он поддерживает троянцев и часто вмешивается в войну на их стороне.
Афродита
Богиня любви, дочь Зевса. Она поддерживает Париса и троянцев, но в битвах оказывается малоэффективной.
Посейдон
Брат Зевса и бог моря. Он обижен на троянцев за то, что они не заплатили ему за помощь в строительстве их города, поэтому в войне он поддерживает ахейцев.
Гефест
Бог огня и кузнечного дела, муж Афродиты. Он помогает ахейцам, выковав для Ахиллеса новые доспехи и спасая его в битве с богом реки.
Артемида
Богиня охоты, дочь Зевса и сестра-близнец Аполлона. Артемида поддерживает троянцев.
Арес
Бог войны и любовник Афродиты. Как правило, он сражается на стороне троянцев.
Гермес
Посланник богов. Он сопровождает Приама в шатёр Ахиллеса в 24-й песне.
Ирида
Посланница Зевса, вестница богов.
Вопросы и ответы
— Из-за чего началась Троянская война?
Троянская война началась из-за того, что Парис, царевич Трои, похитил Елену, жену спартанского царя Менелая. Богиня любви Афродита пообещала Парису в награду любовь прекраснейшей из женщин. Парис отправился в Спарту и, воспользовавшись отсутствием Менелая, убедил Елену бежать с ним в Трою.
После неудачной попытки вернуть Елену дипломатическим путём, брат Менелая Агамемнон собрал огромное войско и отправился к стенам Трои. Хотя «Илиада» не даёт полной предыстории войны, Гомер делает несколько намёков на её причины. В девятой песне Ахиллес прямо говорит: “Зачем нам сражаться с троянцами, мужи Аргоса? Зачем он собрал войско, привёл нас сюда, этот сын Атрея? Зачем, зачем, если не ради Елены с её распущенными и роскошными волосами?”.
— Почему Ахиллес отказывается сражаться на протяжении большей части поэмы?
Ахиллес отказывается сражаться, потому что Агамемнон отнял у него пленницу Брисеиду, которую тот получил как награду за доблесть. В первой песне Агамемнон, злоупотребляя своей властью, забирает девушку. Этот поступок Ахиллес воспринимает как тяжкое оскорбление и унижение. Преданный и разгневанный, он заявляет, что больше не будет подчиняться Агамемнону.
Многие герои, включая Одиссея, Аякса и Феникса, пытаются убедить Ахиллеса вернуться, но он остаётся непреклонен. Гнев Ахиллеса может показаться безрассудным, но поступок Агамемнона имеет глубокое символическое значение. Он фактически повторяет первопричину самой Троянской войны — похищение женщины, что приводит к расколу уже в стане самих ахейцев.
— Почему Зевс поддерживает троянцев?
Зевс поддерживает троянскую армию из-за обещания, данного морской нимфе Фетиде, матери Ахиллеса. После ссоры с Агамемноном Ахиллес просит мать обратиться к Зевсу с просьбой помочь троянцам, чтобы ахейцы почувствовали, как тяжело им без своего лучшего воина. В конце первой песни Фетида обращается к Зевсу: “Даруй троянцам победу, пока ахейцы не воздадут моему сыну почести, которые он заслужил!”.
Зевс исполняет эту просьбу, хотя и опасается гнева своей жены Геры. Кроме того, один из лучших троянских союзников, Сарпедон, является сыном Зевса. Сам род троянских царей также имеет отдалённое родство с Зевсом. Эти факторы объясняют его симпатию к троянцам.
— Почему Гера защищает ахейцев?
Гера защищает ахейцев из-за давней обиды на троянского царевича Париса, известной как «Суд Париса». На свадьбу родителей Ахиллеса были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Оскорблённая, она подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей».
Три богини — Гера, Афина и Афродита — заявили свои права на яблоко. Зевс повелел Парису рассудить их. Гера обещала ему власть над всей Азией, Афина — воинскую славу и мудрость, а Афродита — любовь самой красивой женщины в мире, Елены. Парис отдал яблоко Афродите. Его решение не только стало причиной Троянской войны, но и навлекло на Трою гнев Геры и Афины.
— Почему Ахиллес в конце концов снова вступает в бой?
Ахиллес возвращается в бой после того, как Гектор убивает его лучшего друга Патрокла. Патрокл, видя бедственное положение ахейцев, уговорил Ахиллеса позволить ему вступить в бой в его доспехах. Патрокл храбро сражался, но ему было суждено погибнуть. Бог Аполлон лишил его защиты, а Гектор нанёс смертельный удар.
Известие о смерти Патрокла сокрушает Ахиллеса. Его гнев перенаправляется с Агамемнона на Гектора, и он решает отомстить. Поскольку доспехи Ахиллеса достались Гектору, Фетида просит Гефеста выковать для сына новые. Полностью экипированный, Ахиллес вновь бросается в битву, движимый жаждой кровавой мести.
- Гомер, «Одиссея», краткое содержание
- «О первом взгляде на гомера Чепмена» Джона Китса, краткое содержание
- «Темпл Грандин» Сай Монтгомери, краткое содержание
- «Спасибо за спор: чему Аристотель, Линкольн и Гомер Симпсон могут научить нас об искусстве убеждения» Джея Хайнрихса, краткое содержание
- «Аня из Зелёных Мезонинов» Люси Мод Монтгомери, краткое содержание
- «Мизантроп» Мольера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?