«Король Лир», краткое содержание читать ~17 мин.
«Король Лир» (англ. William Shakespeare, King Lear) — трагедия Уильяма Шекспира о короле, который делит своё королевство между тремя дочерьми. В пьесе исследуются глубины человеческих страданий и отчаяния. Впервые поставленная в 1606 году, трагедия «Король Лир» на протяжении веков считалась слишком мрачной для театральной сцены, но её нигилизм оказал значительное влияние на современную драматургию.

Лир, стареющий король Британии, решает отречься от престола и разделить своё королевство поровну между тремя дочерьми. Однако сначала он устраивает им испытание, прося каждую сказать, как сильно она его любит. Гонерилья и Регана, старшие дочери, произносят льстивые речи. Но Корделия, младшая и любимая дочь Лира, молчит, утверждая, что у неё нет слов, чтобы выразить свою любовь. В ярости Лир отрекается от Корделии. Король Франции, который ухаживал за ней, заявляет, что всё равно женится на ней, даже без приданого. Она уезжает с ним во Францию, не получив отцовского благословения.
Лир быстро осознаёт, что совершил ошибку. Гонерилья и Регана начинают подрывать тот незначительный авторитет, которым Лир всё ещё обладает. Не в силах поверить в предательство дочерей, король постепенно сходит с ума. Он покидает их дома и скитается по пустоши во время сильной бури в сопровождении своего Шута и верного дворянина Кента, переодетого в простолюдина.
Тем временем пожилой дворянин по имени Глостер также переживает семейные трудности. Его внебрачный сын Эдмунд обманом убеждает его, что законный сын Эдгар пытается его убить. Спасаясь от преследования отца, Эдгар переодевается в безумного нищего и называет себя «Бедный Том». Подобно Лиру, он отправляется в пустошь.
Когда верный Глостер понимает, что дочери Лира ополчились против отца, он решает помочь королю, несмотря на опасность. Регана и её муж Корнуолл, узнав об этом, обвиняют его в измене, ослепляют и изгоняют. В итоге его ведёт в город Дувр переодетый сын Эдгар. Туда же доставляют и Лира.
В Дувре высаживается французская армия. Вторжение возглавляет Корделия, которая пытается спасти своего отца. Эдмунд вступает в романтические отношения и с Реганой, и с Гонерильей. Муж последней, Олбани, всё больше симпатизирует делу Лира. Гонерилья и Эдмунд сговариваются убить Олбани.
Отчаявшийся Глостер пытается покончить с собой, но Эдгар спасает его с помощью уловки: он убеждает отца, что тот спрыгнул с воображаемого утёса и выжил. Тем временем английские войска под предводительством Эдмунда достигают Дувра и побеждают французов. Лир и Корделия попадают в плен.
В кульминационной сцене Эдгар вызывает Эдмунда на дуэль и смертельно ранит его. Становится известно о смерти Глостера. Гонерилья из ревности к Эдмунду отравляет Регану, а затем кончает с собой, когда её предательство раскрывается. Приказ Эдмунда приводит к казни Корделии в тюрьме. Лир умирает от горя над телом дочери. Олбани, Эдгар и Кент остаются, чтобы управлять страной в атмосфере скорби и сожаления.
«Король Лир» — это пьеса о слепоте: слепоте к истинным мотивам других, к собственной природе, к пустоте власти и привилегий, а также к важности бескорыстной любви. Единственное желание Лира — наслаждаться беззаботной старостью, но он не осознаёт, какое влияние его абсолютная власть оказала на отношения с дочерьми, от которых он теперь ждёт заботы.
Сюжет трагедии не является оригинальным изобретением Шекспира. Он заимствован из древней британской легенды о короле Леире, зафиксированной в «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского (около 1136 года). Однако Шекспир кардинально изменил финал: в легенде Леир, изгнанный старшими дочерьми, с помощью Корделии возвращает себе трон и умирает своей смертью. Трагическая развязка — авторское нововведение драматурга.
Существуют две основные версии пьесы: первая, опубликованная в формате Кварто в 1608 году, и вторая — в Первом фолио 1623 года. Текст Фолио короче и содержит ряд существенных отличий. В нём, например, отсутствует сцена, где слуги выражают сочувствие ослеплённому Глостеру, что делает атмосферу ещё более мрачной. Финальная реплика в Кварто принадлежит Олбани, а в Фолио — Эдгару, что меняет акценты в завершении трагедии.
Потеряв власть, Лир начинает прозревать и осознавать свои недостатки, признавая: “глаза у меня не самые лучшие”. К сожалению, это самопознание приходит слишком поздно, когда он уже не может изменить свою судьбу. Он наконец видит мир таким, каков он есть, но бессилен что-либо предпринять. Он умирает со словами: “Смотри, смотри!”, обращёнными к телу Корделии, что также можно трактовать как символический призыв к оставшимся в живых — видеть мир и себя более ясно.
Неспособность Лира понять, что Корделия, несмотря на её нежелание публично льстить, любит его больше всех, является трагической ошибкой, запускающей действие пьесы. Зрители сразу понимают, что две другие дочери, коварные Гонерилья и Регана, становятся антагонистами стремления Лира сохранить своё достоинство. Они активно унижают отца и ускоряют его падение.
Лишив себя королевских обязанностей, Лир тем не менее рассчитывает сохранить привилегии. Он ожидает, что дочери будут относиться к нему так же, как и раньше. Вместо этого Гонерилья и Регана обращаются с Лиром в соответствии с его новым статусом — бессильного старика. Они лишают его не только заботы, но и свиты рыцарей, и, наконец, даже крова над головой.
Параллельно развивается побочная сюжетная линия. В то время как Лир ошибочно полагает, что власть не влияет на семейные узы, Эдмунд прекрасно осознаёт её роль. Возмущённый своим статусом внебрачного сына, который лишает его прав, Эдмунд замышляет избавиться от Эдгара и занять его место наследника Глостера. Грубая, жестокая власть оказывается более весомой силой, чем даже семейная любовь. Эдмунд достигает своей цели, потому что понимает эту истину и готов действовать в соответствии с ней.
В своём безумии и страданиях Лир осознаёт, насколько хрупкой и временной была его былая власть. Это прозрение позволяет ему примириться с Корделией. Он больше не требует, чтобы с ним обращались как с королём, и рад быть просто “глупым, любящим стариком”, лишь бы Корделия была рядом. Он представляет, что в тюрьме их будет поддерживать не власть, а взаимная любовь: “Мы будем петь, как птички в клетке”.
Тем временем Эдгар, всё ещё в образе Бедного Тома, встречает своего ослеплённого отца. Глостер настолько сломлен, а Эдгар вынужден скрываться, что отец и сын не могут по-настоящему примириться. Эдгар не открывает свою личность и обманом спасает отца от самоубийства. Этот обман подчёркивает, что истинное примирение для семей, разорванных борьбой за власть, невозможно, и предвещает трагическую развязку пьесы.
Развязка включает в себя смерть многих персонажей. Эдгар убивает своего брата Эдмунда, но также непреднамеренно становится причиной смерти отца: Глостер умирает от потрясения и радости, узнав, что его сын жив и простил его. Семья Лира также разрушена: Регана, Гонерилья, Корделия и, наконец, сам Лир погибают. Фатализм пьесы проявляется в том, что даже отмена Эдмундом приказа о казни приходит слишком поздно. Однажды совершённая ошибка не может быть исправлена.
Король Лир
Стареющий король Британии и главный герой пьесы. Лир привык к абсолютной власти и лести, он не терпит возражений. В начале пьесы его система ценностей искажена: он предпочитает видимость любви реальной преданности и хочет сохранить королевские почести, избавившись от ответственности. Тем не менее, он внушает верность таким подданным, как Глостер, Кент и Эдгар, которые рискуют жизнью ради него.
Главный недостаток Лира в начале пьесы — он ценит внешнее выше реального. Он хочет, чтобы к нему относились как к королю, но не желает выполнять обязанности монарха. Его испытание дочерей показывает, что он ценит публичную демонстрацию любви выше истинного чувства. Большинство зрителей полагают, что Лир просто слеп, но Корделия уже в начале пьесы является его любимицей, так что, предположительно, он знает о её любви. Тем не менее, Лир ценит преклонение Гонерильи и Реганы больше, чем искреннее чувство Корделии.
Меняется ли Лир как персонаж, учится ли на своих ошибках? В каком-то смысле ответ отрицательный: он не может полностью вернуть рассудок. Но его ценности меняются. Осознав свою слабость и ничтожность перед силами природы, он становится более скромным и заботливым человеком. Он начинает ценить Корделию превыше всего, ставя любовь к ней выше любых других соображений. Он предпочёл бы жить с ней в тюрьме, чем снова стать королём.
Корделия
Младшая дочь Лира, отвергнутая отцом за отказ льстить ему. Корделия пользуется уважением всех положительных персонажей пьесы. Король Франции женится на ней исключительно из-за её добродетелей, не обращая внимания на отсутствие приданого. Она остаётся верной Лиру, несмотря на его жестокость, прощает его и проявляет терпение даже по отношению к своим злым сёстрам. Несмотря на очевидные достоинства, сдержанность Корделии делает её мотивы труднопонимаемыми, как, например, её отказ в начале пьесы.
Главные черты Корделии — преданность, доброта, красота и честность. На протяжении всей пьесы она противопоставляется Гонерилье и Регане, которые нечестны, нелюбящи и манипулируют отцом в своих целях. Отказавшись участвовать в лицемерном испытании, Корделия утверждается как носитель добродетели, а подлинность её любви подчёркивает масштаб заблуждения короля.
Большую часть пьесы она находится за сценой, но зритель постоянно помнит о ней. Воссоединение Корделии с Лиром знаменует собой кажущееся восстановление порядка в королевстве и торжество любви и прощения над ненавистью. Этот мимолётный момент семейного счастья делает финал «Короля Лира» ещё более жестоким. Корделия, олицетворение доброты, становится жертвой бессердечного и несправедливого мира.
Гонерилья
Безжалостная старшая дочь Лира и жена герцога Олбани. Гонерилья ревнива, вероломна и аморальна. Шекспировская публика была бы особенно потрясена её агрессивностью — качеством, которое не ожидали увидеть в женском персонаже. Она оспаривает власть Лира, заводит роман с Эдмундом и отбирает военную власть у своего мужа.
Регана
Средняя дочь Лира и жена герцога Корнуолла. Регана так же безжалостна, как и Гонерилья, и столь же агрессивна. Трудно найти качество, которое отличало бы её от сестры. Когда они не подстрекают друг друга к жестокости, они ревниво соперничают за одного и того же мужчину, Эдмунда.
Мало хорошего можно сказать о старших дочерях Лира. Гонерилья и Регана достаточно умны, чтобы льстить отцу в начальной сцене. Любая симпатия, которую зрители могли бы испытать к ним, быстро исчезает, сначала когда они изгоняют отца в бурю, а затем когда они жестоко ослепляют Глостера. Гонерилья и Регана — олицетворение зла, у них нет совести, только аппетит.
Именно это алчное честолюбие позволяет им сокрушить оппозицию и стать хозяйками Британии. Однако в конечном итоге тот же аппетит приводит их к гибели. Их жажда власти удовлетворена, но обе испытывают сексуальное влечение к Эдмунду, что разрушает их союз и заставляет уничтожить друг друга. Пьеса показывает, что зло неизбежно обращается против самого себя.
Глостер
Дворянин, преданный королю Лиру, чей ранг графа ниже герцогского. Первое, что мы узнаём о Глостере, это то, что у него есть внебрачный сын Эдмунд. Его судьба во многом параллельна судьбе Лира: он неправильно оценивает, кому из своих детей доверять. Вначале он кажется слабым и неэффективным, но позже демонстрирует большую храбрость.
История Глостера развивается параллельно истории Лира. Подобно Лиру, Глостер представлен как отец, который не понимает своих детей. Он подшучивает над статусом Эдмунда, когда тот стоит рядом. В своём первом монологе Эдмунд показывает, как сильно он возмущён отношением отца. Глостер, как и Лир, поддаётся обману. Лир изгоняет любящую дочь, а Глостер пытается казнить любящего сына.
Оба, и Лир, и Глостер, в итоге оказываются бездомными скитальцами. Сходство их историй подчёркивает, что судьба Лира не является исключительной. В мрачной вселенной «Короля Лира» страдания стариков от рук собственных детей — это норма. Справедливость судьбы Глостера остаётся неясной. Сам Глостер приходит к убеждению, что мир жесток:
“Мы для богов — что мухи для мальчишек: они убивают нас ради своей забавы”.
Ослепление Глостера — одна из самых жестоких сцен в пьесах Шекспира. Тот факт, что персонажи не могут прийти к единому мнению, заслужил ли Глостер это наказание, говорит о том, что этот акт насилия не только несправедлив, но и случаен, и бессмыслен.
Эдгар
Старший, законный сын Глостера. Эдгар играет множество ролей: от доверчивого юноши, обманутого братом, до безумного нищего, чтобы спастись от преследователей. Затем он помогает Лиру и Глостеру, и, наконец, появляется как рыцарь в доспехах, чтобы отомстить за предательство брата. Склонность Эдгара к переодеваниям затрудняет однозначную характеристику его личности.
Эдмунд
Младший, внебрачный сын Глостера. Эдмунд возмущён своим статусом бастарда и планирует отнять у Эдгара наследство. Это грозный персонаж, которому удаётся осуществить почти все свои замыслы и причинить разрушения практически всем остальным героям.
Из всех злодеев пьесы Эдмунд — самый сложный и вызывающий симпатию. Он непревзойдённый интриган-макиавеллист, готовый на всё ради достижения своих целей. Его амбиции отражают не только жажду власти, но и стремление к признанию. Его предательства — это сознательный бунт против социального порядка, который лишил его статуса, равного статусу законного сына.
“Теперь, боги, заступитесь за ублюдков!” — провозглашает Эдмунд, но полагается лишь на собственную предприимчивость. Он хладнокровный и расчётливый злодей. Только в конце пьесы он проявляет слабость. Смертельно раненный, он узнаёт, что Гонерилья и Регана умерли из-за него, и шепчет: “И всё же Эдмунд был любим”. После этого он, кажется, раскаивается и признаётся, что приказал убить Корделию. Эта перемена заставляет задуматься, не проистекает ли его злодейство из неутолённого желания семейной любви.
Кент
Дворянин, преданный королю Лиру. Большую часть пьесы Кент проводит переодетым в крестьянина по имени Кай, чтобы продолжать служить Лиру даже после изгнания. Он чрезвычайно предан, но часто попадает в неприятности из-за своей прямолинейности.
Олбани
Муж Гонерильи. Олбани добр душой и в конце концов выступает против жестокости своей жены, Реганы и Корнуолла. Однако он нерешителен и осознаёт зло своих союзников довольно поздно.
Корнуолл
Муж Реганы. В отличие от Олбани, Корнуолл властолюбив и жесток. Вместе со своей женой и Гонерильей он преследует Лира и Глостера.
Шут
Шут Лира, который с помощью двусмысленных речей и песен даёт королю важные советы, скрытые за маской легкомыслия.
Освальд
Управляющий в доме Гонерильи. Освальд беспрекословно подчиняется приказам своей госпожи и помогает ей в заговорах.
Справедливость
«Король Лир» — жестокая пьеса, наполненная человеческой жестокостью и бессмысленными катастрофами. Череда ужасных событий ставит перед персонажами вопрос: существует ли в мире справедливость, или он равнодушен к человечеству? Разные персонажи высказывают своё мнение. Размышления Глостера о том, что люди для богов — как мухи для забав мальчишек, говорят о тщетности поисков высшего порядка. Эдгар, напротив, настаивает, что «боги справедливы». В конце остаётся лишь ужасающая неопределённость: хотя злые умирают, добрые гибнут вместе с ними.
Власть и хаос
«Король Лир» — пьеса не только о политической власти, но и о семейных отношениях. Лир — и отец, и король. Отдавая власть недостойным дочерям, он ввергает в хаос не только свою семью, но и всю Британию. Пока сёстры потакают своей жажде власти, королевство погружается в гражданскую войну. Стабильный иерархический порядок рушится, и воцаряется хаос. Бессилие власти перед стихией повторяется в сцене бури, где Лир осознаёт свою ничтожность перед силами природы.
Примирение
Мрак и несчастье пронизывают трагедию, а пятый акт представляет собой один из самых трагических финалов в литературе. Тем не менее, отношения между Лиром и Корделией показаны как воплощение истинной, самоотверженной любви. Корделия остаётся преданной отцу и возвращается, чтобы спасти его. Лир, пройдя через унижения, достигает того момента, когда может радостно воссоединиться с дочерью и ощутить целительную силу её прощения. Его зрелость позволяет ему вернуть расположение Корделии, что свидетельствует о способности любви процветать даже среди ужаса и хаоса.
Нигилизм
«Король Лир» представляет мрачное видение мира, лишённого смысла. В начале пьесы Лир ценит справедливость и общественный порядок, но его ценности рушатся. Он приходит к убеждению, что справедливость и порядок — лишь названия для грубой, жестокой власти. Корнуолл подтверждает это мнение, когда признаёт, что, хотя наказывать Глостера без суда несправедливо, его власть даёт ему право поступать так, как он хочет. Трагический финал не даёт никакого урока или искупления, оставляя лишь отчаяние.
Самопознание
Пьеса показывает, что недостаток самопознания может привести к трагедии. Однако самопознание болезненно и, возможно, не стоит тех усилий. Трагический недостаток Лира — отсутствие самоанализа. Регана указывает на это в начале: “он всегда лишь в малой степени познавал себя”. Лир достигает самопознания ценой своего богатства, власти и рассудка. То, что он узнаёт о себе, неприятно: “Я очень глупый, влюблённый старик”. Это знание лишь усугубляет его страдания, делая смерть Корделии ещё более мучительной.
Ненадёжность речи
«Король Лир» показывает, что слова не всегда надёжны. Трагедия начинается потому, что Лир верит лживым речам Гонерильи и Реганы. Утверждение Гонерильи о том, что её любовь «лишает дара речи», лишено смысла, поскольку произносится в середине длинного монолога. Кент утверждает, что простая речь, как у Корделии, заслуживает доверия. В конце концов Эдгар предполагает, что язык никогда не сможет достоверно выразить страдание. Найдя Корделию мёртвой, Лир полностью отказывается от языка, издавая лишь горестный вой.
— Почему Лир изгоняет Корделию?
Лир не может отличить притворную привязанность, вызванную его могуществом, от настоящей любви Корделии. Он хочет, чтобы дочери публично признались ему в любви, и намерен дать каждой часть королевства. Он считает, что Корделия любит его больше всех, поэтому выделяет для неё самую большую долю. Однако Корделия отказывается произносить льстивые речи. Лир приходит в ярость. Крайность его гнева может свидетельствовать о том, что король стареет и теряет ясность ума.
— Почему Эдмунд ненавидит свою семью?
При первой встрече Глостер при Эдмунде называет его «шлюхиным сыном» и шутит о его внебрачном происхождении. Эдмунд знает, что его статус бастарда лишает его шансов на наследство. Он одержим клеймом незаконнорождённого, повторяя слова, связанные с этим: “Зачем клеймить нас подлостью? С подлостью, бастардом? Подлый, подлый?”. Эдмунд считает себя не хуже, а то и лучше законного брата Эдгара, и стремится доказать свою значимость, даже если для этого придётся разрушить семью.
— Кто такой «Бедный Том»?
Когда Эдгар вынужден бежать, он маскируется под безумного нищего по имени «Бедный Том». Этот образ может быть не просто маскировкой. Эдгар действительно становится бездомным и, похоже, не имеет плана по возвращению своего статуса. «Бедный Том» вызывает подлинную жалость и отвращение. Лир называет его «бедным, голым, двуногим животным». Кажется, что этот опыт меняет Эдгара. Он ведёт себя странно до конца пьесы и уже никогда не возвращается к тому благополучному молодому человеку, каким был до изгнания.
— Почему Корнуолл ослепляет Глостера?
Отправив Лира к Корделии, которая формально является иностранным захватчиком, Глостер совершает акт, который можно счесть изменой. Если Глостер виновен, он должен быть наказан. Однако суд над ним не состоялся. Корнуолл признаёт, что у него нет законного права наказывать Глостера, но он разгневан и знает, что его власть позволит ему избежать последствий. Ослепление Глостера — акт чрезвычайной жестокости, который подчёркивает, что мир «Короля Лира» жесток и несправедлив.
— Кто правит Британией в конце пьесы?
В конце пьесы неясно, кто будет править Британией. Лир и все его наследницы мертвы. Олбани, правитель части королевства, просит Эдгара и Кента помочь ему. Кент отказывается, намекая на скорую смерть: “Мне предстоит далёкий путь, мой господин”. Эдгар не даёт прямого ответа, но его слова не выражают энтузиазма: “Принять должны мы бремя этих смутных дней”. Финал пьесы говорит о том, что, когда социальный порядок рушится, нет гарантии, что он когда-либо будет восстановлен.
Комментирование недоступно Почему?