«Король Лир», краткое содержание читать ~27 мин.
«Трагедия короля Лира» – история Шекспира о короле, который делит своё королевство между тремя дочерьми, исследуя глубины человеческих страданий и отчаяния. Впервые поставленный в 1606 году, «Король Лир» на протяжении веков считался слишком мрачным для театрального исполнения, но его нигилизм сильно повлиял на современную драму.
Лир, стареющий король Британии, решает сойти с трона и разделить своё королевство поровну между тремя дочерьми. Однако сначала он подвергает своих дочерей испытанию, попросив каждую из них сказать ему, как сильно она его любит. Гонериль и Регана, старшие дочери Лира, дают отцу лестные ответы. Но Корделия, младшая и любимая дочь Лира, молчит, говоря, что у неё нет слов, чтобы описать, как сильно она любит своего отца. Лир впадает в ярость и отрекается от Корделии. Король Франции, ухаживавший за Корделией, говорит, что все равно хочет жениться на ней даже без её земли, и она сопровождает его во Францию без благословения отца.
Лир быстро понимает, что принял неверное решение. Гонериль и Регана быстро начинают подрывать тот небольшой авторитет, которым Лир всё ещё обладает. Не в силах поверить, что любимые дочери предают его, Лир медленно сходит с ума. Он убегает из дома своих дочерей и бродит по пустоши во время сильной грозы в сопровождении своего Дурака и переодетого верного дворянина Кента.
Тем временем пожилой дворянин по имени Глостер также переживает семейные проблемы. Его незаконный сын Эдмунд обманом заставляет его поверить, что его законный сын Эдгар пытается его убить. Спасаясь от охоты, которую устроил за ним отец, Эдгар переодевается в безумного нищего и называет себя «Бедным Томом». Как и Лир, он отправляется на пустошь.
Когда верный Глостер понимает, что дочери Лира настроены против отца, он решает помочь Лиру, несмотря на опасность. Реган и её муж Корнуолл обнаруживают, что он помогает Лиру, обвиняют его в измене, ослепляют и отправляют бродить по деревне. В итоге переодетый сын Эдгара ведёт его к городу Дувр, куда также был доставлен Лир.
В Дувре французская армия высаживается на берег в рамках вторжения, возглавляемого Корделией в попытке спасти своего отца. Эдмунд, очевидно, вступает в романтические отношения с Реган и Гонериль, чей муж, Олбани, все больше симпатизирует делу Лира. Гонериль и Эдмунд сговариваются убить Олбани.
Отчаявшийся Глостер пытается покончить жизнь самоубийством, но Эдгар спасает его, показав странный трюк: он спускается с воображаемого утёса. Тем временем английские войска достигают Дувра, и англичане под предводительством Эдмунда побеждают французов, возглавляемых Корделией. Лир и Корделия попадают в плен.
В кульминационной сцене Эдгар вступает в дуэль с Эдмундом и убивает его; мы узнаем о смерти Глостера; Гонериль отравляет Реган из ревности к Эдмунду, а затем убивает себя, когда её предательство раскрывается Олбани; предательство Эдмунда по отношению к Корделии приводит к её ненужной казни в тюрьме; и Лир наконец умирает от горя из-за смерти Корделии. Олбани, Эдгар и престарелый Кент остаются заботиться о стране под облаком печали и сожалений.
Король Лир – это пьеса о слепоте – слепоте к мотивам других, слепоте к собственной истинной природе, слепоте к пустоте власти и привилегий и слепоте к важности бескорыстной любви. Единственное желание Лира – наслаждаться беззаботной старостью, но он не замечает, какую роль его абсолютная власть сыграла в формировании его отношений с дочерьми, от которых он ожидает заботы о себе.
Потеряв власть, Лир проникает в свою природу и осознает свои недостатки, признавая, что «глаза у меня не самые лучшие». К сожалению, это самопознание приходит слишком поздно, в тот момент, когда Лир уже утратил власть, которая могла бы позволить ему изменить свою судьбу. Он наконец-то видит мир таким, каков он есть на самом деле, но бессилен что-либо с этим поделать. Он умирает, произнеся последние слова: «Посмотри туда, посмотри туда» – буквальный приказ остальным посмотреть на Корделию, но также и символическая просьба к оставшимся в живых увидеть себя и мир более точно.
Пьеса открывается с проблеска подсюжета, который отражает основное действие: Глостер объясняет, что у него два сына, один законный, другой незаконный, но он старается любить их одинаково. Они обсуждают планы Лира разделить его королевство, предполагая, что он уже решил разделить поровну между своими дочерьми, а его любовное испытание будет лишь шоу и на самом деле ничего не решит.
Затем Лир объявляет о своём намерении разделить королевство, признавая, что Корделия – его фаворитка. Он явно ожидает, что все три дочери попытаются превзойти друг друга признаниями в любви, за что он наградит их участками земли. Но Корделия отказывается льстить ему и публично унижает его своим неповиновением.
Разгневанный упрямством Корделии, Лир отрекается от неё и делит королевство между двумя оставшимися дочерьми. Неспособность Лира понять, что, несмотря на нежелание Корделии публично льстить отцу, она на самом деле любит его больше всех, является трагической ошибкой, которая приводит к действиям всей пьесы.
Зрители понимают, что две другие дочери Лира, коварные Гонериль и Рейган, являются антагонистами стремления Лира удержать свою власть, и в нарастающем действии пьесы эти две героини активно мешают своему отцу и ускоряют его гибель.
Разделив своё королевство между Гонериль и Рейганом, Лир продолжает требовать, чтобы дочери заботились о нем, рассчитывая сохранить привилегии короны без ответственности. Лир никогда не признавал роли власти в своей семье, поэтому он ожидает, что его дочери будут относиться к нему так же, как они относились к нему, когда он был их королём. Вместо этого Реган и Гонериль обращаются с Лиром в соответствии с его новым статусом бессильного старика.
Лир лишается не только заботы, которую он ожидал от своих дочерей, но и сопровождающих его рыцарей, и, наконец, даже крова под их крышей. Между тем, подсюжет меняет структуру основного сюжета: в то время как Лир ошибочно полагает, что власть не играет никакой роли в его семье, Эдмунд слишком хорошо знает, какую роль играет власть в его. Разгневанный тем, что его незаконный статус делает его бесправным, Эдмунд замышляет изгнать Эдгара и занять его место в качестве наследника Глостера.
В соответствии с зеркальным отражением сюжета и подсюжета, в «Короле Лире» есть две одновременные кульминационные точки, где протагонист вступает в прямой конфликт с антагонистом. Для Лира этот момент наступает, когда дочери отказывают ему в приюте и заставляют скитаться в бурю, и это изменение судьбы приводит его в бешенство. Он пытается заставить бурю подчиниться ему, и в результате лишается тех немногих удобств, которые у него остались.
Большую часть бури Лир проводит в беседе с Эдгаром, который переодетый в безумного нищего по имени «Бедный Том», помогает Лиру понять, что, будучи королём, он недостаточно заботился о бедных и угнетённых «убогих» своего королевства. Тем временем Эдмунд запускает кульминацию подсюжета, когда раскрывает Корнуоллу, что Глостер пытался помочь Лиру. В результате Глостер ослеплён, лишён титула и изгнан из своего дома. Кульминация подсюжета подтверждает видение основного сюжета: сырая, жестокая власть – большая сила, чем даже любовь семей. Эдмунд достиг своей цели, потому что понял эту истину и готов действовать в соответствии с ней.
В своём безумии и страданиях Лир понимает, насколько хрупкой и временной была его прежняя власть, и на спаде действия пьесы это понимание позволяет ему примириться с Корделией. Он больше не требует, чтобы его дочь обращалась с ним как с королём. Он рад, что с ним обращаются как с «глупым, влюблённым стариком», лишь бы Корделия любила его. Он представляет себе, что в тюрьме его и Корделию будет поддерживать не власть, а их взаимная любовь друг к другу: «Мы вдвоём будем петь, как птицы в клетке».
Эдгар, всё ещё замаскированный под Бедного Тома, встречает своего ослеплённого отца, Глостера, который собирается покончить жизнь самоубийством: оба человека настолько повреждены политической властью, которая их раздавила – Эдгар вынужден скрываться, Глостер – самоубийца и не может видеть, – что отец и сын не могут по-настоящему примириться. Эдгар не открывает Глостеру свою истинную сущность, и ему приходится обманом заставить отца пережить попытку самоубийства.
Обман Эдгара говорит о том, что истинное примирение невозможно для семей, раздираемых властью, что подрывает примирение Лира с Корделией и предвещает ужасную развязку пьесы, в которой обе семьи будут разрушены.
Развязка пьесы включает в себя смерть многих персонажей, в большинстве случаев насильственную. Эдгар убивает своего брата Эдмунда. Эдгар также непреднамеренно убивает своего отца, который потрясён открытием, что его сын выжил, и прощает его. Эдгар возвращается к власти, став новым герцогом Глостерским, но, как и Эдмунду, ему приходится уничтожить свою семью, чтобы сделать это. Семья Лира также разрушена.
Реган, Гонериль, Корделия и, наконец, сам Лир погибают. В центре развязки – смерть Корделии. Хотя Эдмунд и отменяет свой приказ убить Корделию и Лира, его решение приходит слишком поздно. Эта истина перекликается с фатализмом всей пьесы – ошибка, совершенная однажды, не может быть исправлена, так же как Лир не может исправить свою роковую ошибку, отдав королевство неверным дочерям. В финальной сцене пьесы Лир выносит тело Корделии на сцену, завывая от горя. Лир наконец-то научился любить свою дочь, не требуя ничего взамен, и лишь затем она была отнята у него. Все страдания Лира оказались напрасными.
Король Лир
Стареющий король Британии и главный герой пьесы. Лир привык наслаждаться абсолютной властью и быть польщённым, и он плохо реагирует на то, что ему противоречат или бросают вызов. В начале пьесы его ценности заметно полыхают – он предпочитает видимость любви реальной преданности и хочет сохранить власть короля, освободив себя от ответственности. Тем не менее, он вдохновляет на верность таких подданных, как Глостер, Кент, Корделия и Эдгар, и все они рискуют жизнью ради него.
Основной недостаток Лира в начале пьесы заключается в том, что он ценит внешность выше реальности. Он хочет, чтобы к нему относились как к королю и наслаждались его титулом, но не хочет выполнять обязанности короля – править ради блага своих подданных.
Точно так же его испытание дочерей показывает, что он ценит льстивую публичную демонстрацию любви выше настоящей любви. Он спрашивает не «кто из вас любит нас больше», а «кто из вас, скажем мы, любит нас больше?». Большинство читателей делают вывод, что Лир просто слеп к истине, но Корделия уже в начале пьесы является его любимой дочерью, так что предположительно он знает, что она любит его больше всех. Тем не менее, Лир ценит преклонение Гонериль и Реганы больше, чем искреннее чувство сыновнего долга Корделии.
Важный вопрос – развивается ли Лир как персонаж, учится ли он на своих ошибках и становится ли он лучше и проницательнее. В некотором смысле ответ на этот вопрос отрицательный: он не может полностью вернуть себе рассудок и стать лучшим королём. Но его ценности меняются на протяжении пьесы. Когда он осознает свою слабость и ничтожность по сравнению с огромными силами мира природы, он становится скромным и заботливым человеком. Он начинает ценить Корделию превыше всего и ставить свою любовь к Корделии выше всех других соображений, вплоть до того, что он предпочёл бы жить с ней в тюрьме, чем снова стать королем.
Корделия
Младшая дочь Лира, отвергнутая отцом за отказ льстить ему. Корделия пользуется огромным уважением у всех хороших персонажей пьесы – король Франции женится на ней только из-за её добродетели, не обращая внимания на отсутствие приданого. Она остаётся верной Лиру, несмотря на его жестокость по отношению к ней, прощает его и проявляет мягкий и терпеливый характер даже по отношению к своим злым сёстрам, Гонериль и Регане. Несмотря на очевидные достоинства Корделии, её замкнутость делает её мотивы трудноразличимыми, как, например, её отказ признаться в любви к отцу в начале пьесы.
Главные черты Корделии – преданность, доброта, красота и честность – честность, возможно, до ошибки. На протяжении всей пьесы она противопоставляется Гонериль и Регане, которые не являются ни честными, ни любящими и манипулируют своим отцом в собственных целях.
Отказавшись принять участие в любовном испытании Лира в начале пьесы, Корделия утверждает себя в качестве хранилища добродетели, а очевидная подлинность её любви к Лиру делает очевидной степень ошибки короля, изгнавшего её.
Большую часть средней части пьесы она находится вне сцены, но пока мы наблюдаем за бесчинствами Гонериль и Реганы и за тем, как Лир впадает в безумие, Корделия не выходит из мыслей зрителей, а её красота благоговейно описывается в религиозных терминах. Действительно, слухи о её возвращении в Британию начинают появляться почти сразу, и как только она приземляется в Дувре, действие пьесы начинает двигаться в её сторону, поскольку все персонажи сходятся на побережье. Воссоединение Корделии с Лиром знаменует собой очевидное восстановление порядка в королевстве и торжество любви и прощения над ненавистью и злобой.
Этот мимолётный момент семейного счастья делает разрушительный финал «Короля Лира» ещё более жестоким, поскольку Корделия, олицетворение доброты и добродетели, становится буквальной жертвой бессердечия очевидно несправедливого мира.
Гонериль
Безжалостная старшая дочь Лира и жена герцога Олбани. Гонериль ревнива, вероломна и аморальна. Шекспировская публика была бы особенно потрясена агрессивностью Гонериль – качеством, которое она не ожидала увидеть в женском персонаже. Она оспаривает власть Лира, дерзко заводит роман с Эдмундом и отбирает военную власть у своего мужа.
Реган
Средняя дочь Лира и жена герцога Корнуолла. Реган так же безжалостна, как и Гонериль, и так же агрессивна во всех отношениях. На самом деле, трудно назвать какое-либо качество, отличающее её от сестры. Когда они не подстрекают друг друга к новым актам жестокости, они ревниво соперничают за одного и того же мужчину, Эдмунда.
Мало хорошего можно сказать о старших дочерях Лира, которые практически не отличаются друг от друга в своём злодействе и злобе. Гонериль и Реган умны – или, по крайней мере, достаточно умны, чтобы льстить своему отцу в начальной сцене пьесы, и в начале пьесы их плохое поведение по отношению к Лиру, кажется, соответствует его собственной гордости и вспыльчивости. Но любая симпатия, которую зрители могут вызвать к ним, быстро испаряется, сначала когда они бросают своего отца в бурю в конце второго акта, а затем когда они злобно выкалывают глаза Глостеру в третьем акте.
Гонериль и Реган в некотором смысле являются олицетворением зла – у них нет совести, только аппетит. Именно это алчное честолюбие позволяет им сокрушить всю оппозицию и сделать себя хозяйками Британии. Однако в конечном итоге этот же аппетит приводит их к гибели. Их жажда власти удовлетворена, но обе они испытывают сексуальное желание к Эдмунду, что разрушает их союз и в конечном итоге приводит к тому, что они уничтожают друг друга. Зло, говорится в пьесе, неизбежно оборачивается против самого себя.
Глостер
Дворянин, преданный королю Лиру, чей ранг – граф – ниже герцога. Первое, что мы узнаем о Глостере, это то, что он прелюбодей, от которого у него есть внебрачный сын Эдмунд. Его судьба во многом параллельна судьбе Лира: он неправильно оценивает, кому из своих детей доверять. В начале действия он кажется слабым и неэффективным, когда не может предотвратить изгнание Лира из его собственного дома, но позже он демонстрирует, что способен на большую храбрость.
История Глостера идёт параллельно истории Лира. Как и Лир, Глостер представлен как отец, который не понимает своих детей. Он подшучивает над Эдмундом и называет его «шлюхой», когда Эдмунд стоит рядом с ним. В своём первом паясничанье Эдмунд показывает, как сильно он возмущён тем, как отец обращается с ним.
Хотя зрители понимают, что Глостер не должен доверять Эдмунду, сам Глостер слеп к истинным мотивам своего сына. Так же как Лир поддался на лесть Гонериль и Реганы, Глостер поддался на обман Эдмунда. Лир изгоняет Корделию, дочь, которая его любит, а Глостер пытается казнить Эдгара, сына, который его любит.
И Лир, и Глостер оказываются бездомными, скитаясь на пляже близ Дувра. Близкое сходство между историей Глостера и Лира служит для того, чтобы подчеркнуть, что судьба Лира не является исключительной. В мрачной вселенной «Короля Лира» нормально, что старики страдают от рук собственных детей и в итоге остаются ни с чем.
Справедливость или несправедливость судьбы Глостера остаётся неясной. Эдмунд, который намеренно ставит перед собой цель уничтожить Глостера, утверждает, что действует во имя естественной справедливости: «Ты, природа, моя богиня. Законам твоим я обязан».
Прежде чем ослепить Глостера, Корнуэлл признает, что несправедливо причинять ему вред без надлежащего суда. Эдгар утверждает, что Глостер заслуживает того, чтобы лишиться глаз за то, что является отцом незаконнорождённого сына. Сам Глостер приходит к убеждению, что мир несправедлив и жесток: «As flies to wanton boys are we to th’ gods They kill us for their sport».
Ослепление Глостера – одна из самых жестоких и шокирующих сцен в пьесах Шекспира, но тот факт, что ни один из персонажей не может прийти к единому мнению, заслуживает ли Глостер ослепления и почему, говорит о том, что этот акт не только несправедлив, но и случаен и бессмыслен.
Эдгар
Старший, законный сын Глостера. Эдгар играет множество разных ролей, начиная с доверчивого глупца, которого легко обманул его брат, затем принимает обличье безумного нищего, чтобы ускользнуть от людей отца, затем переносит своё обличье дальше, чтобы помочь Лиру и Глостеру, и, наконец, появляется в образе закованного в броню чемпиона, чтобы отомстить за измену брата. Склонность Эдгара к переодеваниям и пародиям затрудняет его эффективную характеристику.
Эдмунд
Младший незаконнорождённый сын Глостера. Эдмунд возмущён своим статусом бастарда и планирует отнять у Эдгара титул и владения Глостера. Это грозный персонаж, которому удаётся осуществить почти все свои замыслы и причинить разрушения практически всем другим героям.
Из всех злодеев пьесы Эдмунд – самый сложный и вызывающий симпатию. Он непревзойдённый интриган, макиавеллист, стремящийся использовать любую возможность и готовый на все ради достижения своих целей. Однако его амбиции интересны тем, что отражают не только жажду земли и власти, но и стремление к признанию, которого он лишён из-за своего статуса бастарда. Его серийное предательство – это не просто корысть; это сознательный бунт против социального порядка, который лишил его того же статуса, что и законного сына Глостера, Эдгара.
“Теперь, боги, заступитесь за ублюдков”, – приказывает Эдмунд, но на самом деле он полагается не на божественную помощь, а на свою собственную инициативу. Он – абсолютный самодур, и он такой холодный и способный злодей, что наблюдать за его действиями так же интересно, как зрители могут оценить изощрённое злодейство Яго в «Отелло». Только в конце пьесы Эдмунд проявляет слабость.
Смертельно раненный, он видит, что Гонериль и Регана умерли за него, и шепчет: “Всё же Эдмунд был любим”. После этого двусмысленного заявления он, кажется, раскаивается в своём злодействе и признается, что приказал убить Корделию. Его необычная перемена в душе, редкая среди шекспировских злодеев, достаточна для того, чтобы среди кровавой бойни заставить зрителей задуматься, не проистекает ли злодейство Эдмунда не от какой-то врождённой жестокости, а просто от неисполненного, неверно направленного желания семейной любви, которую он наблюдал вокруг себя.
Кент
Дворянин того же ранга, что и Глостер, преданный королю Лиру. Большую часть пьесы Кент проводит переодетым крестьянином, называя себя Кайусом, чтобы продолжать служить Лиру даже после того, как Лир изгонит его. Он чрезвычайно предан, но на протяжении всей пьесы попадает в неприятности, будучи крайне прямолинейным и откровенным.
Олбани
Муж дочери Лира Гонериль. Олбани добр душой, и в конце концов он осуждает и выступает против жестокости Гонериль, Реганы и Корнуолла. Однако он нерешителен и лишён дальновидности, осознав зло своих союзников довольно поздно в пьесе.
Корнуолл
Муж дочери Лира Реганы. В отличие от Олбани, Корнуолл властолюбив, жесток и жесток, и вместе со своей женой и невесткой Гонериль преследует Лира и Глостера.
Шут
Шут Лира, который с помощью двусмысленных речей и, казалось бы, легкомысленных песен даёт Лиру важные советы.
Освальд
Управляющий, или главный слуга, в доме Гонериль. Освальд подчиняется приказам своей госпожи и помогает ей в её заговорах.
Справедливость
«Король Лир» – жестокая пьеса, наполненная человеческой жестокостью и ужасными, казалось бы, бессмысленными катастрофами. Череда ужасных событий в пьесе ставит перед персонажами очевидный вопрос: существует ли в мире хоть какая-то возможность справедливости, или мир в основе своей равнодушен или даже враждебен к человечеству.
Разные персонажи высказывают своё мнение: “Мы для богов – как мухи для беспутных мальчишек; Они убивают нас ради своей забавы”, – размышляет Глостер, понимая, что человечеству глупо полагать, что мир природы работает параллельно с социально или морально удобными представлениями о справедливости. Эдгар, напротив, настаивает на том, что «боги справедливы», считая, что люди получают по заслугам. Но в конце концов нам остаётся лишь ужасающая неопределённость: хотя злые умирают, добрые умирают вместе с ними, кульминацией чего становится ужасный образ Лира, держащего на руках тело Корделии.
В мире пьесы есть добро, но есть также безумие и смерть, и трудно сказать, что в конце концов восторжествует.
Власть против хаоса
«Король Лир» – это пьеса не только о политической власти, но и о семейных отношениях. Лир – не только отец, но и король, и когда он отдаёт свою власть недостойным и злым Гонериль и Регане, он ввергает в хаос и жестокость не только себя и свою семью, но и всю Британию. Пока две злобные сестры потакают своим жаждам власти, а Эдмунд начинает своё собственное восхождение, королевство погружается в гражданскую вражду, и мы понимаем, что Лир разрушил не только свою собственную власть, но и всю власть в Британии. Стабильный, иерархический порядок, который поначалу олицетворял Лир, рушится, и королевство охватывает беспорядок.
Несостоятельность власти перед лицом хаоса повторяется в блужданиях Лира по пустошам во время бури. Наблюдая за мощными силами природы, Лир приходит к пониманию того, что он, как и все остальное человечество, ничтожен в этом мире.
Это осознание оказывается гораздо важнее, чем осознание потери политического контроля, поскольку заставляет его пересмотреть приоритеты своих ценностей и стать смиренным и заботливым. С этим новым пониманием себя Лир надеется, что сможет противостоять хаосу и в политической сфере.
Примирение
Мрак и несчастье пронизывают короля Лира, а разрушительный пятый акт представляет собой один из самых трагических финалов во всей литературе. Тем не менее, в пьесе центральные отношения – отношения между Лиром и Корделией – представлены как драматическое воплощение истинной, самоотверженной любви.
Вместо того чтобы презирать Лира за то, что он изгнал её, Корделия остаётся преданной ему даже на расстоянии и в конце концов приводит армию из чужой страны, чтобы спасти его от мучителей. Лир тем временем получает чрезвычайно жестокий урок смирения и в конце концов достигает того момента, когда он может радостно воссоединиться с Корделией и ощутить бальзам её всепрощающей любви.
Признание Лиром ошибочности своего пути является жизненно важным компонентом для примирения с Корделией, но не потому, что Корделия чувствует себя обиженной им, а потому, что он понял искренность и глубину её любви к нему. Его зрелость позволяет ему вернуть Корделию в своё расположение, что свидетельствует о способности любви процветать, пусть даже мимолётно, среди ужаса и хаоса, охвативших всю пьесу.
Нигилизм
Король Лир представляет мрачное видение мира, лишённого смысла. В начале пьесы Лир ценит справедливость, общественный порядок и ценность королевской власти, но его ценности подрываются его опытом. В итоге Лир приходит к убеждению, что справедливость, порядок и королевская власть – это лишь лестные названия для грубой, жестокой власти. Корнуолл подтверждает мнение Лира, когда признает, что, хотя наказывать Глостера без суда и следствия несправедливо, его власть даёт ему свободу поступать так, как он хочет: “наша власть должна быть любезна нашему гневу”.
Глостер тоже начинает воспринимать жизнь как случайность, насилие и жестокость, утверждая, что боги относятся к людям с такой же заботой, как школьники к мухам. Нигде король Лир не говорит о том, что жизнь имеет смысл или возможность искупления. Трагический финал пьесы не даёт никакого урока. Корделия умирает без причины; приказ о её казни был отменён. Немногие оставшиеся в живых персонажи выражают отчаяние от увиденного.
Самопознание
Король Лир показывает, что недостаток самопознания может привести к хаосу и трагедии, но пьеса также говорит о том, что самопознание болезненно и, возможно, не стоит тех усилий, которые требуются для его достижения. Трагический недостаток Лира – отсутствие самопознания. Его дочь Риган указывает на этот недостаток в начальной сцене пьесы: “он всегда лишь в малой степени познавал себя”. Лир достигает самопознания, но ценой своего богатства, власти и здравомыслия. То, что он узнает о себе, не является приятным открытием: “Я очень глупый, влюблённый старик”.
Достижение самопознания не позволяет Лиру избежать своей трагической судьбы. На самом деле самопознание усугубляет его страдания. Он понимает, что его дочь Корделия все-таки любит его, что делает её смерть только более мучительной. История Эдмунда также говорит о том, что самопознание имеет ограниченную ценность. В отличие от Лира, Эдмунд ясно видит себя с самого начала пьесы, но его самопознание не приносит ему особой пользы: он умирает раньше Лира.
Ненадёжность речи
Король Лир говорит о том, что речи и слова людей не всегда надёжны и заслуживают доверия. Трагические события «Короля Лира» разворачиваются потому, что Лир верит речам влюблённых Гонерил и Реган, хотя они явно лживы.
Гонериль утверждает, что её любовь делает «речь неспособной», которая лишена смысла, потому что она находится в середине длинной речи. Кент утверждает, что простая речь, как у Корделии, заслуживает доверия: “Не пустые сердца, в чьих тихих звуках нет пустоты”, но Корнуэлл утверждает, что простая речь может быть столь же ненадёжной, как и изощрённая лесть.
Эдгар предполагает, что язык никогда не сможет достоверно выразить страдание. В конце пьесы поведение Лира говорит о том, что Эдгар прав. Найдя свою дочь Корделию мёртвой, Лир полностью отказывается от языка: “вой, вой, вой, вой, вой”.
— Почему Лир изгоняет Корделию?
Лир не может отличить ложную привязанность, которую люди проявляют к нему из-за его могущества, от настоящей привязанности Корделии, потому что она его дочь. Лир хочет, чтобы его дочери публично признались ему в любви, а в обмен он намерен дать каждой дочери долю своего королевства. Он считает, что Корделия любит его больше всех, поэтому выделяет для неё самую большую треть своего королевства.
Однако событие происходит не так, как планировал Лир. Корделия не произносит лестных речей. Лир хочет, чтобы Корделия говорила с ним так, как это делают все остальные, и когда она отказывается, он гневается. Крайность его гнева, кажется, удивляет всех, и его ярость может быть признаком того, что Лир становится дряхлым или теряет рассудок.
— Почему Эдмунд ненавидит свою семью?
Когда мы впервые встречаемся с ним, Эдмунд стоит в стороне, пока Глостер называет его «шлюхой» и шутит о том, что Эдмунд – его незаконнорождённый сын. Помимо того, что Глостер не уважает его, Эдмунд знает, что его незаконнорождённый статус означает, что у него нет шансов унаследовать положение своего отца. Эдмунд одержим клеймом «бастарда». Он повторяет слова, связанные с бастардом, снова и снова: “Зачем клеймить нас подлостью? С подлостью, бастардом? Основа, основа?”.
Эдмунд считает, что он так же хорош или даже лучше, чем его законный брат Эдгар, и он стремится доказать свою значимость, даже если это означает разрушение его семьи. Его успех в этом проекте предполагает, что Эдмунд может быть прав, считая себя умнее и амбициознее Эдгара. Эдмунд близок к тому, чтобы стать королём, в то время как Эдгар не желает править, когда в конце пьесы ему предоставляется такой шанс.
— Кто такой «Бедный Том»?
Когда Эдгар вынужден бежать из дома Глостера, он маскируется под безумного нищего по имени «Бедный Том». Персонаж «Бедного Тома» может быть не просто маскировкой для Эдгара. Он действительно бездомный, и, похоже, у него нет никакого плана, как вернуть себе прежний статус. «Бедный Том» вызывает неподдельную жалость и отвращение у людей, которых он встречает. Лир называет его «бедным, голым, вилообразным животным».
Хотя Эдгар в конце концов сбрасывает маскировку, кажется, что опыт игры в «Бедного Тома» изменил его. Он ведёт себя странно до конца пьесы, прилагая все усилия, чтобы обмануть Глостера и заставить его поверить, что он совершает самоубийство. Эдгар больше никогда не возвращается к тому благоразумному, счастливому молодому человеку, каким он был до своего изгнания.
— Почему Корнуолл ослепляет Глостера?
Отправив Лира к Корделии, которая формально является иностранным захватчиком, Глостер, возможно, совершил измену Регане, Гонериль и их мужьям. Если Глостер виновен в измене, он должен быть наказан. Однако юридическая ситуация сложна, и суд над Глостером не состоялся.
Корнуолл признает, что у него нет права наказывать Глостера, но говорит, что он разгневан, хочет наказать Глостера и знает, что у него есть власть, чтобы выйти сухим из воды. Ослепление Глостера – одна из самых жестоких и жестоких сцен, когда-либо написанных Шекспиром. Этот акт подчёркивает, что мир короля Лира – жестокий и жестокий, а также несправедливый.
— Кто правит Британией в конце пьесы?
В конце пьесы «Король Лир» зрителям неясно, кто будет править Британией. Лир умер, как и все его наследники. Олбани остаётся правителем части Британии, и он просит Эдгара и Кента помочь ему править. Кент отказывается, и его ответ наводит на мысль о том, что он подумывает о самоубийстве: «Мне предстоит путешествие, сэр, скорое путешествие».
Эдгар не говорит, будет ли он править или нет, но его ответ не вызывает энтузиазма: “Тяжести этого печального времени мы должны подчиниться”. Шекспировская публика поняла бы, что ситуация очень тревожная. Британия может оказаться на грани гражданской войны или анархии. Финал «Короля Лира» говорит о том, что когда социальный порядок рушится, нет никакой гарантии, что он когда-нибудь будет восстановлен.
- В этом году «Эрмитаж» откроет свои двери с пьесой «Лир король»
- В Ивановской драме появился «Король Лир» в прочтении режиссёра из Грузии
- И.С. Тургенев. Степной король Лир
- «Ожерелье» Ги де Мопассана, краткое содержание
- «Белый клык» Джека Лондона, краткое содержание
- «Жизнь Пи», краткое содержание
- «Зов предков» Джека Лондона, краткое содержание
- «Отверженные» Виктора Гюго, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?