«Макбет», краткое содержание и анализ читать ~22 мин.
«Макбет» (Macbeth) — трагедия Уильяма Шекспира, повествующая о шотландском дворянине и его жене, которые из-за жажды власти убивают своего короля. Пьеса исследует крайние проявления амбиций и чувства вины. Впервые поставленная в 1606 году, она подарила мировой культуре образы трёх ведьм и другие мрачные мотивы, прочно вошедшие в коллективное воображение.
Это зловещая драма, действие которой разворачивается в Шотландии одиннадцатого века. Атмосфера пьесы передаёт ощущение мира, перевёрнутого противоестественными преступлениями и тёмными силами.
Ключевой конфликт разворачивается внутри Макбета, где его амбиции борются с чувством долга и морали. Другое противостояние — это борьба между злом, воплощённым в Макбете и леди Макбет, и благом нации, которое представляют Малькольм и Макдуф. Встреча с ведьмами запускает оба конфликта, а речи леди Макбет окончательно толкают её мужа на убийство короля Дункана.
Убийство Дункана во втором акте становится точкой невозврата. После этого Макбет вынужден совершать всё новые преступления, чтобы скрыть первое и удержать власть. Он устраняет слуг Дункана, Банко, а затем семью Макдуфа. Вторая встреча с ведьмами и финальная битва с Макдуфом и его армией становятся кульминацией трагедии.
Пьеса насыщена предзнаменованиями. Кровавая битва в начале предвещает последующие убийства. Голос, который Макбет слышит после убийства Дункана, предрекает бессонницу, мучающую его и жену. Подозрения Макдуфа служат прологом к их финальной схватке. Все пророчества ведьм так или иначе находят своё отражение в будущих событиях.
Сюжет
Пьеса открывается сценой с тремя ведьмами, после чего действие переносится в военный лагерь. Шотландский король Дункан узнаёт, что его генералы, Макбет и Банко, отразили два вторжения: ирландское, под предводительством мятежника Макдональда, и норвежское. Возвращаясь с поля боя, полководцы встречают ведьм.
Ведьмы предсказывают, что Макбет станет таном Кавдора, а затем королём Шотландии. Его спутнику Банко они пророчат, что он станет предком королей, но сам трон не займёт. После этого ведьмы исчезают, оставляя генералов в сомнениях.
Вскоре прибывают посланники Дункана. Они благодарят полководцев за победу и сообщают, что Макбет действительно назначен таном Кавдора. Прежний тан был казнён за измену. Макбет начинает верить в пророчество и задумывается о короне. Он принимает приглашение короля на ужин в свой замок Инвернесс и пишет жене, леди Макбет, обо всём случившемся.
Леди Макбет, в отличие от мужа, не терпит сомнений. Она жаждет власти и убеждает Макбета убить Дункана. Когда тот прибывает в Инвернесс, она развеивает все его колебания. План таков: опоить двух камергеров короля, свалив вину на них. Ночью, пока Дункан спит, Макбет, терзаемый сомнениями и видением окровавленного кинжала, совершает убийство.
Утром, когда тело короля находят, Макбет в притворной ярости убивает камергеров и занимает трон. Сыновья Дункана, Малькольм и Дональбейн, бегут в Англию и Ирландию, опасаясь за свои жизни.
Макбета тревожит пророчество о наследниках Банко. Он нанимает убийц, чтобы избавиться от друга и его сына Флинса. Банко погибает в засаде, но Флинсу удаётся скрыться. Макбет в ярости: пока Флинс жив, его власть под угрозой.
На пиру в ту же ночь Макбету является призрак Банко. Видение доводит короля до безумия, он начинает бредить на глазах у шотландской знати. Леди Макбет пытается спасти положение, но авторитет Макбета стремительно падает.
Охваченный страхом, Макбет вновь обращается к ведьмам. Они показывают ему видения, которые дают новые пророчества: он должен остерегаться Макдуфа; ни один, рождённый женщиной, не сможет причинить ему вред; он будет в безопасности, пока Бирнамский лес не двинется на его замок Дунсинан.
Макбет чувствует себя неуязвимым, ведь все люди рождены женщинами, а леса не могут двигаться. Узнав, что Макдуф бежал в Англию к Малькольму, он приказывает захватить его замок и жестоко убить леди Макдуф и её детей.

В Англии Макдуф, узнав о гибели семьи, клянётся отомстить. Сын Дункана, принц Малькольм, собирает войско и вместе с Макдуфом идёт на Шотландию. К ним присоединяется шотландская знать, напуганная тиранией Макбета. Тем временем леди Макбет страдает лунатизмом, ей повсюду мерещатся пятна крови на руках.
Перед битвой Макбет получает известие о самоубийстве жены, что погружает его в отчаяние. Тем не менее он готовится к обороне в замке Дунсинан, уверенный в своей неуязвимости. Уверенность сменяется страхом, когда он узнаёт, что вражеская армия наступает, прикрываясь ветвями, срубленными в Бирнамском лесу. Пророчество начинает сбываться.
В бою Макбет сражается яростно, но его армия терпит поражение. На поле боя он сталкивается с Макдуфом. Тот заявляет, что не был «рождён женщиной», а был «безвременно извлечён» из чрева матери (кесарево сечение). Поняв, что обречён, Макбет продолжает биться, пока Макдуф не убивает и не обезглавливает его. Малькольм становится королём Шотландии и приглашает всех на свою коронацию в Скон.
Исторический контекст и источники
Пьеса «Макбет» была написана в период правления короля Якова I, который также был королём Шотландии под именем Яков VI. Шекспир, вероятно, стремился заручиться покровительством нового монарха. Яков I живо интересовался темой колдовства и даже написал трактат «Демонология» (1597). Это объясняет значительную роль ведьм в сюжете.
Более того, Яков I считал себя потомком реального исторического Банко. Включение Банко в пьесу как благородного персонажа и предка королей было явным комплиментом монарху. В то время как исторический Банко, возможно, был соучастником Макбета, Шекспир изобразил его как трагическую фигуру и моральный ориентир.
Основным источником для Шекспира послужили «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншеда (1587). Драматург заимствовал из них основную сюжетную канву, но значительно изменил характеры персонажей. Исторический Макбет правил Шотландией в течение 17 лет и считался достаточно способным монархом, в то время как шекспировский Макбет превращается в кровавого тирана.
Анализ
«Макбет» — трагедия о воине, чьи безграничные амбиции и жажда власти толкают его на путь отказа от морали. Это приводит к разрушению не только его собственной души, но и всего королевства. Изначально конфликт разворачивается внутри Макбета и в его отношениях с женой, которая подталкивает мужа к действию.
Когда Макбет перестаёт бороться со своими амбициями, конфликт становится внешним. Он противостоит другим персонажам, в частности Банко и Макдуфу, которые оспаривают его право на трон. Макбет — главный герой, поскольку повествование сосредоточено на нём. Однако его действия делают его также и антагонистом, а персонажи, побеждающие его, восстанавливают справедливость и порядок.
Пьеса начинается с последствий чужих амбиций: зритель узнаёт о подавлении восстания, которое возглавлял тан Кавдора. Этот эпизод предвосхищает трагические результаты стремления к власти. Конфликт Макбета зарождается после встречи с ведьмами. Услышав, что их первое пророчество сбылось, он начинает размышлять о втором. Как говорит он сам: “Две истины звучат прелюдией счастливой к державной теме”.
Поворотный момент пьесы — выбор Макбета: действовать решительно или ждать, что судьба сама возведёт его на трон. Он разрывается между желанием стать королём и долгом верности Дункану, которому он служит “и как родня, и как вассал”.
Напряжение нарастает, когда леди Макбет узнаёт о пророчестве. Она немедленно начинает строить планы по его осуществлению. Макбет оказывается между двух огней: верностью королю и верностью жене. Леди Макбет не испытывает сомнений и жаждет “влить ей в уши свой настрой и силой языка смести всё то, что на пути его к венцу стоит”.
Леди Макбет успешно манипулирует мужем, заявляя: “Когда ты смел хотеть, тогда был муж”. Этот внутренний и внешний конфликт разрешается действием: Макбет убивает Дункана, а после бегства наследников захватывает власть.
После убийства основной конфликт разворачивается между Макбетом и теми, кто не доверяет его власти. Прокляв себя убийством Дункана, он уже не может остановиться. Банко подозревает Макбета в нечестной игре. Опасаясь разоблачения и пророчества о наследниках Банко, Макбет организует его убийство.
Оба персонажа меняются. Нерешительный ранее Макбет становится твёрд и жесток. Нетерпеливая и кровожадная леди Макбет, напротив, начинает сомневаться. Она говорит мужу, что “всё надо бросить”, тогда как он убеждён, что “зло упрочится другим злодейством”. Убийство Банко лишь усугубляет ситуацию, превращая Макбета в явного тирана.
Речь лорда Леннокса в третьем акте показывает, что знать отвернулась от Макбета, считая его узурпатором. Его правление губительно для Шотландии, “страны страдалицы под проклятой рукой”. Приказ об убийстве семьи Макдуфа создаёт уже личный конфликт, давая Макдуфу повод для мести.
Подстёгиваемый горем, Макдуф клянётся: “Врага Шотландии поставь передо мной, и пусть клинок мой с ним сойдётся”. Эта личная вражда готовит почву для финального поединка и поражения Макбета. Положительный исход для тирана становится невозможным: он теряет авторитет, власть и жену.
Чрезмерная вера в собственную судьбу приводит Макбета к гибели. Он самонадеянно неверно толкует пророчества ведьм, считая их залогом своей славы, хотя на самом деле они предсказывают его поражение. Лишь перед смертью он осознаёт обман, сетуя, что ведьмы “двусмысленно пророчат, прельщают словом, но обманывают делом”. Хотя он винит ведьм, его собственные амбиции также сыграли роковую роль.
Тем не менее, Макбет вызывает определённое сочувствие. На него влияли мощные силы, и он долго верил, что следует своей судьбе. Его смерть разрешает политический конфликт, позволяя законному королю вернуться к власти и восстановить порядок в Шотландии. Финал пьесы даёт надежду на светлое будущее при правлении Малькольма.
Темы
Разрушительная сила амбиций
Основная тема «Макбета» — разрушение, которое несут неконтролируемые амбиции. Макбет, храбрый генерал, изначально не склонен ко злу, но жажда власти толкает его на преступление. Убив Дункана, он погружается в паранойю и чувство вины, а к финалу впадает в безумие.
Леди Макбет преследует цели с большей решимостью, но оказывается неспособной справиться с последствиями. Она безжалостно подталкивает мужа к убийству, но в итоге её совесть не выдерживает груза содеянного, что приводит к отчаянию. Амбиции, подогреваемые пророчествами ведьм, толкают обоих супругов на всё более ужасные поступки.
Жестокость и мужественность
Персонажи пьесы часто рассуждают о гендерных ролях. Леди Макбет манипулирует мужем, ставя под сомнение его мужественность, и желает быть «бесполой». Макбет, в свою очередь, провоцирует нанятых убийц, сомневаясь в их мужественности. Эти действия показывают, что герои отождествляют мужественность с агрессией, и за такими разговорами всегда следует насилие.
В то же время женщины в пьесе также выступают источниками зла. Пророчества ведьм разжигают амбиции Макбета, а леди Макбет становится идейным вдохновителем заговора. Корень хаоса и зла в «Макбете» часто связывают с женскими персонажами, что дало повод некоторым критикам называть пьесу женоненавистнической.
В финале пьесы предлагается пересмотренное определение мужественности. Когда Макдуф узнаёт о гибели семьи, Малькольм призывает его воспринять новость “по-мужски” и отомстить. Макдуф отвечает: “Да, я так и сделаю, но я должен и по-мужски это горе ощутить”. Малькольм усваивает этот урок, признавая, что истинная мужественность включает в себя способность чувствовать.
Королевская власть и тирания
В пьесе Дункана называют «королём», а Макбета — «тираном». Различие между ними раскрывается в диалоге Малькольма и Макдуфа. Малькольм описывает идеального правителя: “Величество, по праву данное, есть правда, честность, выдержка, покой, великодушье, верность, милость, скромность”. Образцовый король — воплощение порядка, справедливости и преданности своей стране.
Макбет же приносит Шотландии хаос, символизируемый плохой погодой и сверхъестественными событиями. Он правит через насилие и убийства, ставя личные интересы выше блага государства. Как воплощение тирании, он должен быть свергнут, чтобы в Шотландии мог править настоящий король.
Честолюбие
Несмотря на подстрекательство ведьм, истинная причина гибели Макбета — его собственное честолюбие. Леди Макбет так же амбициозна и толкает мужа на преступление. Оба не замечают, как их амбиции разрушают моральные границы и ведут к гибели. Завоевав власть, Макбет не наслаждается ею, а становится одержим её сохранением.
Чувство вины
Чувство вины за убийство Дункана и Банко вызывает у Макбета галлюцинации. Леди Макбет также страдает от видений и в конце концов сходит с ума. Мучения обоих героев показывают, что они не являются абсолютно бессердечными. На каком-то уровне они осознают тяжесть своих проступков, и это не позволяет им насладиться властью, к которой они так стремились.
Дети
Тема детей символизирует продолжение рода и будущее. Макбет убивает Банко, чтобы помешать исполнению пророчества о его потомках-королях, но Флинс спасается. У Макбетов нет наследников, хотя леди Макбет упоминает, что была матерью: “Я знаю, как нежно любить младенца у груди”. Это намекает на возможную потерю ребёнка в прошлом и подчёркивает бездетность их союза.
Список персонажей
Макбет
Шотландский полководец (историческое имя — Mac Bethad mac Findlaích), тан Гламиса. Пророчества трёх ведьм пробуждают в нём тёмные амбиции. Макбет — храбрый воин, но ему не хватает моральной стойкости. Он легко поддаётся искушению убить ради трона, после чего совершает всё новые преступления. Ему не хватает качеств, необходимых для правления, и он решает все проблемы насилием.
В отличие от других великих злодеев Шекспира, таких как Яго или Ричард III, Макбет не может справиться с психологическими последствиями своих деяний. Он мучается чувством вины и страхом. Перед убийством Дункана он колеблется, и лишь настойчивость жены толкает его на преступление. Позже он действует всё более решительно, но впадает в отчаяние.
Когда в финале враги окружают его замок, Макбет, кажется, испытывает облегчение. Он возвращается в привычную для себя стихию — на поле боя. Он отказывается от самоубийства и погибает в бою, завершая круг: пьеса начинается с его победы и заканчивается его смертью.
Леди Макбет
Жена Макбета, честолюбивая женщина, жаждущая власти. В начале пьесы она кажется более сильной и безжалостной, чем её муж. Она побуждает его убить Дункана и захватить корону. Однако после начала кровопролития её начинает терзать чувство вины. Совесть доводит леди Макбет до безумия и, в конечном итоге, до самоубийства.
Леди Макбет — один из самых ярких женских персонажей Шекспира. Она использует манипуляции, чтобы достичь своих целей, эффективно управляя мужем и ставя под сомнение его мужественность. Однако после совершения преступления её сила воли иссякает. Она не может справиться с грузом вины, что приводит её к трагическому концу.
Три ведьмы
Три «странные сестры», которые замышляют зло против Макбета, используя пророчества и заклинания. Их предсказания толкают его на убийство Дункана и слепую веру в собственную неуязвимость. Сущность ведьм в пьесе остаётся неясной. Они получают извращённое удовольствие, играя с человеческими судьбами и используя слабости людей в своих целях.

Зритель остаётся в неведении, являются ли ведьмы агентами судьбы или независимыми силами зла. Некоторые их пророчества кажутся самосбывающимися, так как именно они подталкивают Макбета к действию. В то же время они предсказывают события, которые, казалось бы, не могут быть подстроены. Ведьмы олицетворяют иррациональное, инстинктивное зло.
Банко
Храбрый и благородный генерал. Согласно пророчеству, его дети унаследуют трон. Банко, как и Макбет, размышляет об амбициозных планах, но не преступает моральные границы. Его персонаж служит укором Макбету, представляя путь, который тот отверг. Именно поэтому призрак Банко, а не Дункана, преследует Макбета, напоминая о его преступлении и утраченной чести.
Король Дункан
Добрый король Шотландии, убитый Макбетом. Дункан — образец добродетельного и мудрого правителя. Его смерть символизирует разрушение порядка в стране, который восстанавливается лишь с восшествием на престол его сына Малькольма.
Макдуф
Шотландский дворянин, с самого начала враждебный к власти Макбета. Он возглавляет поход с целью свержения тирана и восстановления на троне законного наследника Малькольма. Макдуфом также движет жажда мести за жестокое убийство его жены и детей по приказу Макбета.
Малькольм
Старший сын Дункана. Его восшествие на престол знаменует восстановление порядка в Шотландии. С помощью Макдуфа и поддержки Англии он собирает армию, чтобы бросить вызов Макбету.
Геката
Богиня колдовства, которая руководит тремя ведьмами и помогает им в их зловещих планах против Макбета.
Флинс
Сын Банко, которому удаётся спастись от наёмных убийц. Его судьба в конце пьесы остаётся неизвестной, но он может стать будущим королём, исполнив пророчество ведьм.
Леннокс
Шотландский дворянин.
Росс
Шотландский дворянин.
Убийцы
Группа наёмников, нанятых Макбетом для убийства Банко, Флинса, а также семьи Макдуфа.
Привратник
Пьяный швейцар в замке Макбета, чей комический монолог на короткое время разряжает мрачную атмосферу пьесы.
Леди Макдуф
Жена Макдуфа. Сцена в её замке показывает мирную семейную жизнь, контрастирующую с адской атмосферой замка Макбета.
Дональбейн
Младший сын Дункана и брат Малькольма.
Вопросы и ответы
— Ведьмы в «Макбете» настоящие?
В мире пьесы — да. Макбет действительно видит трёх ведьм, и его спутник Банко также их видит и разговаривает с ними. Хотя Банко вначале сомневается, реальны ли они или это общая галлюцинация, оба персонажа в дальнейшем воспринимают их как физических существ. Позже ведьмы появляются вместе со своей королевой Гекатой в сцене, где нет ни одного человека. Это служит доказательством их независимого существования в рамках сюжета.
Можно сравнить отношение к ведьмам с отношением к призраку Банко. Когда Макбет утверждает, что видит призрак, леди Макбет настаивает, что ничего нет, говоря ему: “Ведь пред тобой пустой лишь стул”. В пьесе и у Макбета, и у его жены бывают галлюцинации, которые видят только они, но ведьм видят и другие персонажи.
— Макбет всегда хотел стать королём?
Пьеса не даёт прямого ответа, но реакция Макбета на пророчество ведьм решительно намекает на его скрытые амбиции. Услышав, что он станет королём, Макбет реагирует настолько бурно, что Банко спрашивает: “Что вас в смятенье повергает, сэр, при вести столь прекрасной?”. Такая реакция говорит о том, что мысль о короне уже была ему знакома и волновала его. Точно так же леди Макбет, прочитав письмо мужа, немедленно начинает строить планы убийства, что указывает на её давнюю мечту о власти.
— Почему Макбет верил, что ведьмы хотят ему помочь?
Макбет до самого конца ошибочно принимал точность предсказаний ведьм за их благосклонность. Он стал жертвой когнитивного искажения: всё, что они предсказывали, сбывалось, но в итоге оборачивалось против него. Он получил титул тана Кавдора, но это разожгло его амбиции и привело к убийству Дункана. Он стал королём, но в результате погряз в тирании и потерял всё.
Даже когда Макбету показывают видение потомков Банко на троне, он всё равно не осознаёт, что ведьмы не на его стороне. Он воспринимает их двусмысленные пророчества — что его не одолеть, пока Бирнамский лес не двинется с места, и что его не убьёт рождённый женщиной, — как гарантию своей неуязвимости. Эта слепая вера и приводит его к гибели.
— Леди Макбет совершила самоубийство?
Шекспир оставляет этот вопрос открытым. Когда Макбету сообщают о смерти жены, подробностей не раскрывают. В финале пьесы Малькольм говорит, что королева, “как говорят, она своей рукой себе насила жизнь”. Ключевое слово здесь — «говорят», что указывает на слух, а не на установленный факт. Самоубийство считалось смертным грехом, и такая смерть обрекла бы леди Макбет на вечное проклятие. Неоднозначность финала её истории лишь усиливает трагизм образа.
— Как переместился Бирнамский лес и почему Макдуф смог убить Макбета?
Оба события являются примером того, как ведьмы использовали двусмысленные формулировки для обмана Макбета. Бирнамский лес не двинулся сам по себе. Наступающая армия Малькольма использовала ветви деревьев из этого леса для маскировки. Солдаты несли их перед собой, и издали казалось, будто лес идёт на замок Дунсинан.
Что касается второго пророчества, Макдуф смог убить Макбета, потому что он не был «рождён женщиной» в обычном смысле. Он появился на свет в результате кесарева сечения, то есть был «из чрева матери извлечён до срока». Таким образом, Макдуф формально соответствовал условию пророчества, которое Макбет понял слишком буквально.
— Что убедило Макбета в правдивости пророчеств?
Макбет окончательно поверил ведьмам, когда сбылась первая часть их предсказания. Они приветствовали его как тана Гламиса (его текущий титул) и как тана Кавдора. Вскоре после этого прибыл гонец Росс и сообщил, что король даровал Макбету титул тана Кавдора, поскольку предыдущий владелец был казнён за измену. Это немедленное и неожиданное подтверждение заставило Макбета поверить и в то, что он станет королём.
— Почему Банко не доверял ведьмам?
Банко, в отличие от Макбета, отнёсся к пророчествам с большим скептицизмом. Он служит моральным противовесом своему другу. Банко мудро предупреждает Макбета, что “орудья тьмы нам правду говорят, чтоб заманить в погибель”. Хотя пророчество сулило великое будущее и его потомкам, Банко не поддался искушению и предпочёл не вмешиваться в ход судьбы, подозревая в словах ведьм коварный обман.
— Почему Макбет решил, что ему нужно убить Дункана?
Переломным моментом для Макбета стало решение короля Дункана объявить своего сына Малькольма наследником престола, принцем Камберлендским. До этого Макбет колебался, стоит ли ему действовать или довериться судьбе. Однако, когда на его пути к трону появилось прямое препятствие в лице Малькольма, Макбет понял, что для исполнения пророчества ему придётся “перешагнуть” через наследника, а значит, взять дело в свои руки и убить короля.
— Как леди Макбет убедила мужа убить короля?
Леди Макбет использовала мощную психологическую манипуляцию, поставив под сомнение его мужественность. Когда Макбет заколебался, она обвинила его в трусости, спросив: “Ты хочешь своего, но отступаешь?”. Она заявила, что настоящим мужчиной он был в тот момент, “когда ты смел хотеть”. Эта атака на его честь и храбрость сработала: уязвлённый Макбет, несмотря на отвращение к жестокости жены, решился на убийство, чтобы доказать свою доблесть.
— Почему Макбет убил камергеров Дункана?
Это было импульсивное и незапланированное действие, совершённое в состоянии паники. Согласно плану леди Макбет, они должны были лишь подставить пьяных слуг, оставив рядом с ними окровавленные кинжалы. Однако, совершив убийство, Макбет был настолько потрясён, что, вероятно, убил камергеров из страха быть разоблачённым. Официально он объяснил это приступом ярости из-за их «предательства», но на самом деле это была отчаянная попытка замести следы.
— Почему сыновья Дункана бежали из Шотландии?
Малькольм и Дональбейн бежали, потому что опасались за свои жизни. Они понимали, что тот, кто убил их отца, скорее всего, попытается устранить и их как законных наследников. Их бегство было логичным актом самосохранения, но Макбет и его сторонники использовали это, чтобы объявить принцев главными подозреваемыми, что очистило Макбету путь к трону.
— Почему Макбет убил Банко?
Макбет видел в Банко двойную угрозу. Во-первых, Банко был свидетелем пророчеств ведьм и, будучи человеком чести, мог догадаться о причастности Макбета к смерти Дункана. Во-вторых, Макбета преследовала вторая часть пророчества: не его дети, а потомки Банко станут королями. Ослеплённый паранойей и желанием удержать власть, Макбет решил устранить друга, чтобы защитить свой трон и попытаться обмануть судьбу.
— Как смерть леди Макбет повлияла на Макбета?
К моменту смерти жены Макбет был уже настолько опустошён и эмоционально оцепенел, что воспринял эту новость с фаталистическим безразличием. Его реакция — знаменитый монолог, начинающийся со слов “Она должна была когда-нибудь умереть”, — показывает полное крушение его мира. Жизнь для него потеряла всякий смысл и превратилась в “рассказ безумца, где много шума и страстей, но нет значенья”. Смерть жены стала лишь последним штрихом в картине его тотального отчаяния.
— Существовал ли исторический король Макбет?
Да, реальный Макбет (гэльск. *Mac Bethad mac Findlaích*) правил Шотландией с 1040 по 1057 год. В отличие от своего шекспировского образа, он был достаточно успешным и мудрым монархом. Он действительно убил короля Дункана I, но сделал это в открытом бою, а не во сне. Шекспир значительно драматизировал и исказил исторические события, взятые из «Хроник Холиншеда», чтобы создать более мощную трагедию об амбициях и угодить своему покровителю, королю Якову I, который считался потомком Малькольма.
— Каково значение образов крови в пьесе?
Кровь — это центральный и многогранный символ в «Макбете». Вначале она символизирует храбрость и честь (например, окровавленный сержант, принёсший весть о победе). Однако после убийства Дункана кровь становится главным символом вины. Макбет видит кровавый кинжал, а позже и он, и леди Макбет страдают от видений несмываемой крови на руках. Этот образ показывает, что их вина въелась в саму их суть и не может быть смыта. Эволюция символа крови от чести к вине отражает моральное падение героев.
— Что убедило Макбета в его неуязвимости?
Макбет слепо поверил двум пророчествам, которые он истолковал слишком буквально. Первое гласило, что ему не повредит “никто, рождённый женщиной”. Второе — что он будет непобедим, пока “Бирнамский лес на Дунсинанский холм войной не двинется”. Поскольку все люди рождаются от женщин, а леса не могут ходить, Макбет счёл себя защищённым от любой угрозы. Эта самонадеянность и стала причиной его краха, так как он не учёл двусмысленности этих предсказаний.
— Как сбылось пророчество ведьм о Банко?
В рамках пьесы пророчество не сбывается: королём после Макбета становится Малькольм, сын Дункана. Однако побег сына Банко, Флинса, оставляет эту возможность открытой для будущего. Этот сюжетный ход был важен для Шекспира, поскольку его покровитель, король Англии Яков I (он же Яков VI Шотландский), считался прямым потомком Банко. Таким образом, пророчество служило комплиментом правящему монарху, подтверждая законность его династии.
- Владимирский драмтеатр представил оригинальную версию спектакля «Леди Макбет Мценского уезда»
- В Иркутской драме им. Охлопкова успешно прошла премьера спектакля «Макбет»
- На Новой сцене Александрийского театра представили спектакль «Макбет» в прочтении польского режиссёра Кшиштофа Гарбачевского
- Премьера «Макбет» в «Балтийском доме» - дебют Люка Персеваля в России
- «Много шума из ничего», краткое содержание
- «Укрощение строптивой», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?